Файл: Статья Research article Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с снг и шос.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
300
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES
Научная статья / Research article
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
М. А. Рахимов
Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при
Академии наук Республики Узбекистан
ORCID:
https://orcid.org/0000-0001-5414-8498
; e-mail:
mirzohidr@mail.ru
С. А. Рахимов
Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана
E-mail:
sadriddin.r@mail.ru
Аннотация. Основной целью данной статьи является анализ ключевых сфер многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ШОС, а также участие Узбекистана в институциональном развитии данных объединений. В ходе исследования были использованы эмпирические (наблюдение, изучение документов, сравнение) и теоретические (анализ и обобщение) методы на основе междисциплинарного подхода. В своем исследовании авторы осветили историю создания и формирование организационно-правовой деятельности СНГ и
ШОС, динамики развития сотрудничества Узбекистана со странами-участницами в формировании зоны свободной торговли на пространстве Содружества, деятельности республики в период председательства в СНГ и ШОС, действенности многостороннего сотрудничества по противодействию современным угрозам безопасности в рамках дислоцирующейся в Ташкенте Региональной антитеррористической структуры, а также раскрытию конструктивной роли Республики Узбекистан в формировании правовой основы для расширения международных связей ШОС. По результатам исследования делаются выводы о том, что участие Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества. Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения экономических связей и промышленной кооперации, развития транзитно-транспортного потенциала и других сфер. При этом, непременным условием дальнейшей эффективной деятельности этих объединений должны стать принципы соблюдения рационального баланса национальных и региональных интересов, а также неуклонное выполнение всеми странами-членами принимаемых в рамках СНГ и ШОС решений на основе доверия и взаимной выгоды.
Ключевые слова: СНГ, ШОС, Совет глав государств, внешняя политика, международная организация, региональная безопасность, стабильность, глобализация, сотрудничество.
Для цитирования: Рахимов М. А., Рахимов С. А. Ключевые сферы взаимодействия
Узбекистана с СНГ и ШОС // Постсоветские исследования. 2023;3(6):300-314.
Финансирование: Статья подготовлена в рамках фундаментального проекта ФЗ
202009302 «Новый Узбекистан: системная либерализация и внешнеполитическая стратегии в контексте укрепления стабильности в Центральной Азии» Министерства Инновационного развития Узбекистана.
Key spheres of Uzbekistan relation with the CIS and SCO
Mirzokhid A. Rakhimov
The Contemporary history center of AS of Uzbekistan.
ORCID:
https://orcid.org/0000-0001-5414-8498
; е-mail:
mirzohidr@mail.ru


Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
301
Sadriddin А. Rakhimov
University of Journalism and Mass Communications of Uzbekistan Университет
E-mail:
sadriddin.r@mail.ru
Abstract. The main goal of this article is to analyze the key areas of multilateral cooperation within the framework of the Commonwealth of Independent States and the Shanghai Cooperation
Organization, as well as the participation of Uzbekistan in the institutional development of these organizations. In the course of the study, empirical (observation, study of documents, comparison) and theoretical (analysis and generalization) methods based on an interdisciplinary approach were used. In their study, the authors highlighted the history of the creation and formation of the organizational and legal activities of the CIS and the SCO, the dynamics of the development of cooperation of Uzbekistan with the participating countries in the formation of the free trade zone in the Commonwealth space, the activities of the Republic during the chairmanship of the CIS and the
SCO, the effectiveness of multilateral cooperation on contesting modern threats of security in the framework of the Regional anti-terrorism structure in Tashkent, as well as the disclosure of the constructive role of the Republic of Uzbekistan in the formation of a legal basis for the expansion of international relations of the SCO.Based on the results of the study, conclusions are drawn that the participation of Uzbekistan in the activities of the CIS and the SCO is fully consistent with the foreign policy of the republic, since in the conditions of the modern world, ensuring peace, stability and sustainable development in the region requires the development of effective multidisciplinary cooperation. The republic attaches priority to strengthen the constructive interaction between the countries participating in these organizations in matters of ensuring international and regional security, expanding economic ties and industrial cooperation, developing transit and transport potential and other spheres. At the same time, the principles of compliance with the rational balance of national and regional interests, as well as the steady execution by all member countries made within the CIS and SCOs based on trust and mutual benefit, should be an indispensable condition for the further effective activity of these associations.
Key words:CIS, SHOS, Council of Heads of State, Foreign Policy, International Organization,
Regional Security, Stability, Globalization, Cooperation.
For citation:
Mirzokhid A.
Rakhimov,
Sadriddin А. Rakhimov. Key spheres of Uzbekistan relation with the CIS and SCO // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;3(6):300-
314. (In Russ.).
Funding: The article was prepared within the framework of the fundamental project of Federal
Law 202009302 «New Uzbekistan: systemic liberalization and foreign policy strategies in the context of strengthening stability in Central Asia» of the Ministry of Innovative Development of Uzbekistan.
