Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (Понятие и сущность розничной торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Таблица 3. Основные показатели деятельности магазина «Пятерочка».
Показатели |
3 квартала 2013 год |
3 квартала 2014 года |
3 квартала 2015 |
Отклонение |
Темпы роста, % |
Фактич. |
Сопост. |
2014 от 2013 |
2015 от 2014 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среднедневной товарооборот, тыс. руб./день |
104,56 |
115,90 |
104,72 |
125,10 |
112,97 |
Численность персонала, чел. |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./день |
6,54 |
7,24 |
6,54 |
7,82 |
7,06 |
Товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./день |
0,16 |
0,19 |
0,17 |
0,20 |
0,18 |
Товарооборот на 1 м2 складской площади, тыс. руб./день |
0,35 |
0,39 |
0,35 |
0,42 |
0,38 |
Валовой доход, тыс. руб./день |
28,30 |
29,15 |
26,38 |
31,45 |
28,40 |
Уровень валового дохода, % |
27 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Издержки обращения, тыс. руб./день |
12,80 |
13,80 |
12,47 |
15,90 |
14,36 |
Уровень издержек обращения, % |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
Прибыль, тыс. руб./день |
2,70 |
3,07 |
2,77 |
3,78 |
3,42 |
Рентабельность продаж, % |
2,58 |
2,65 |
2,65 |
3,02 |
3,02 |
Рентабельность издержек, % |
21,05 |
22,24 |
22,24 |
23,78 |
23,78 |
Проанализировав таблицу 3 видно, что возрастает себестоимость проданных товаров, но при этом выручка тоже возрастает, а значит магазин пользуется успехом у покупателей.
Магазин постоянно совершенствуется: в 2014 году сделали новую входную группу, оборудовали пандус, заасфальтировали подъезд к эстакаде, месту разгрузки автомашин - в связи с этим увеличиваются, из года в год, коммерческие расходы.
Что бы узнать товарооборот в день на одного работника необходимо разделить среднедневной товарооборот на количество персонала.
____________________________________________________________________________________
Сайт http://russian-consumer.ru/2018/02/06/
В магазине он составляет:
Т/об = 104,56 тыс. руб./16 чел. = 6,54 тыс. руб. (2013 год);
Т/об = 104,71 тыс. руб./16 чел. = 6,54 тыс. руб. (2014 год);
Т/об = 112,97 тыс. руб./16 чел. = 7,06 тыс. руб. (2015 год).
Среднесписочная численность персонала осталась неизменной, но как видно из таблицы 3, товарооборот на одного работника увеличился: в 2014 году на 4 рубля или на 0,6%, а в 2015 году уже на 515,7 рублей или на 7,8%.
Это произошло не только за счет увеличения самого товарооборота, но и за счет поднятия цен на многие группы товаров, что также влечет за собой увеличение товарооборота в численном выражении.
Важнейшим показателем эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, ее состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.
От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплаты налогов. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торгового предприятия полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень.
На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценки эффективности хозяйствования, ее анализе используют показатель рентабельности продаж.
В магазине рентабельность продаж (Рп) составляет:
Рп = 2695 руб./ 104560 руб. * 100% = 2,58% (в 2013 году);
Рп = 2772,9 руб./104716,3 руб. * 100% = 2,65% (в 2014 году);
Рп = 3414,3 руб./112967,3 руб. * 100% = 3,02% (в 2015 году).
Можно сделать вывод, что доля прибыли на каждые 100 рублей товарооборота составляет: 2,58 рублей - 2013 год; 2,65 рублей - 2014 год; 3,02 рублей - 2015 год.
Однако рентабельность продаж не является единственным показателем.
Так же особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения).
В магазине «Пятёрочка» этот показатель составляет:
Ри = 2695 руб./12800 руб. * 100% = 21,05% (в 2013 году);
Ри = 2772,9 руб./12468,4 руб. * 100% = 22,24% (в 2014 году);
Ри = 3414,3 руб./14358 руб. * 100% = 23,78% (в 2015 году).
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, поскольку показывает, какова доля прибыли на каждые 100 рублей расходов по ведению торговли.
Расходы, связанные с осуществлением процессов купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процессы, которые непосредственно способствуют совершению актов купли-продажи товаров), называются чистыми издержками обращения.
Классификация издержек обращения позволяет улучшить учет, углубить анализ, сделать более действенным контроль за их состоянием.
При анализе коммерческой деятельности важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения.
Уровень издержек обращения (Уи/о) рассчитывается как процентное отношение суммы издержек об В магазине «Пятёрочка» уровень издержек обращения составил:
Уи/о = 12800 руб./104560 руб. * 100% = 12% (в 2013 году);
Уи/о = 12468,4 руб./104716,3 руб. * 100% = 12% (в 2014 году);
Уи/о = 14258 руб./112967,3 руб. * 100% = 13% (в 2015 году).
_____________________________________________________________________________________
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник Изд. 7-е, перераб. М.: Новое знание, 2017.
Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М: Юрист, 2016. - 659 с.
Данный показатель свидетельствует о том, что на 100 рублей объема продаж магазина приходится 12 рублей расходов в 2013 году, 12 рублей расходов в 2014 году и 113 рублей расходов в 2015 году.
Товарооборот изменился под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.
В качестве производительности труда в торговле применяется сумма товарооборота на одного работника.
