Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Гжельский государственный университет»
(ГГУ)
Кафедра психологии и педагогики
Рабочая программа дисциплины
Решение психологических проблем в педагогической деятельности
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) Физическая культура
Квалификация выпускника
бакалавр пос. Электроизолятор
2019 г.

2
Рабочая программа дисциплины
«Решение психологических проблем в педагогической деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01Педагогическое образование.
Дисциплина относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры психологии и педагогики: протокол № ___
«_____»_____________201____ г.
Зав. кафедрой______________________ к.п.н., доцент Дубовицкий И.Н.

3
1. Перечень
планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с индикаторами достижения компетенций
Компетенция
Индикаторы компетенций
Планируемые результаты
обучения по дисциплине
ОПК-6.Способен использовать психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1.
Знает: законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; психолого- педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания; психолого- педагогические основы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
ОПК-6.2.
Умеет: использовать знания об особенностях гендерного развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания составлять
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого- педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
ОПК-6.3.
Владеет: действиями учета особенностей гендерного развития обучающихся в проведении индивидуальных воспитательных мероприятий; действиями использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями оказания адресной помощи обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями; действиями разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями
(законными
Знать: основные законы развития личности ипроявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; психолого- педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания; психолого- педагогические основы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
Уметь: использовать знания психологии развития человека в образовании, особенности гендерного развития обучающихся для планирования учебно- воспитательной работы; применять образовательные технологии для индивидуализации обучения, развития, воспитания составлять
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого- педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
Владеть: действиями учета психологии развития человека в образовании, учитывать особенности гендерного развития обучающихся в проведении индивидуальных воспитательных мероприятий; действиями использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями оказания адресной помощи обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями; действиями разработки (совместно с другими специалистами) и


4 представителями) программ индивидуального развития ребенка; приемами понимания содержания документации специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) и её использования в работе; действиями разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально- ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся реализации совместно с родителями
(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; приемами понимания содержания документации специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) и её использования в работе; действиями разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально- ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
ОПК-7. Способен взаимодействоват ь с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1.
Знает: законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законыпериодизации и кризисов развития; основные закономерности семейныхотношений, позволяющие эффективноработать с родительскойобщественностью; закономерностиформирования детско-взрослыхсообществ, их социально-психологические особенности изакономерности развития детских иподростковых сообществ
ОПК-7.2.
Умеет: выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с разными участниками образовательного процесса
(обучающимися,родителями, педагогами,администрацией) в соответствии с контекстом ситуации
ОПК-7.3.
Владеет: действиями выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся,связанных с особенностями ихразвития; действиямивзаимодействияс другими специалистами в рамкахпсихолого-медико-
Знать: особенности педагогической коммуникации; основы управления образовательными учреждениями основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими воспитательные функции; основы разрешения конфликтных ситуаций.
Уметь:осуществлять педагогически оправданное взаимодействие между участниками образовательного процесса; эффективно разрешать конфликтные ситуации; использовать средства и методы обучения и воспитания для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса; осуществлять управление учебно- воспитательным процессом в учреждениях общего и дополнительного образования.
Владеть: навыками управления педагогическим процессом; навыками осуществления взаимодействия между субъектами


5 педагогическогоконсилиума и объектами образовательного процесса.
ПКО-2.Способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов
ПКО-2.1. Знает: характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в контексте обучения изобразительному искусству
(согласно ФГОС и примерной учебной программы по изобразительному искусству); методы и приемы контроля, оценивания и коррекции результатов обучения изобразительному искусству
ПКО-2.2.
Умеет: оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся в зависимости от их способностей, образовательных возможностей и потребностей; разрабатывать индивидуально ориентированные программы, методические разработки и дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в целях реализации гибкого алгоритма управления процессом образовательной деятельности обучающихся; оценивать достижения обучающихся на основе взаимного дополнения количественной и качественной характеристик образовательных результатов
(портфолио, профиль умений, дневник достижений и др.)
ПКО-2.3. Владеет: умениями по созданию и применению в практике обучения изобразительному искусству рабочих программ, методических разработок, дидактических материалов с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся
Знать: основные психологические механизмы психологии развития человека в образовании, характеристики личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в контексте обучения изобразительному искусству (согласно ФГОС и примерной учебной программы по изобразительному искусству); методы и приемы контроля, оценивания и коррекции результатов обучения изобразительному искусству
Уметь: оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся в зависимости от их способностей, образовательных возможностей и потребностей; разрабатывать индивидуально ориентированные программы, методические разработки и дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в целях реализации гибкого алгоритма управления процессом образовательной деятельности обучающихся; оценивать достижения обучающихся на основе взаимного дополнения количественной и качественной характеристик образовательных результатов
(портфолио, профиль умений, дневник достижений и др.)
Владеть: умениями психологии развития человека в образовании при создании и применению в практике обучения изобразительному искусству рабочих программ, методических разработок, дидактических материалов с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся
ПКО-4.Способен организовывать
ПКО-4.1.
Знает: способы организации образовательной
Знать:основные психологические механизмы психологии развития