Введение
Узбекистан в условиях сложных мировых геополитических процессов осуществляя всесторонне взвешенную, базирующуюся на национальных интересах внешнюю политику, важное внимание придает сохранению и укреплению мира и стабильности в Центральной Азии. В целях эффективного решения проблем регионального и глобального масштаба республика активно развивает взаимодействие со всеми заинтересованными странами и международными организациями на основе многовекторности, а в процессах регионального сотрудничества наиболее высокий уровень взаимодействия имеет в рамках СНГ и ШОС, участниками которого являются практически все страны
Центральной Азии.
Исторические условия образования
СНГ
Прекращение существования СССР вызвало необходимость внесения значительных корректив в систему международных отношений, вследствие чего
Узбекистану, с учетом геополитических и экономических интересов, а также наличия в условиях прогрессирующей глобализации проблем и вызовов региональной


Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
302 стабильности, в своей внешней политике пришлось выбирать новые векторы развития межгосударственного сотрудничества, в том числе посредством участия в создании интеграционных объединений.
Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности
Узбекистана является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках
СНГ, соучредителем которого наряду с другими государствами, образовавшимися после распада СССР, был и Узбекистан.
Начало новому объединению – СНГ положили два документа – Соглашение о создании СНГ и Заявление глав государств
Республики Беларусь, РСФСР и Украины, подписанные
8 декабря
1991 г. председателем
Верховного
Совета
Белоруссии С.С. Шушкевичем, Президентом
России Б.Н. Ельциным и Президентом
Украины Л.М. Кравчуком.
13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти стран
Центральной Азии: Узбекистана – И.
Каримов, Казахстана – Н. Назарбаев,
Кыргызстана – А. Акаев, Таджикистана – Р.
Набиев и Туркменистана – С. Ниязов, по итогам которой главы всех
Центральноазиатских государств выразили готовность войти в состав СНГ причем на правах учредителей, а не в роли присоединившихся [Торкунов 2004: 565].
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате для совместного решения всех вопросов, связанных с созданием СНГ, была специально организована встреча руководителей бывших союзных республик.
В ходе встречи участниками совещания был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., в котором говорилось, что все республики
1
на равноправных началах образуют
Содружество Независимых Государств.
В ходе данной встречи также была принята Алма-Атинская декларация, в которой закреплялось положение о том, что
1
Из бывших советских республик Азербайджанская
Республика, Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Республика
Кыргызстан, Республика Молдова, Российская взаимодействие стран-участниц будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения стратегической стабильности в документе также было зафиксировано сохранение объединенного командования военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.
Завершающим этапом формирования организационной структуры Содружества стало принятие 22 января 1993 г. одного из важнейших основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность нового объединения, – Устава СНГ.
Взаимодействие в рамках
СНГ осуществляется в основном через уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров иностранных дел, министров обороны и командующих пограничными войсками,
Экономический совет, Экономический суд,
Межпарламентская ассамблея государств- членов СНГ и др.
В соответствии со статьей 34 Устава
Содружества и на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной, гуманитарной и других областях, были учреждены органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.
В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих министерств и ведомств стран
СНГ, которые координируют деятельность национальных ведомств в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, торговля, финансы, промышленность и строительство, образование, здравоохранение, туризм, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Осуществляют свою деятельность также Координационное совещание руководителей
Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан и Украина 21 декабря 1991 г. подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ.


Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
303 правоохранительных и специальных ведомств (министров внутренних дел и юстиции, генеральных прокуроров, председателей судов и др.) и
Антитеррористический центр. Всего по состоянию на конец 2022 г. в рамках СНГ создано 87 органа, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества
1
, деятельность которых регламентируется их учредительными документами, а также другими правовыми актами объединения.
Согласно Уставу, высшим органом
Содружества является Совет глав государств
(СГГ),
который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, а также рассматривает вопросы в рамках заинтересованности стран- участниц без ущерба интересам других членов объединения.
Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества со штаб-квартирой в Минске и отделением
Исполкома в Москве
2
Решения в уставных органах, как и в органах отраслевого сотрудничества по существу обсуждаемых вопросов, принимаются консенсусом. В то же время любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не будет являться препятствием для принятия решения. Так, например, проанализировав статистические показатели по правовым актам и другим документам, принятым в рамках СНГ в период с 1991 по
2022 гг., установлено, что Узбекистан, исходя из своих национальных интересов, подписал только
24 из
37 предусматривающих ратификацию, а также
230 из 432 требующих выполнения внутригосударственных процедур документов
3
(Таблица №1).
Таким образом, можно отметить, что после развала СССР интеграция бывших ее
1
Сайт Исполнительного Комитета СНГ: //
https://cis.minsk.by/page/show?id=11216 (29.12.2022).
2
Протокол об утверждении Положения об
Исполнительном комитете СНГ от 21 июня 2000 г.
