Файл: Статья Research article Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с снг и шос.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
305 направлений межгосударственного взаимодействия в рамках Содружества являлось торгово-экономическое сотрудничество. Однако отсутствие единой зоны свободной торговли на пространстве
СНГ и действовавшие на тот момент между странами объединения свыше ста соглашений о взаимной торговле создавали неудобства в осуществлении сбалансированного экономического сотрудничества в рамках объединения
[Рахимов
2018:
135].
Учитывая необходимость в формировании условий для свободного движения товаров в рамках СНГ и интеграции в международную торговую систему, Узбекистан в мае 2013 г. стал членом Договора о зоне свободной торговли.
В вопросах культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках
СНГ взаимодействие Узбекистана со странами- участницами преимущественно осуществлялось на двусторонней основе.
Четвертый этап (вторая половина 2016 г. и последующие годы) характеризуется активизацией участия Узбекистана в работе отраслевых органов СНГ. Республика присоединилась более чем к 10 органам отраслевого сотрудничества, деятельность которых охватывает такие сферы, как борьба с преступностью, наука и инновации, экономика, энергетика, а также реализацию совместных проектов в социально-трудовой сфере, по молодежной проблематике и обеспечению защиты потребительских прав граждан стран-участниц на территории объединения.
В 2020 г. в соответствии с решением
Совета глав государств Узбекистан впервые за время существования объединения председательствовал
1
в СНГ. Республикой в период своего председательства проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения
1
В соответствии с Положением о председательстве в
СНГ (утверждено решением Совета глав государств
СНГ от 10 октября 2008 года) Узбекистан одновременно председательствовал в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете,
Совете постоянных полномочных представителей государств-участников при уставных и других органах Содружества, а также Комиссии по сотрудничества в сфере транспорта и реализации скоординированной политики по обеспечению транспортной безопасности, развитию на пространстве объединения международных транспортных коридоров, повышению эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных перевозок и решению других актуальных вопросов.
Обсуждались и принимались также важные решения по повышению авторитета организации на международной арене. Так,
23 ноября 2020 г. в рамках 75-й сессии ГА
ООН была принята внесенная Узбекистаном специальная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств»
2
Итогом председательства Узбекистана в
СНГ стало проведение 18 декабря 2020 г. под председательством главы республики
Шавката Мирзиёева заседания Совета глав государств в формате видеоконференции, в ходе которого были рассмотрены состояние и перспективы развития политического, торгово-экономического и культурно- гуманитарного сотрудничества в рамках
СНГ, а также вопросы совместного противодействия новым вызовам и угрозам.
В своем выступлении глава нашего государства отметил, что Узбекистан рассматривает СНГ как важную и эффективную площадку для углубления практического партнерства по всем направлениям и озвучил ряд предложений по расширению многопланового сотрудничества в рамках Содружества
3
и др.
В целом Узбекистан в период своего председательства придал новый импульс развитию многостороннего взаимодействия в рамках СНГ, о чем свидетельствует организованные на высоком уровне международные мероприятия и солидный экономическим вопросам при Экономическом совете
СНГ.
2
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 23 ноября 2020 года №75/9. «Сотрудничество между
Организацией Объединенных Наций и Содружеством
Независимых
Государств».
Сайт
ООН:
//undocs.org/ru/A/RES/75/9 (04.12.2021).
3
Интернет-портал СНГ: //e-cis.info/page/3769/89856/
(26.12.2021).
Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
306 пакет принятых решений. Так, несмотря на сложные для стран-участниц условия, возникшие в связи с пандемией коронавируса, под председательством республики были успешно проведены два заседания Совета глав правительств в формате видеоконференции (29 мая и 6 ноября 2020 г.) и более 60 запланированных международных мероприятий в онлайн и офлайн форматах, принято около 70 важных документов по приоритетным направлениях многостороннего сотрудничества в рамках объединения.
Таким образом, можно отметить, что
Узбекистан рассматривает
СНГ как эффективную площадку для развития многопланового и многостороннего сотрудничества стран-участниц. В рамках СНГ создана обширная нормативно-правовая база и сформированы механизмы многостороннего сотрудничества практически по многим жизненно важным для стран объединения направлениям, как дальнейшее развитие торгово-экономических и культурно- гуманитарных отношений, коммуникационных и транспортных связей, обеспечение стабильности и устойчивого развития на пространстве объединения.
