Файл: Разработка дорожной карты создания нового бизнеса (Построение предстартовой бизнес-модели нового бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Ответы на вопрос «что?». Бизнес-идея. Эффект изюминки нового бизнеса.
1.4. Классификации стартапов в зависимости от предмета бизнеса
1.7. Ответы на вопросы «с кем?» и «против кого?»
1.8. Влияние предпринимательской среды на успех стартапа. Инфраструктура стартапов.
1.9. Построение предстартовой бизнес-модели нового бизнеса.
1.5. Ответы на вопрос «как?»
Иногда считается, что бизнес-идея отвечает только на вопрос «что?». На практике это совсем не так. Проработанная бизнес-идея всегда включает ответы на все «вечные вопросы» бизнеса. Не менее важным чем определение предмета бизнеса является объяснение предпринимателями самим себе, как они будут вести дело, кто именно будет обеспечивать результаты, с кем сообща и против кого будут действовать владельцы бизнеса, отстаивая свои интересы.
Разбирая варианты ответов на вопрос «что?», будущие предприниматели сталкиваются с необходимостью одновременного поиска положительных ответов на вопрос «как?».
Любой приемлемый ответ на вопрос «как?» включает две части:
- определение предполагаемых средств достижения целей;
- описание бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций
Первая часть ответа на вопрос «как?» – определение предполагаемых средств достижения обоснованных и сформулированных вариантов целей бизнеса.
Понятия «цель» и «средства» входят в число парных категорий. Их принято рассматривать вместе. Всякая цель оказывается недостижимой при отсутствии надлежащих средств. А любые средства могут быть эффективны только в том случае, если они применяются для достижения цели. Если же цель не обозначена корректно, об эффективности средств говорить не имеет смысла. Таким образом, вопросы «что?» и «как?» всегда задаются одновременно.
Отвечая на вопрос «как?», будущие предприниматели очерчивают круг материальных, человеческих, инвестиционных, информационных и иных ресурсов, с помощью которых они намереваются начать действия для реализации выдвигаемых целевых установок.
Для того чтобы услуги оказывались, работы выполнялись, а товары производились и продавались в нужном количестве, надлежащего качества и в установленные сроки, предпринимателям необходимо обзавестись всеми этими ресурсами, а также технологически увязать их между собой.
Приходится предпринимателям привлекать технологические, информационные ресурсы, различные «ноу-хау», за которые также платятся деньги. В свою очередь потребность в финансовых средствах должна быть каким-либо образом удовлетворена. Предпринимателям приходится обращаться за кредитами в коммерческие банки. Для этого необходимо располагать имуществом, которое можно было бы предоставить кредиторам в качестве залога.
Потребность в финансовых средствах может удовлетворяться с помощью внешних инвестиций. В этом случае финансовые средства имеют инвестиционный характер
Второй частью ответа на вопрос «как?» является описание бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций.
Описание бизнес-процессов необходимо на предстартовой стадии для оптимизации последующего стартапа. Вхождение в бизнес в этом случае сопровождается наличием в арсенале предпринимателей не только внятных целей бизнеса, которым они намерены заниматься, и четкого понимания того, на какой ресурсной базе они будут этот бизнес вести, но и ясного представления о том, как должны создаваться результаты их бизнеса. Чем более проработанным окажутся бизнес-процессы, тем более подготовленными окажутся предприниматели в дальнейшем.
Предпринимателям предстоит разобраться с тем, как должны быть выстроены производственный и коммерческий процессы, какими технологиями должны пользоваться люди, непосредственно занятые в производстве и сбыте продукции, как должны быть организованы и кем укомплектованы производственные и коммерческие подразделения будущей фирмы.
Между тем, продаж без покупателей не бывает. Предприниматели задаются резонным вопросом: как сделать бизнес коммерчески эффективным?
Им предстоит перейти к формированию конкретных представлений о том, как они намерены продавать результаты своего бизнеса. Помимо технологических вопросов продаж объектами проработки становятся бизнес-коммуникации с будущими клиентами.
Например, следует определиться с тем, как надо сочетать в продажах ориентацию на удовлетворение потребностей и ориентацию на формирование спроса самими предпринимателями. Интересы предпринимателей диктуют им необходимость делать клиентов не только благодарными потребителями, но и своими верными союзниками.
