Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (Понятие и сущность розничной торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Введение
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.
Изменилась система поступления товаров в розничную торговую сеть – система распределения товаров с «верха» заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамика объемов и структуры реализации товаров постепенно приобретает все более устойчивый характер. Основной целью на современном этапе является разработка адекватного в рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителей, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Торговля в настоящее время является важной бюджетообразующей отраслевой системой, в ряде районов вклад торговых организаций в районный бюджет составляет от 15 до 55 %. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами различного назначения – как продовольственных, так и непродовольственных, что обеспечивает отсутствие дефицита товаров.
На сегодняшний день торговля занимает одно из главных мест в экономике государства. Она осуществляет равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что помогает избежать дефицита товаров или избытка предложения. Также торговля является одним из главных источников поступления денежных средств в бюджет страны.
Есть много определений розничной торговли, но одним их самых распространенных является определение из ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»:
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
То есть другими словами можно сказать, что розничная торговля – это реализация товаров и услуг конечным потребителям в обмен на денежные средства, без дальнейшей перепродажи этих товаров и услуг.
Данный вид деятельности носит договорной характер, и его юридическая основа закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации.
__________________________________________________________________
Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Минск: Высшая школа, 2017. - 321 с.
Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М., 2015. - 365 с.
Согласно ГК РФ ст. 492: по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом и принять его.
Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом. В Российской Федерации это «Закон о защите прав потребителей». Субъектами процесса розничной торговли являются – продавец и покупатель. Непременным атрибутом – кассовый аппарат и кассовый чек.
Продажа товаров и обслуживание покупателей осуществляется на предприятиях розничной торговли, таких как магазины, ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы, лотки и т.п. Тем не менее, существование магазинов не является обязательным условием розничной торговли, поскольку оказание разного рода услуг также может производиться в торговых точках, таких как парикмахерская, ателье, мастерские, автошколы и т.д.
Сущность торговли заключается в том, чтобы сделать товар или услугу более доступными для потребителя. В настоящее время отношения между продавцом и покупателем стали более свободными, но все равно это не позволяет сказать с полной уверенностью, что доступность стала 100 %-ой и потребитель может легко и быстро удовлетворить свои потребности. Существует колоссальная разница между стоимостью товара и его качеством, что реально отражается на удовлетворении потребностей. Очень часто при низкой цене можно получить низкое качество товара или услуги, и наоборот. И получается, что потребитель с невысокими доходами не сможет удовлетворить свою потребность именно в нужном ему качественном товаре, а будет довольствоваться лишь купленным по возможной для него цене товаром.
__________________________________________________________________________________
Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2016 - 592 с.
Поэтому в настоящее время главной задачей для розничной торговли является нахождение равновесия между ценой и качеством для удовлетворения потребностей всех потребителей. Чтобы качественный товар или услуга стали доступны для каждого человека в стране.
1.2 Функции розничной торговли
Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с конечным потребителем и заключаются в следующем:
- удовлетворение потребностей населения в товарах;
- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- поддержание баланса между предложением и спросом;
- воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
Функция удовлетворения потребностей населения в товарах осуществляется за счет большого числа предприятий розничной торговли по месту жительства или работы. В зависимости от желаний и потребностей конечного потребителя, товар можно купить как большой партией, так и единично.
В процессе выполнения функции доведения товаров до покупателя предприятия розничной торговли осуществляют транспортировку товаров и их надлежащее хранение.
Одной из основных функций является поддержание баланса между спросом и предложением.
Спрос на товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
___________________________________________________________________________________
.Абчук В.А. Коммерция: Учебник. - СПб.: Изд. Михайлова, 2015. - 475 с.
Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции. - М.: ТОО Люкс-арт, 2016 - 176 с. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс. - СПб.: Нева - Ладога - Онега, 2003. - 345 с.
Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Из определений видно, что при равновесии этих показателей будут удовлетворены потребности как производителей, так и покупателей. Что очень важно для торговли и экономики страны в целом.
Важно также правильно истолковать желания покупателей, с тем, чтобы избежать ошибок, как в определении объема производимой продукции, так и в его распределении по видам продукции и расширении ассортимента в целом.
Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Чем больше ассортимент товаров и услуг на рынке, тем больше возможности у потребителя сделать правильный выбор в пользу того или иного товара и тем самым удовлетворить свою потребность.
С тем, чтобы удовлетворять все новые потребности и привлекать все большее число покупателей, необходимо постоянно совершенствовать технологии торговли и улучшать обслуживание покупателей.
Функциями розничной торговли, наряду с перечисленными, также являются:
- исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг;
- определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
- формирование ассортимента товаров и услуг;
- целенаправленная продажа этих товаров и услуг конечному потребителю;
- рекламные, информационные, торговые и послепродажные услуги.
1.3 Законодательные акты и нормы, регулирующие розничную торговлю в России.
На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования
Целью регулирования розничной торговли является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения, поддержки производителей товаров, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.
Существует огромное количество нормативных документов, регулирующих правила торговли розничных предприятий.
Основными из них являются:
-
-
- · Гражданский кодекс РФ;
- · Закон РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»
- · Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
- ·ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
- · ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли, общие требования»
- ·ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».
-
Гражданским кодексом Российской Федерации регулируются договорные отношения в розничной торговле.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины. Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.
ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли, общие требования» распространяется на услуги розничной торговли, устанавливает их классификацию, общие требования к ним, в том числе требования безопасности услуг, применяется предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги торговли.
ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» устанавливает обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли, применяется при проведении сертификации услуг розничной торговли и может быть использован при аттестации обслуживающего персонала.