Узбекистан
в
контексте
формирования и трансформации ШОС
В условиях современного мира, на фоне растущей напряженности в ряде регионов и возрастания угроз международной безопасности, а также усиливающегося влияния процессов глобализации, обеспечение стабильности и устойчивого развития как на национальном уровне, так и в масштабе всего Центральноазиатского региона имеет свою зависимость от формирования эффективных механизмов многостороннего сотрудничества.
Узбекистан, являясь одним из учредителей
ШОС
1
выступает за последовательное и системное решение вопросов обеспечения стабильности в регионе, а также эффективного противодействия
1
Шанхайская организация сотрудничества образована 15 июня 2001 года в городе Шанхай на основе Декларации о создании ШОС, подписанной
Узбекистаном, Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном,
Россией и Таджикистаном, как постоянно нетрадиционным угрозам глобальной безопасности.
ШОС является одной из самых динамично развивающихся молодых международных структур. В июне 2022 года исполнился двадцать один год с момента создания Организации. За небольшой период своего функционирования объединение зарекомендовало себя важной площадкой для обсуждения актуальных проблем обеспечения региональной и глобальной стабильности и приобрело достойное место в современной системе международных отношений. Вместе с тем, важно также подчеркнуть, что ШОС «не является союзом, направленным против других государств и регионов», а наоборот, «придерживается принципа открытости»
2
Особую привлекательность объединению придает «шанхайский дух», главным содержанием которого являются равенство, сотрудничество, взаимное уважение и доверие, невмешательство во внутренние дела [Кушкумбаев 2018;
Клещева 2012]. Являясь важнейшим принципом деятельности
ШОС,
«шанхайский дух» обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений
[Алимов 2017: 20].
В настоящее время ШОС является одной из влиятельных структур многостороннего формата. Общая площадь государств-членов равняется более 34 млн. кв. км, или около
60% территории Евразии, а население – более 3 млрд. чел., что составляет почти половину населения земного шара.
Постоянными государствами-члена ШОС являются Индия, Казахстан, Кыргызстан,
Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и
Узбекистан. [Porshneva, Rakhimov, Razinkov
2022: 17].
Взаимодействие с заинтересованными государствами также осуществляется действующая региональная международная организация. В 2017 году в состав ШОС в качестве полноправных членов были приняты Индия и Пакистан.
2
Декларация о создании ШОС. 15.06.2001 г. Сайт
ШОС: www.sectsco.org (18.12.2021).
Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
307 посредством предоставления статуса
«наблюдателя» и «партнера по диалогу».
Основополагающим уставным документом, создающий правовой фундамент для нового международного объединения, является Хартия ШОС, где определены цели и задачи Организации, обозначена ее структура, порядок установления взаимоотношений с другими государствами и международными организациями и др.
Основными направлениями сотрудничества в рамках
ШОС определены поддержание стабильности и безопасности, а также поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, энергетической, транспортной и других областях, представляющих общий интерес.
Для эффективной реализаций задач, стоящих перед ШОС, в рамках Организации учреждены: советы глав государств, глав правительств и министров иностранных дел,
Совещание руководителей министерств
(ведомств),
Совет национальных координаторов, а также постоянно действующие органы:
Секретариат, функционирующий в
Пекине, и
Региональная антитеррористическая структура – в Ташкенте.
Однако, имеется критические оценки деятельности институтов ШОС, так по мнению специалистов Секретариат не обладает полномочиями по принятию самостоятельных решений, функционируя как
«административно-бюрократический центр» по реализации решений, утвержденных на встречах высших органов
ШОС [Aris 2009; Розанова: 2012].
В целом, по своему статусу ШОС является международной организацией, поскольку соответствует всем критериям таковой: создана в соответствии с международным правом, т.е. на правомерной основе; учреждена на основании
1
В состав Совета РАТС входят представители государств-членов
ШОС
– заместители руководителей уполномоченных органов: Комитета национальной безопасности
Казахстана;
Министерства общественной безопасности КНР;
Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана; Федеральной службы международного договора; осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности; обладает самостоятельными правами и обязанностями [Shaw 2008: 1295-
1296].