Поэтому им приходится ориентироваться на потребности и формировать спрос одновременно. На таком сочетании базировались бы подходы к формированию клиентской базы, «созданию клиентов» и их сплочению вокруг своего дела, воздействию на эволюцию потребительских ожиданий и состав клиентов. Поэтому, отвечая на вопрос «как?», предприниматели готовят бизнес-коммуникации с будущими клиентами, которые в дальнейшем могли бы помочь им не только подстроить бизнес-процессы под потребности этих клиентов, но и сделать их энтузиастами своего бизнеса.
1.6. Ответы на вопрос «кто?»
Ответы на вопрос «кто?» позволяют предпринимателям очертить круг лиц, которым, по их мнению, надлежит стать основой команды нового бизнеса. Они появляются после выявления предпринимательской миссии, достижения понимания того, для чего и для кого необходимо вступать в предпринимательскую деятельность, что (какие новые ценности) следует создавать, с помощью каких ресурсов, бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций. Выяснив все это, люди формируют понимание того, по плечу ли им это самим, не стоит ли отказаться от первоначальных намерений и замыслов, пока не поздно, или же, наоборот укрепиться в убеждении, что именно им это как раз по плечу, это – именно их
дело. Поэтому, отвечая на вопрос «кто?», предприниматели должны в первую очередь разобраться в самих себе. Им предстоит откровенно признаться себе в том, каковы их личные шансы в задумываемом бизнесе. Для этого следует принять во внимание наличие или отсутствие профессионально значимых способностей, склонностей, личностных качеств, квалификации, опыта и мотивации, первоначальных ресурсов или доступа к ним. Факторы успеха стартапа, зависящие от инициаторов стартапа, являются ключевыми. Они определяют потенциал их личной конкурентоспособности на этапе стартапа в сравнении с другими начинающими и уже состоявшимися предпринимателями.
В итоге размышлений, оценок и самооценок им надлежит воскликнуть: «Кто, если не я?!». После этого будущие предприниматели могут с чистым сердцем приступить к определению состава сотрудников, которых следует нанять, и потенциальных партнеров в общем бизнесе. Вместе с партнерами и сотрудниками им надлежит сформировать команду нового бизнеса.
Предпринимателям необходимо осознать, какому коллективу владельцев бизнеса окажется под силу поднять новое дело, реализовать его цели, сплотить вокруг себя исполнителей. Именно на предстартовой стадии предпринимателям надлежит четко осознать и охарактеризовать параметры партнерства в общем бизнесе.
Входя в общее дело, предприниматели, претендующие на статус лидеров, стремятся возглавить это дело, стать лидерами команды партнеров, подчинить себе партнеров. Создание команды они воспринимают как рациональный выбор, в ходе которого намереваются превратить способности и компетентность партнеров в профессиональные компетенции
фирмы, в конкурентные преимущества общего бизнеса, соответственно, в собственные конкурентные преимущества. Многие участники фирмы, напротив, ограничивают свои профессиональные притязания участием в заседаниях советов директоров фирмы и получением дивидендов.
На предстартовом этапе самое важное для каждого предпринимателя – определить, надо ли вообще начинать бизнес с тем или иным составом партнеров. От правильности выбора зависят не только стратегические успехи предпринимателей, но и достижение ближайшей и последующих оперативных целей – создание бизнеса, обеспечение его конкурентоспособности на стартовой стадии. Ответ на вопрос «кто?» предполагает формирование представлений о будущих сотрудниках, уровне их профессиональной компетентности. Любому предпринимателю важно понимать, с каким составом исполнителей он сможет развернуть деятельность и кого именно необходимо привлечь для непосредственного выполнения совокупности производственных, коммерческих и иных операций.
1.7. Ответы на вопросы «с кем?» и «против кого?»
Когда будущим предпринимателям понятно «для чего» и «для кого» они создают бизнес, «что» и «как» следует делать, «кто» именно включится в бизнес-процессы, без положительного ответа останутся только вопросы «с кем?» (с кем делать бизнес?) и «против кого?» (против кого делать бизнес?). Бизнес можно вести в одиночку (частное предпринимательство), но действовать на рынке в одиночку нельзя. Молодым предпринимателям важно умение находить себя в неожиданных ситуациях и маневрировать среди окружения. Множество ситуаций, ежедневно возникающих в процессе становления нового бизнеса, действительно требуют безотлагательного реагирования. Взявшись за новый проект, предпринимателям приходится ответить на вопросы «с кем сотрудничать?» и «против кого соперничать?». Им приходится всматриваться в окружение, выискивая в нем тех, кто мог бы стать подходящим контрагентом или надежным партнером в совместном бизнесе, а к кому следует относиться как к опасному сопернику. Ответы на вопрос «с кем?» становятся актуальными в процессе поиска приемлемых способов сотрудничества без вовлечения окружения в состав совладельцев бизнеса. Взаимодействие с партнерами и контрагентами может быть выгодным или невыгодным, обеспечивать дополнительные конкурентные преимущества или ослаблять бизнес. Отвечая на вопрос «с кем?», предприниматели очерчивают круг:
- необходимых партнеров по бизнесу, с которыми следует действовать совместно, объединяться в деловые альянсы, договариваться об общей политике действий по отношению к окружению;
- поставщиков ресурсов и услуг, с которыми следует создавать устойчивые связи, каналы поступления ресурсов и каналы товародвижения;
- государственные организации, институты общества и прочее окружение, которое нужно изначально расположить в свою пользу.