Сайт
Исполнительного
Комитета
СНГ: республик (за исключением Литвы, Латвии и
Эстонии) в СНГ, с учетом имеющихся развитых военно-политических, социально- экономических и культурно-гуманитарных связей, определяющих тенденцию объединения в рамках Содружества, в целом можно рассматривать как объективный процесс. А действующие в рамках организации различные типы участия и механизмы принятия и реализации решений позволяют выборочно участвовать в его деятельности, одновременно не противореча процессам укрепления суверенитета государств-участников.
В сложившейся ситуации создание СНГ стало объединяющим фактором развития сотрудничества стран-участниц в политической, военной, экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной и других сферах с соблюдением принципов равноправия и взаимоуважения. В отличие от СССР, СНГ не является ни государством, ни наднациональным объединением, а взаимодействие участников нового объединения осуществляется на основе заложенных еще в его основополагающих документах суверенного равенства всех членов организации через координирующие институты.
Основные этапы и направления
сотрудничества Узбекистана с СНГ
С распадом СССР связывающие и интегрирующие факторы внутри прежнего
Союза
(единые вооруженные силы, замкнутое общесоюзное экономическое пространство, единая энергетическая и транспортная система, отсутствие оформленных межреспубликанских границ, безвизовое перемещение граждан и др.) продолжали действовать и оказывать влияние на формирование внешней и внутренней политики новых государств, в том числе и Республики Узбекистан. В этих условиях Узбекистан, учитывая, что принятые основополагающие документы
//cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=
1063 (11.12.2019).
3
Единый реестр правовых актов и других документов
СНГ. Сайт Исполнительного Комитета СНГ: // https://cis.minsk.by/reestrv2/reports/vgp-statistics
(29.12.2022).


Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
304
СНГ отвечали общепринятым нормам международного права, поддержал идею образования СНГ на основе суверенного равенства всех его участников и вошел в состав его учредителей.
Изучив и проанализировав основные нормативно-правовые документы и другие материалы, касающиеся формирования СНГ и участия Республики Узбекистан в данном процессе, историю развития Содружества условно можно разделить на четыре этапа.
Первый этап (декабрь 1991 – январь 1993 гг.) в целом являлся периодом активного становления деятельности
СНГ и формирования его институциональных механизмов, в ходе которого был принят ряд важных основополагающих документов, в числе которых важнейшим является Устав
Организации, призванный регулировать весь комплекс вопросов деятельности нового объединения. На заседаниях СНГ основное внимание уделялось на регулируемое военно-политическое и экономическое размежевание постсоветских республик. В рамках Содружества предпринимались попытки поддержания действовавших в советский период взаимных социально- экономических и культурно-гуманитарных связей и сохранения рублевой зоны, были решены проблемы контроля над ядерным вооружением, объединенного командования вооруженными силами на переходный период, организационного перехода от единых вооруженных сил к созданию национальных армий, охраны внешней границы бывшего Союза и др. В то же время, вследствие разрыва ранее действовавших взаимных хозяйственных связей (потеря рынков сырья, техники и оборудования, реализации готовой продукции и т.д.), неурегулированности механизмов ценообразования и валютно-финансовых отношений в этот период наблюдалось резкое ухудшение экономического положения большинства стран Содружества
1
Совет министров обороны является высшим коллегиальным органом Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики. Рабочими органами
СМО СНГ являются постоянно действующий
Секретариат в Москве, а также собирающиеся на периодической основе Комитет начальников штабов вооруженных сил стран-участниц, Координационный
На втором этапе (1993-1999 гг.) развития
СНГ был принят ряд важных решений по формированию в рамках Содружества интеграционных процессов в экономической, военно-политической и гуманитарной сферах.
В целях установления эффективного многостороннего торгово-экономического взаимодействия были предприняты попытки создания зоны свободной торговли на пространстве СНГ. В частности, 15 апреля
1994 г. главы всех стран СНГ, в том числе и
Узбекистана, подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Документом предусматривалось, что в создаваемой ЗСТ будут отменены во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения, устранены различные препятствия на пути движения товаров и услуг, торговля будет осуществляться без пошлин, что в результате будет способствовать повышению уровня взаимного товарооборота и создаст условия для экономического роста стран
Содружества. Однако в связи с тем, что страны-участницы не нашли общий подход к формированию ЗСТ, а принимаемые ими решения на практике имели лишь рекомендательный характер, торгово- экономические взаимоотношения между странами объединения продолжали осуществляться на основе двусторонних соглашений.
В целях координации военного сотрудничества и безопасности внешних границ в рамках СНГ были созданы Совет министров обороны и Совет командующих
Пограничными войсками
1
. А для содействия развитию взаимодействия в культурно- гуманитарной сфере между странами СНГ и координации их совместной деятельности были образованы Совет по культурному сотрудничеству, Совет по сотрудничеству в области образования, Совет по туризму и др.
К началу третьего этапа (2000 – первая половина 2016 гг.) одним из основных комитет по вопросам ПВО, Военно-технический комитет и др. Совет командующих Пограничными войсками координирует деятельность стран СНГ по укреплению охраны внешних границ Содружества, а также дальнейшему поиску новых форм пограничного сотрудничества между странами-участницами.