Файл: 1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян….. 5

1.1 Общественный строй восточных славян. Формирование элит в древнеславянском обществе…………………………………………………..5

1.2 Хозяйственный уклад…………………………………………………….. 7

2. Культура восточных славян………………………………………………. 9

3. Религиозные верования восточных славян………………………………11

Заключение……………………………………………………………………13

Список использованной литературы………………………………………..15


Введение

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, которая связана родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.

Проблема происхождения и расселения восточных славян представляет интерес для исторической науки и до сих пор остается нерешенной. В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). В это время создаются крупные племенные союзы восточных славян, объединявшие до двухсот отдельных племен.

Летописи сохранили сведения о расселении племенных союзов: поляне жили на правом берегу Днепра, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам реки Припяти жили древляне, по Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне расселились северяне, по реке Сож, притоку Днепра - радимичи, возле озера Ильмень - ильменские славяне, называемые словене.

Поляне согласно историческим источникам, были самым развитым племенем. Земля, которую они населяли, называлась Русь. Историки дают различные объяснения происхождению слова «Русь». Наиболее популярное связывает его с названием реки Рось, являющейся притоком Днепра.1

В настоящее время изучение истории восточных славян представляет особую актуальность. Создаются новые теории и выдвигаются гипотезы, касающиеся происхождения славян, их образа жизни, верований. Культуру славян исследовали Б.А. Рыбаков, Н.И. Толстой, В.В. Иванов, В.Н. Топоров и другие ученые. Но в литературе, посвященной истории восточных славян
, еще много нераскрытого. В частности, не затронуты вопросы мировоззрения и духовного мира славян. Углубленное исследование различных аспектов жизни славян может помочь в поиске ответов на вопросы, роли наших предков в истории.

Цель работы - рассмотрение различных сторон жизни и быта восточных славян в древности.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Рассмотрение характерных особенностей общественного строя восточных славян,

2. Анализ особенностей жизни и хозяйственного уклада восточных славян,

3. Рассмотрение особенностей материальной и духовной культуры восточных славян,

4. Рассмотрение религиозных верований восточных славян.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема.


1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян

1.1 Общественный строй восточных славян. Формирование элит в древнеславянском обществе

Изначально, восточнославянские племена жили согласно традициям первобытнообщинного строя. Славянская община назвалась родом. Во главе рода стояли старейшины, которые имели большую власть. Они разбирали и разрешали споры между членами рода, решали проблемы войны и мира. Для решения различных вопросов родовые старейшины собирались на совет, на котором выбирали предводителей, способных организовать войско и нанести удар противнику. Однако этот патриархально-родовой образ жизни начал быстро меняться по мере расселения славян в районе Днепра, далее на восток и север. 2

Уровень развития производительных сил в то время требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Сложные работы могли быть выполнены только в процессе коллективного труда, поэтому роль общины в жизни восточных славян древности была чрезвычайно велика. 3

В то время, когда обработка земли стала возможной силами одной семьи, на смену родовой общине пришла община соседская. Родовая община также разрушалась в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов, которыми становились захваченные пленники.

Каждая соседская община имела власть над определенной территорией, на которой жило несколько семей. Все хозяйство подразделялось на общественное и личное. Дом, земельный участок, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника.

Общей собственностью являлась лес, луг, пашня, промысловые угодья, реки, озера. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Славяне устраивали военные походы. Прежде всего, на Византию. Участники этих походов получали часть военной добычи. Большая часть добычи доставалась предводителю войска и родоплеменной знати. В дальнейшем вокруг князя формировалась складывалась особая организация профессиональных воинов - дружина. Члены дружины пользовались привилегированным положением, имели авторитет и различные материальные ценности, недоступные простым общинникам. Дружина подразделялась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, охранявшую князя и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Кроме профессиональной дружины в древнеславянском обществе имела место армия, именовавшаяся «полк» или «тысяча». Славяне были мужественными и благородными воинами, зачастую миловавшими пленников.

Сближению славянских родов кроме хозяйственной деятельности и расселения, также способствовали браки.

В VII-VIII вв. у восточных славян усиливается общественное разложение. Военный союз, возникший на Карпатах, распался на племена, племена разложились на роды, роды - на дворы, семьи.4 Под воздействием объективных условий начал формироваться обратный процесс объединения, элементом объединения в котором было уже не родство, а интересы экономического характера. Благодаря торговле, маленькие населенные пункты укрупнялись, перерастая в торговые города. Люди стремились к взаимодействию на основании общих интересов.

