Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (Понятие и сущность розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Состояние розничной торговли в России и тенденции ее развития

Розничная торговля выступает в роли своеобразного моста между производственным и потребительским секторами, по которому произведенные товары доставляются конечному потребителю.

По средней численности занятого населения в Российской Федерации лидирует ритейл. Предприятия именно этой отрасли обеспечивают работой 12695 тысяч человек, что составляет практически пятую часть занятого населения. И с каждым годом эта численность растет.

Роль розничной торговли в развитии экономики России раскрывает ряд показателей, среди которых – доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте.

«Оборот розничной торговли – это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет по кредитным карточкам».

Текущий оборот розничной торговли Российской Федерации, вне зависимости от влияния различных факторов, демонстрирует стабильный рост, и мы можем наблюдать систематическое увеличение доли оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте (за исключением 2011г.), что означает опережение темпов роста товарооборота над темпами роста ВВП России (рисунок1).

Рисунок 1. Доля оборота розничной торговли в ВВП РФ 2010–2014 гг.,

Основной причиной столь быстрого и динамичного развития торговли можно назвать быстрое проникновение на российский рынок зарубежных торговых сетей и усиление прочих глобализационных процессов. Этому способствовало и вступление в силу Федерального закона № 381-ФЗ в 2010 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который содержит основные положения по регулированию деятельности торговых сетей.

По данным Минпромторга России, в 2015 году «оборот розничной торговли на душу населения составил 188087 рублей» (таблица 1) что в 1,6 раз превышает уровень 2010 года. Также доля непродовольственных товаров в обороте превышает долю продовольственных, что характеризует уровень жизни населения с положительной стороны.

Таблица 1

года

Всего (тов.)

В том числе

Продовольственными товарами

Непродовольственными товарами

2010

115702

56028

59674

2011

133584

63685

69899

2012

149221

69462

79759

2013

165082

77659

87423

2014

180429

84756

95673

2015

188087

91639

96448


Для последних 5 лет характерно снижение темпов роста товарооборота в сопоставимых ценах (рисунок 2), что связано с недостаточным платежеспособным спросом и недостатком финансовых ресурсов, которые в свою очередь, обусловлены снижением цен на нефть, ответными санкциями и девальвацией рубля. Среди населения наблюдается тенденция к экономии на объектах ритейла, что влечет за собой снижение уровня жизни и потребление некачественных товаров.

Рисунок 2. Темпы изменения оборота розничной торговли в сопоставимых ценах за 2010 - 2014 годы,%
Касательно структуры розничной торговли в России, наблюдается доминирование розничных магазинов и уменьшение количества розничных рынков.

Розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности в области продажи товаров (оказанию услуг, выполнению работ) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Статистика показывает, что с 2008 по 2015 год число розничных рынков сократилось практически на 60%. Причиной этому является увеличение числа розничных магазинов (в том числе супермаркетов и гипермаркетов). Также известно, в общей массе розничных рынков преобладают универсальные. Они составляют 59,6%, против 40,4% специализированных рынков (в последних преобладают рынки сельскохозяйственных товаров).

2. Анализ эффективности коммерческой деятельности магазина «Пятерочка»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Объектом исследования практической части курсовой работы является ООО «Пятёрочка». Юридический адрес компании: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 21, лит. А. Фактический адрес месторасположения магазина в г. Москва: Каширское шоссе , 57 к 2.

Предприятие функционирует в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в соответствии с учредительными и регистрационными документами.

Таблица 2 - Характеристика предприятия по стандартным классификационным признакам (ГОСТ 51773-2009)


Признак классификации

Классификационные группы

Вид торгового предприятия - стационарность сети

Магазин

Организационно-правовая форма

Хозяйственные общества в форме общество с ограниченной ответственностью

Вид здания

Встроенное

Размер торговой площади предприятия

Крупные - свыше 150 м2

Вид реализуемого ассортимента

Универсальный продовольственный или непродовольственный ассортимент

Тип (формат) магазина

Супермаркет

Концентрация капитала

Интегрированная структура

Форма и вид интеграции

Торговая сеть

Ценовая политика

Дискаунт

Метод продажи товаров

Самообслуживание

« ООО Пятерочка» имеет более 700 универсамов экономкласса в 18 регионах России, а также в Казахстане и Украине. Первоначально сбытовая сеть создавалась как социальная, для обеспечения продуктами малообеспеченных слоев населения.

