Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (Понятие и сущность розничной торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
1.4 Состояние розничной торговли в России и тенденции ее развития
Розничная торговля выступает в роли своеобразного моста между производственным и потребительским секторами, по которому произведенные товары доставляются конечному потребителю.
По средней численности занятого населения в Российской Федерации лидирует ритейл. Предприятия именно этой отрасли обеспечивают работой 12695 тысяч человек, что составляет практически пятую часть занятого населения. И с каждым годом эта численность растет.
Роль розничной торговли в развитии экономики России раскрывает ряд показателей, среди которых – доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте.
«Оборот розничной торговли – это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет по кредитным карточкам».
Текущий оборот розничной торговли Российской Федерации, вне зависимости от влияния различных факторов, демонстрирует стабильный рост, и мы можем наблюдать систематическое увеличение доли оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте (за исключением 2011г.), что означает опережение темпов роста товарооборота над темпами роста ВВП России (рисунок1).
Рисунок 1. Доля оборота розничной торговли в ВВП РФ 2010–2014 гг.,
Основной причиной столь быстрого и динамичного развития торговли можно назвать быстрое проникновение на российский рынок зарубежных торговых сетей и усиление прочих глобализационных процессов. Этому способствовало и вступление в силу Федерального закона № 381-ФЗ в 2010 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который содержит основные положения по регулированию деятельности торговых сетей.
По данным Минпромторга России, в 2015 году «оборот розничной торговли на душу населения составил 188087 рублей» (таблица 1) что в 1,6 раз превышает уровень 2010 года. Также доля непродовольственных товаров в обороте превышает долю продовольственных, что характеризует уровень жизни населения с положительной стороны.
Таблица 1
года |
Всего (тов.) |
В том числе |
|
Продовольственными товарами |
Непродовольственными товарами |
||
2010 |
115702 |
56028 |
59674 |
2011 |
133584 |
63685 |
69899 |
2012 |
149221 |
69462 |
79759 |
2013 |
165082 |
77659 |
87423 |
2014 |
180429 |
84756 |
95673 |
2015 |
188087 |
91639 |
96448 |
Для последних 5 лет характерно снижение темпов роста товарооборота в сопоставимых ценах (рисунок 2), что связано с недостаточным платежеспособным спросом и недостатком финансовых ресурсов, которые в свою очередь, обусловлены снижением цен на нефть, ответными санкциями и девальвацией рубля. Среди населения наблюдается тенденция к экономии на объектах ритейла, что влечет за собой снижение уровня жизни и потребление некачественных товаров.
Рисунок 2. Темпы изменения оборота розничной торговли в сопоставимых ценах за 2010 - 2014 годы,%
Касательно структуры розничной торговли в России, наблюдается доминирование розничных магазинов и уменьшение количества розничных рынков.
Розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности в области продажи товаров (оказанию услуг, выполнению работ) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Статистика показывает, что с 2008 по 2015 год число розничных рынков сократилось практически на 60%. Причиной этому является увеличение числа розничных магазинов (в том числе супермаркетов и гипермаркетов). Также известно, в общей массе розничных рынков преобладают универсальные. Они составляют 59,6%, против 40,4% специализированных рынков (в последних преобладают рынки сельскохозяйственных товаров).
2. Анализ эффективности коммерческой деятельности магазина «Пятерочка»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования практической части курсовой работы является ООО «Пятёрочка». Юридический адрес компании: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 21, лит. А. Фактический адрес месторасположения магазина в г. Москва: Каширское шоссе , 57 к 2.
Предприятие функционирует в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в соответствии с учредительными и регистрационными документами.
Таблица 2 - Характеристика предприятия по стандартным классификационным признакам (ГОСТ 51773-2009)
Признак классификации |
Классификационные группы |
Вид торгового предприятия - стационарность сети |
Магазин |
Организационно-правовая форма |
Хозяйственные общества в форме общество с ограниченной ответственностью |
Вид здания |
Встроенное |
Размер торговой площади предприятия |
Крупные - свыше 150 м2 |
Вид реализуемого ассортимента |
Универсальный продовольственный или непродовольственный ассортимент |
Тип (формат) магазина |
Супермаркет |
Концентрация капитала |
Интегрированная структура |
Форма и вид интеграции |
Торговая сеть |
Ценовая политика |
Дискаунт |
Метод продажи товаров |
Самообслуживание |
« ООО Пятерочка» имеет более 700 универсамов экономкласса в 18 регионах России, а также в Казахстане и Украине. Первоначально сбытовая сеть создавалась как социальная, для обеспечения продуктами малообеспеченных слоев населения.