Таблица 4. Товарооборот, численность работников и производительность их труда в торговой организации
Показатели |
2014 год (базисный год) |
2015 год (отчетный год) |
Отклонения 2015 от 2014 |
Среднедневной товарооборот (Nр), тыс. руб./день |
104,71 |
112,96 |
+8,25 |
Среднесписочная численность работников (Ч), чел. |
16 |
16 |
0 |
Товарооборот на одного работника (В), тыс. руб./день |
6,54 |
7,06 |
+0,51 |
Объём товарооборота можно представить произведением численности работников и производительности труда (таблица 4):
Nр = Ч * В
1) Nр0 = 16 * 6,54 = 104,71 (тыс. руб.)
2) Nр1 = 16 * 7,06 = 112,96 (тыс. руб.)
____________________________________________________________________________________
Сайт http://russian-consumer.ru/2018/02/06/
Для определения влияния на объем товарооборота среднесписочной численности работников и производительности труда производим три расчета:
1) Ч0 * В0 = Nр0
16 * 6,54= 104,71 (тыс. руб.)
2) Ч1 * В0 = Nр
16 * 6,54 = 104,71 (тыс. руб.)
3) Ч1 * В1 = Nр1
16 * 7,06 = 112,96 (тыс. руб.)
Отклонение объема розничного товарооборота отчетного года от базисного определяется в результате увеличения среднедневного товарооборота на одного работника:
В1 - В0 = 7,06 - 6,54 = 0,51 (тыс. руб.).
Отклонения в результате изменения среднесписочной численности работников не применяется в виду того, что в отчетном году, по сравнению с базисным, среднесписочная численность работников не изменилась.
На основании проведенного анализа хозяйственной деятельности и факторного анализа, можно сделать выводы:
1. розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его приемлемы в данных условиях - 7,88%;
2. достигнут рост товарооборота практически по всем товарным группам, которыми торгует предприятие;
3. прирост товарооборота, в основном, достигнут в основном за счет влияния цен, а также за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
4. средние запасы магазина увеличились на 5,15% на начало периода и на 2,44% на конец периода;
_____________________________________________________________________________________
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник Изд. 7-е, перераб. М.: Новое знание, 2017.
Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М: Юрист, 2016. - 659 с.
Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 204. - 448с.
5. в магазине увеличился товарооборот на одного работника на 515,7 руб./день или на 7,9%;
6. предприятие в 2014 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков;
7. За 2014 год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2013 годом;
8. увеличилась сумма валового дохода предприятия на 2062,7 руб./день, это было достигнуто в основном за счет увеличения товарооборота;
9. как средство стимулирования продаж целесообразно введение дисконтных карт или карт постоянных покупателей;
10. товарооборот следует стимулировать в периоды спада путем проведения акций или усиления рекламных компаний.
Анализ деятельности предприятия показал, что у него имеются достаточные финансовые возможности для расширения своей деятельности. В рыночных условиях хозяйствования необходимо расширять ассортимент предлагаемой продукции путем налаживания связей с оренбургскими поставщиками. Это позволит значительно расширить ассортимент предлагаемых населению товаров, тем более что на данном локальном рынке эти товары уже стали известными и успели себя зарекомендовать как товары хорошего качества и по доступной цене, что отразится в росте доходов исследуемого магазина.
На перспективу для «Пятерочки» целесообразным является расширение торговых площадей за счет дополнительной аренды не только в городе Москва, но и по Московской области. При этом, ООО «Пятерочка», как показал анализ, перед своими основными конкурентами имеет ряд преимуществ (высокое качество предлагаемых товаров, оптимальные отпускные цены), которые позволят осуществить проект расширения торгового бизнеса на высоком организационно-экономическом уровне.
Открытие новых магазинов сетевой структуре сделать гораздо проще и дешевле, чем рядовым оренбургским предпринимателям, что и необходимо использовать. Перераспределение получаемой прибыли по всей сети для расширения числа магазинов не только в крупных городах, но и по небольшим населенным пунктам приведет к тому, что прибыль, получаемая от востребованных покупателями магазинов в населенных пунктах по области, окажется на порядок выше издержек. Еще одним плюсом будет и вытеснение конкурентов на региональном рынке, завоевание покупателя и расширение товарооорачиваемости и, следовательно, денежной массы по всей сети.
Такой подход поможет снизить транспортные расходы, рекламные расходы, расходы на оплату труда, расходы на арендную плату и содержание зданий, на покупку оборудования, если использовать Российских поставщиков не только товаров, но и оборудования и инвентаря.
Снижение издержек произойдет главным образом из-за уменьшения времени доставки товара от производителя в розничную торговую сеть. Если на данный момент товар с распределительного центра доставляется в магазин 2-3 дня, то при доставках от местных поставщиков магазин будет выигрывать на поставке не только время, но и получит прирост прибыли. Не будет необходимости вести товар несколько суток, что, в среднем, приведет к увеличению среднедневного товарооборота на 1,5-3% или на 3600 рублей в день. При налаживании долгосрочных связей это может принести магазину 1,2 млн рублей в год дополнительной прибыли.
Увеличение ассортимента и его последующая корректировка с учетом спроса покупателей может значительно повысить конкурентоспособность всей сети в целом. Меньше средств будет затрачиваться на саму покупку товаров, от местных производителей товары будут поступать по цене ниже, чем от других российских производителей, а качество не будет уступать предлагаемым товарам, если наладить долгосрочные договорные связи.
Увеличение культуры обслуживания покупателей в целом позволит ООО «Пятерочка» повысить рентабельность магазинов и привлечь новых покупателей, что также может повысить предполагаемый товарооборот. Планируется ввести дисконтные карты, что бы те покупатели, которым удобно совершать покупки в магазине сети, могли стать постоянными покупателями. Такие рекламные акции оказываются действенными на данном региональном рынке и в будущем способны принести увеличение как товарооборачиваемости магазина в целом, так и повышение лояльности к сети «Пятерочка».