Средняя общая площадь магазинов составляла в 1999 г. 150 кв.м., а ассортимент не превышал 400 товарных позиций. Быстрый рост доходов населения и растущие запросы к качеству обслуживания требовали от компании увеличения размеров магазинов и расширения ассортимента. Уже в 2000 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый магазин построенный по собственному проекту компании, площадь торгового зала которого составила 500 кв.м.

На сегодняшний момент "Пятерочка" - крупнейшая в России по объемам продаж сеть дискаунтных магазинов (магазинов торгующих по сниженным ценам). Магазины сети "Пятерочка" пользуются успехом и у обеспеченных слоев населения.

Компания «Пятерочка» была названа так, потому что в работе придерживается следующих пяти принципов:

1. Высокое качество товаров;

2. Низкие цены;

3. Широкий устойчивый ассортимент;

4. Лучшее расположение магазина;

5. Высокое стандартное качество обслуживания.

Компания декларирует следующие цели:

1. Создание системы торговли нового типа;

2. Обеспечение удовлетворенности покупателей;

3. Продвижение на рынок товаров отечественных производителей.

Миссия компании: Позиционирование компании среди других участников рынка во внешней среде.

____________________________________________________________________________________

Официальный сайт ООО «Пятерочка» / https://5ka.ru


Главная цель компании: Создание эффективной сбытовой сети.

Существуют элементы корпоративной культуры:

1. Культура работы в офисе и магазинов;

2. Соблюдение правил обучения сотрудников компании;

3. Фирменный стиль;

4. Фирменные цвета (красный и желтый);

5. Рабочая обстановка на объектах торговой сети «Пятёрочка»;

6. Жизнь по законам компании;

7. Символы компании: флаг компании, гимн;

8. Награды (паспорт партнёра, нагрудной знак «Пятёрочки», благодарственные письма, почётные грамоты);

9. Соревнования и церемонии: Лучший по профессии, Лучший магазин, Открытие магазина, Награждение нагрудными знаками, Награждение победителей в соревнованиях;

10. Корпоративные праздники: Годовщина компании, Новый год; 8 марта; 23 февраля.

11. Спортивные соревнования;

12. Корпоративная газета «Новости «Пятёрочки».

ООО "Пятёрочка" имеет устоявшуюся положительную репутацию и сформировавшуюся группу постоянных покупателей.

Компания представляет собой:

- сеть самообслуживания с широким ассортиментом продуктов питания и сопутствующих товаров;

- ориентирована на покупателя со средним уровнем достатка, при этом предлагает ассортимент для покупателей с любым уровнем дохода;

- работает в формате "у дома".

Основным и факторами роста выручки и прибыли компании "Пятёрочка" являются:

- значительный рост числа новых магазинов, в том числе в регионах;

- увеличение объема продаж.

- качество и полнота представленного товара и качество обслуживания.

Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит от качества работы его сотрудников. А для того, что бы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.

Штат сотрудников "Пятерочки" большой - более 12 тысяч человек, но каждый день в отдел кадров "Пятерочки" приходят все новые и новые люди.

В составе персонала компании "Пятёрочка" выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) специалисты;

в) торгово-оперативный персонал;

г) вспомогательный персонал.

Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.

В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.


____________________________________________________________________________________

Официальный сайт ООО «Пятерочка» / https://5ka.ru

Организационная структура магазина «Пятёрочка»

Все сотрудники магазина несут коллективную материальную ответственность.

УМ - управляющий магазина (5 рабочих дней делает заявки на товар).

ЗУМ - заместитель управляющего магазина (2 человека). Работают с персоналом, делают заявки на скоропортящиеся товары, осуществляют инкассацию денежных средств.

ПТ - приёмщик-товаровед. Осуществляют приемку товара и являются заместителями управляющего магазином.

КЗП - контролёр закассового пространства. Контролирует работу кассиров. Ведут журналы. Следят за оплатой покупок покупателями.

ОТЗ - оператор торгового зала.

Продавец - осуществляет продажу товаров в отделах кулинарии, гастрономии, овощей и фруктов.

Фасовщица - расфасовывают весовой товар.

ОГ - оператор-грузчик. Производят выгрузку товара и доставляют его в торговый зал.

Зона ответственности - это группа товаров, закрепленная за сотрудником, в котором он выполняет свои функциональные обязанности.

2.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия

Для успешного функционирования магазина «Пятёрочка», необходимо проводить анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический анализ коммерческой деятельности, можно:

1) быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

2) точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

3) определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

4) находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Производительность труда и культура торгового обслуживания во многом зависит от уровня профессионального мастерства, квалификации работников, занятых непосредственным обслуживанием покупателей. Рост квалификации создает условия для выполнения большей по объему и степени сложности работы с меньшими затратами труда.