6 деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности деятельности обучающихся при обучении изобразительному искусству; приемы мотивации школьников к учебной и учебно- исследовательской работе по изобразительному искусству
ПКО-4.2. Умеет: организовывать различные виды деятельности обучающихся в образовательном процессе по изобразительному искусству; применять приемы, направленные на поддержание познавательного интереса
ПКО-4.3. Владеет: умениями по организации разных видов деятельности, обучающихся при обучении изобразительному искусству и приемами развития познавательного интереса человека в образовании, способы организации образовательной деятельности обучающихся при обучении изобразительному искусству; приемы мотивации школьников к учебной и учебно- исследовательской работе по изобразительному искусству
Уметь:механизмы учета психологии развития человека в образовании при организации различных видов деятельности обучающихся в образовательном процессе по изобразительному искусству; применять приемы, направленные на поддержание познавательного интереса
Владеть: умениями учета психологии развития человека в образовании при организации разных видов деятельности, обучающихся при обучении изобразительному искусству и приемами развития познавательного интереса
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана.
Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОПОП.
Код компетенции
Предшествующие дисциплины
Параллельно осваиваемые
Последующие дисциплины
ОПК-6
Общая и социальная психология
Педагогика школы
Решение педагогических задач
ОПК-7
История образования и педагогической мысли
Психология развития человека в образовании
Решение педагогических задач
ПКО-2
Научно- исследовательская работа
(получение первичных навыков научно- исследовательской работы)
Современные основы обучения
Решение педагогических задач
ПКО-4
История образования и педагогической мысли
Технологическая
(проектно- технологическая) практика
Технологическая
(проектно- технологическая) практика
3. Объем дисциплины


7
Виды учебной работы
Формы обучения
Очная
Заочная
Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы
3/108 3/108
Семестр
4 4
Контактная работа с преподавателем:
Лекционные занятия
18 4
Практические занятия
36 8
Лабораторные работы
Консультация
2
Промежуточная аттестация: экзамен (в том числе: в
форме контактной работы/в форме СРС)
27 9
Самостоятельная работа
25 87
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам / разделам с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных
занятий
4.1.
Распределение часов по разделам/темам и видам работы
4.1.1. Очная форма обучения

п/п
Раздел/тема
Виды учебной работы (в часах)
Аудиторная работа
Самостоятельная
работа
ЛЗ
ПЗ
ЛабЗ
1. 1
Методологические основы решения психологических проблем в педагогической деятельности
2 4
2 2. 2
Специфика работы педагога-психолога в образовательных организациях на этапе реализация ФГОС.
2 4
3 3. 3
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в процессе обучения
2 4
3 4. 4
Организация групповой
2 4
3

8 развивающей работы с детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально- психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений
5. 5
Организация психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
2 4
3 6. 6
Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные тренинги
2 4
3 7. 7
Просвещение и консультирование родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
2 4
3 8
Компетентностная модель профессиональной, деятельности педагога в образовательной организации.
2 4
3 9
Профессиональное здоровье педагога и его укрепление
2 4
2
Промежуточная аттестация (экзамен)
Итого
18
36
25
*- в интерактивной форме
4.1.2. Заочная форма обучения

п/п
Раздел/тема
Виды учебной работы (в часах)
Аудиторная работа
Самостоятельная
работа
ЛЗ
ПЗ
ЛабЗ