1.2 Хозяйственный уклад

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. В лесах Среднего Приднепровья развивалось подсечное земледелие, в лесостепях Нижнего Приднепровья - плужное земледелие.

Восточные славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, просо, горох. Зерно хранилось в ямах - хранилищах, вмещавших до 5 тонн собранного урожая. Урожай убирали при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. Выращивали огородные культуры: репу, капусту, морковь, свеклу, редьку; технические культуры: лен, коноплю. Основным орудием обработки почвы было рало, а позже - плуг с железным лемехом.

Другими важными сельскохозяйственными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, бортничество - сбор меда.


Восточные славяне занимались скотоводством, разводя свиней, овец, коз. Лошади и волы использовались в качестве тягловых животных.

Славяне успешно торговали с другими племенами. Предметами торговли были мед, воск, меха. У восточных славян было широко было развито кузнечное и литейное дело, также они изготавливали керамику, мастерили оружие и украшения.

В VII-VIII вв. ремесло окончательно отделилось от земледелия. Возникли специалисты: литейщики, кузнецы, оружейники, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

Ремесленники селились в племенных центрах. Славяне лесного севера жили в маленьких городищах. Славяне лесостепи - в больших селах, тянувшихся по берегам рек на один - полтора км. Жилище славян было объемом 10-20 кв.м., кроме «обычных» домов строили большие дома-огнища - площадью 100-120 кв.м, предназначавшие для челяди. Поселения восточных славян ограждались рвами и кольями и постепенно из военных укреплений превращались в центры ремесла и торговли. 5

Города возникали часто на территориях при слиянии двух рек. Это расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и рвом, наполненным водой, называлась кремлем или детинцем. К кремлю примыкали слободы - селения ремесленников, эта часть города называлась посадом. Древнейшие города возникали на пересечении важнейших торговых путей. Наиболее известным из них был «из варяг в греки» (Финский залив - река Нева - Ладожское озеро - река Волхов - озеро Ильмень - река Ловать - Днепр - Черное море), сложившийся в IX в.. Другим древнейшим на территории Восточной Европы был Волжский торговый путь, связывающий Русь со странами Востока.

Таким образом, природные условия, изменения социального уклада жизни вызвали развитие торговли, а вместе с ней и развитие государственности у восточных славян.

2. Культура восточных славян

Материальная культура восточных славян была довольно простой и непритязательной. Изначально славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен, внутри располагалась печь - каменка. Поселения древних славян не были укрепленными. При приближении врага славяне скрывались в лесах, оставляя захватчикам на разграбление свои небогатые дома. Керамика была грубой и крепкой, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.
6

К V в. на месте киевской культуры возникает целый ряд родственных культур, например, корчакская, колочинская и другие. Славяне мигрировали и в IV-V вв. в районе озер Чудское и Ильмень сформировали культуру псковских длинных курганов. Эта культура находилась под сильным влиянием финно-угорских и балтийских народов, от которых славяне переняли специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало.7

Предки кривичей, с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V-VIII вв. подсечно-огневым земледелием, их практически жилища также могли находиться у берега реки, но для могил они уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы. Такого же образа не ранее VIII в. придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок, считающихся предками ильменских словен. Они занимались земледелием, разводили скот. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали порознь, сближаясь медленно. Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, имел место лишь к X-XI вв.

О духовной культуре славянских племен сведений мало. Это объясняется крайне скудными данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. В устном народном творчестве были отражены представления восточных славян о мире, жизни людей, их быте и проблемах. До наших дней дошло крайне мало образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден клад из вещей VI-VIII веков, среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц, змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

3. Религиозные верования восточных славян

У восточных славян долго господствовал патриархально-родовой строй, это вызвало к жизни рождение культа предков, связанного с ним погребального культа. Славяне чтили умерших предков. Все умершие делились на две категории: «чистых» покойников, умерших естественной смертью («родители») и «нечистых» - тех, кто умер насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Почитали тех, кто умер естественной смертью, а вторых боялись и старались обезвредить. Считалось, что после смерти их души могут приносить значительный вред живым.