Уже на предстартовом этапе будущим предпринимателям необходимо, хотя бы в первом приближении, выявить потенциально подходящих и неподходящих партнеров, добросовестных и недобросовестных контрагентов. Надо постараться приблизиться к пониманию характера и состава участников будущих бизнес-коммуникаций, к определению с кем и на каких началах целесообразно заключать при необходимости соглашения о сотрудничестве.
Отвечая на вопрос «против кого?», предприниматели очерчивают круг конкурентов, с которыми они намерены соперничать в процессе организации деятельности по ведению бизнеса. Соперничество развернется вокруг каждого из бизнес-процессов, внедрения инноваций, доступа к ресурсам, менеджмента, квалифицированных сотрудников, клиентов, получения государственных заказов и государственных субсидий и др. Из конкуренции нельзя выйти добровольно и в одностороннем порядке, также нельзя делать вид, будто ее не существует. Ни один профессиональный владелец бизнеса не сможет успешно действовать, полагая, что конкуренты сами напомнят о себе в случае необходимости. Надо понимать, что такое напоминание может произойти неожиданно, в неблагоприятных обстоятельствах, в неудобное время, но зато в условиях, вполне устраивающих соперников. Для того чтобы этого не случилось, предпринимателям уже на предстартовой стадии следует инициативно определить круг соперников, с которыми, по всей вероятности, им придется столкнуться и быть готовым оказать противодействие. Предпринимателям следует приобрести специфические знания и навыки в сфере конкуренции. Виды, методы, типы, стратегии, тактические модели конкурентных действий подлежат изучению и освоению. Ведь профессиональное внимание к конкуренции как к обязательной стороне ведения бизнеса должно быть надлежащим и полноценным.
1.8. Влияние предпринимательской среды на успех стартапа. Инфраструктура стартапов.
Успех стартапа обусловливается разными факторами. Они могут зависеть от предпринимателей или не зависеть от них. Непосредственно от самих предпринимателей зависит далеко не все. Ведь стартапы производятся в среде, которая может обладать разной степенью благоприятствования началу бизнеса. Предпринимательская среда как условие благоприятствования новому бизнесу приобретает характер предпринимательской экосистемы. Факторами успеха стартапов, зависящими от предпринимательской среды, являются:
- нормативная база развития предпринимательства;
- инфраструктура предпринимательства;
- предпринимательский климат.
Немаловажное значение имеет наличие в стране и конкретном регионе законодательной и другой нормативной базы, позволяющей стимулировать и поощрять людей к участию в предпринимательстве. Разные рынки открывают предпринимателям разные правовые возможности вхождения в бизнес. Важный фактор успеха стартапов – наличие на рынке подходящей инфраструктуры стартапов.
Инфраструктура стартапов включает совокупность специализированных организаций, способствующих предпринимателям в ведении дел на этапе вхождения в бизнес, в частности: бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технопарки, технополисы, специализированные учебные заведения, консалтинговые и управляющие компании, органы государственной и негосударственной поддержки стартапов. Бизнес-инкубаторы осуществляют комплексную поддержку и содействие предпринимателям и стартап-фирмам в процессе реализации и коммерциализации инновационных бизнес-идей. Еще один фактор успеха стартапов – предпринимательский климат. Под предпринимательским климатом понимается характерное для того или иного рынка устойчивое состояние предпринимательской среды, внутри которой разворачиваются бизнес-процессы и развиваются бизнес-коммуникации. В географии под климатом понимают усредненное значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий), статистический ансамбль погодных состояний. Как и всякий климат, представляющий собой многолетний режим определенных состояний, предпринимательский климат обеспечивает всем предпринимателям общие для них возможности и условия ведения дела и достижения его целей на определенном национальном и (или) региональном рынке. Характеристика предпринимательского климата обычно включает: