Файл: 1. Основы общественного и хозяйственного уклада восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С культом почитания предков связан праздник Масленницы, Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), приговаривания такие как «Чур меня», «Чур это мое» использовались в качестве заклинаний, призывающих Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового, славяне называли его хозяином дома и старались задобрить лакомствами. 8

У славян был целый пантеон богов и божеств. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Перун был главным из богов, бог - громовержец, после он стал покровителем князей и княжеской власти. После принятия христианства в 988 году образ Перуна стал отождествляться с Ильей Пророком. Велес был богом скотоводства, покровителем животных, помощником земледельцев, а Мокошь - покровительницей женских работ, прядения и ткачества. Кроме этого существовало немало местных культов.

Другими богами были Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Лада, Лель - покровители радости и любви, Род и Роженица - боги - покровители быта, семьи.

Из низших мифологических представителей можно выделить лешего - враждебного человеку существа, хозяина леса, водяного, олицетворявшего страх перед водой, полудницы - полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, полуночницы - дух, являющийся ночью, похищающий младенцев и т.д.

В 980-е годы князем Владимиром, будущим крестителем Руси, была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь официально закрепил в сознании соотечественников культ языческих богов во главе с Перуном. Но разнородность верований не смогла укрепить единство племен.

Представления верований древних славян о мире могли реализовываться эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям, и т. п. У восточных славян существовали различные обряды, например, хождение с козой, гонение змей, заклание быка, сожжение скота, завивание бороды (Велесу), вызывание дождя, окликание звезды, юрьевские и купальские праздники. Благодаря этим действам люди стремились задобрить богов, улучшить свою жизнь, изменить судьбу, обрести силу и долголетие.


Заключение

Восточные славяне представляют собой культурно - языковую общность славян. Восточные славяне составляли большую часть населения Киевской Руси. Благодаря открытиям археологам, известно, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. Античные авторы упоминали славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их «бесчисленными племенами», «великим народом».


В V- VIII веках у восточных славян совершается переход общества «военной демократии» к обществу классовому, начинается процесс развития государства.

К XI веку у восточных славян уже складываются государства, многие из которых существуют и поныне, а некоторые остались только в памяти народа и истории, оставив свой культурный след.

Славяне были тружениками - земледельцами и скотоводами. Кроме земледелия и скотоводства большую роль играли рыболовство, охота, бортничество.

Славянские языческие идеи характеризуются отличительными чертами, которые свойственны мышлению всех людей того времени. Боги славян отражали явления природы, были покровителями жизни, труда, домашнего хозяйства. Боги могли быть жестокими и мстительными, потому необходимо было задабривать их. Восточные славяне чтили культ предков и считали, что жизнь людей продолжается после смерти. Отражение их верований нашло свою реализацию в легендах, песнях, сказаниях наших предков. Можно сделать вывод о том, что духовная культура восточных славян была богата и имела влияние на последующие эпохи. Языческим богам продолжали поклоняться и после введения христианства на Руси, а отдельные обрядовые фольклорные элементы дошли до нашего времени.

Список использованной литературы
1. Думин С.В.,  Турилов А.А.Откуда есть пошла Русская  земля // История Отечества:  люди, идеи, решения: очерки истории России IX - начала XX в. - М.: Кно-рус, 2012.

2. Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. - М.: 1974.

3. Пархоменко В.А. Из древнейшей истории восточного славянства. 3-е изд. - М.: 1997.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1997.

5. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. - М.: 1996.

6. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: 1992.

7. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М.: Фонд археологии, 1995.

8. Смирнов А.Н. Древние славяне. - М.: АСТ, 2004.

9. Третьяков П.Н.  У    истоков    древнерусской   народности. - Л.: 1970.

10. Щавелева Н.И. Происхождение  и  ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе. - 2011. - №1.


1 Третьяков П.Н.  У истоков древнерусской  народности. - Л.: 1970, с.4.

2 Думин С.В., Турилов А.А.Откуда есть пошла Русская земля // История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX - начала XX в. - М.: Кно-рус, 2012, с. 24.


3 Щавелева Н.И.Происхождение  и  ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе. - 2011. - №1,с.38.

4 Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: 1992, с. 21.

5 Щавелева Н.И.Происхождение  и  ранняя история славянских народов// Преподавание истории в школе, 2011. - №1,с.39.

6 Пархоменко В.А. Из древнейшей истории восточного славянства. 3-е изд. - М.: 1997,с.27.

7 Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. - М.: 1996,с.68.

8 Смирнов А.Н. Древние славяне. - М.: АСТ, 2004,с. 46.