Средняя общая площадь магазинов составляла в 1999 г. 150 кв.м., а ассортимент не превышал 400 товарных позиций. Быстрый рост доходов населения и растущие запросы к качеству обслуживания требовали от компании увеличения размеров магазинов и расширения ассортимента. Уже в 2000 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый магазин построенный по собственному проекту компании, площадь торгового зала которого составила 500 кв.м.
На сегодняшний момент "Пятерочка" - крупнейшая в России по объемам продаж сеть дискаунтных магазинов (магазинов торгующих по сниженным ценам). Магазины сети "Пятерочка" пользуются успехом и у обеспеченных слоев населения.
Компания «Пятерочка» была названа так, потому что в работе придерживается следующих пяти принципов:
1. Высокое качество товаров;
2. Низкие цены;
3. Широкий устойчивый ассортимент;
4. Лучшее расположение магазина;
5. Высокое стандартное качество обслуживания.
Компания декларирует следующие цели:
1. Создание системы торговли нового типа;
2. Обеспечение удовлетворенности покупателей;
3. Продвижение на рынок товаров отечественных производителей.
Миссия компании: Позиционирование компании среди других участников рынка во внешней среде.
____________________________________________________________________________________
Официальный сайт ООО «Пятерочка» / https://5ka.ru
Главная цель компании: Создание эффективной сбытовой сети.
Существуют элементы корпоративной культуры:
1. Культура работы в офисе и магазинов;
2. Соблюдение правил обучения сотрудников компании;
3. Фирменный стиль;
4. Фирменные цвета (красный и желтый);
5. Рабочая обстановка на объектах торговой сети «Пятёрочка»;
6. Жизнь по законам компании;
7. Символы компании: флаг компании, гимн;
8. Награды (паспорт партнёра, нагрудной знак «Пятёрочки», благодарственные письма, почётные грамоты);
9. Соревнования и церемонии: Лучший по профессии, Лучший магазин, Открытие магазина, Награждение нагрудными знаками, Награждение победителей в соревнованиях;
10. Корпоративные праздники: Годовщина компании, Новый год; 8 марта; 23 февраля.
11. Спортивные соревнования;
12. Корпоративная газета «Новости «Пятёрочки».
ООО "Пятёрочка" имеет устоявшуюся положительную репутацию и сформировавшуюся группу постоянных покупателей.
Компания представляет собой:
- сеть самообслуживания с широким ассортиментом продуктов питания и сопутствующих товаров;
- ориентирована на покупателя со средним уровнем достатка, при этом предлагает ассортимент для покупателей с любым уровнем дохода;
- работает в формате "у дома".
Основным и факторами роста выручки и прибыли компании "Пятёрочка" являются:
- значительный рост числа новых магазинов, в том числе в регионах;
- увеличение объема продаж.
- качество и полнота представленного товара и качество обслуживания.
Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит от качества работы его сотрудников. А для того, что бы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.
Штат сотрудников "Пятерочки" большой - более 12 тысяч человек, но каждый день в отдел кадров "Пятерочки" приходят все новые и новые люди.
В составе персонала компании "Пятёрочка" выделяют три категории работников:
а) персонал управления;
б) специалисты;
в) торгово-оперативный персонал;
г) вспомогательный персонал.
Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.
В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.
____________________________________________________________________________________
Официальный сайт ООО «Пятерочка» / https://5ka.ru
Организационная структура магазина «Пятёрочка»
Все сотрудники магазина несут коллективную материальную ответственность.
УМ - управляющий магазина (5 рабочих дней делает заявки на товар).
ЗУМ - заместитель управляющего магазина (2 человека). Работают с персоналом, делают заявки на скоропортящиеся товары, осуществляют инкассацию денежных средств.
ПТ - приёмщик-товаровед. Осуществляют приемку товара и являются заместителями управляющего магазином.
КЗП - контролёр закассового пространства. Контролирует работу кассиров. Ведут журналы. Следят за оплатой покупок покупателями.
ОТЗ - оператор торгового зала.
Продавец - осуществляет продажу товаров в отделах кулинарии, гастрономии, овощей и фруктов.
Фасовщица - расфасовывают весовой товар.
ОГ - оператор-грузчик. Производят выгрузку товара и доставляют его в торговый зал.
Зона ответственности - это группа товаров, закрепленная за сотрудником, в котором он выполняет свои функциональные обязанности.
2.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия
Для успешного функционирования магазина «Пятёрочка», необходимо проводить анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический анализ коммерческой деятельности, можно:
1) быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
2) точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
3) определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
4) находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Производительность труда и культура торгового обслуживания во многом зависит от уровня профессионального мастерства, квалификации работников, занятых непосредственным обслуживанием покупателей. Рост квалификации создает условия для выполнения большей по объему и степени сложности работы с меньшими затратами труда.