ШОС в системе противодействия
нетрадиционным угрозам безопасности
Важную роль в поддержании стабильности и безопасности на пространстве
ШОС, координации практической деятельности компетентных структур стран-членов объединения по вопросам борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и другими транснациональными угрозами играет
Региональная антитеррористическая структура (РАТС), штаб-квартира которой дислоцирована в Ташкенте.
Двумя постоянно действующими органами, которые
«символизируют рождение
ШОС как полноценной международной организации» (Song, 2014, p.92) являются Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В структуру
РАТС входят
Совет и
Исполнительный комитет. Совет РАТС
1
– это руководящий орган, который определяет порядок осуществления основных задач и функций, ежегодную повестку дня и планы антитеррористической структуры.
Исполнительный комитет является постоянно действующим органом ШОС. Его основными задачами являются координация и взаимодействие компетентных органов стран-участниц в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение антитеррористических учений, совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества, осуществление информационно-аналитической деятельности, формирование и пополнение банка данных антитеррористической структуры, сотрудничество с международными структурами, безопасности РФ; Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана; Службы государственной безопасности Узбекистана. С сентября 2017 г. в работе Совета РАТС также принимают участие представители компетентных органов новых постоянных членов ШОС – Индии и
Пакистана.
Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
308 занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом, а также практическая реализация принятых в рамках ШОС решений, касающихся работы региональной антитеррористической структуры.
Директор Исполнительного комитета является высшим административным должностным лицом, назначаемым Советом глав государств ШОС по рекомендации
Совета РАТС из числа граждан государств- членов сроком на три года (Таблица №2). С
2022 г. эту должность занимает представитель Узбекистана Р. Мирзаев.
В рамках нового механизма антитеррористического взаимодействия и при координирующей роли
РАТС компетентными органами стран-участниц
ШОС как в двустороннем, так и в многостороннем формате реализовываются мероприятия по установлению и задержанию лиц, объявленных в международный розыск.
Решению данной задачи содействуют ведущие в Исполнительном комитете РАТС
Единый розыскной реестр лиц, объявленных специальными службами и правоохранительными органами государств- членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского или экстремистского характера, в который включено более 6000 лиц и Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС, состоящий из более 100 организаций
1
В условиях глобализации актуальными также становятся вопросы усиления многостороннего сотрудничества в борьбе с угрозами и вызовами в информационной сфере, потому что интенсивное развитие и внедрение современных информационно- коммуникационных технологий в различных
1
Об информационных учетах Региональной антитеррористической структуры. Сайт РАТС ШОС:
//ecrats.org/ru/news/6914 (16.03.2021).
2
Только в 2019 г. при координирующей роли РАТС
ШОС были пресечены на стадии подготовки 288 преступлений террористического и религиозно- экстремистского характера, пресечена деятельность сферах жизнедеятельности человечества открывают новые возможности и перед международным терроризмом.
С учетом важности и актуальности данной проблемы и в целях совершенствования координации и взаимодействия компетентных органов по линии международной информационной безопасности в рамках ШОС создана необходимая организационно-правовая основа и налажена работа по укреплению взаимодействия компетентных органов стран Организации в сфере выявления, предупреждения и пресечения использования международными террористическими организациями (МТО) в своей преступной деятельности современных информационно- коммуникационных технологий. В целях совершенствования механизмов взаимодействия проводятся совместные учения по противодействию террористической деятельности в глобальной сети, в ходе которых практически отрабатывались вопросы применения положений правовой базы
ШОС, регламентирующей проведение совместных мероприятий в сфере противодействия кибертерроризму, а также механизмы поиска и обнаружения террористического и экстремистского контента, сбора и фиксации электронных доказательств, проведения криминалистических экспертиз и технических исследований, анализа и оценки полученных цифровых данных, установления и нейтрализации МТО.
В целом можно отметить, что проводимые Узбекистаном и другими государствами-участниками целенаправленные мероприятия в рамках
РАТС и других структур ШОС по противодействию нетрадиционным угрозам безопасности имеют свою эффективность и дают позитивные результаты
2
. Вместе с тем,
78 подпольных ячеек террористов, нейтрализованы
193 боевика. В результате совместной работы по информационной безопасности в 2019 г. удалось удалить либо ограничить доступ к более 23 тысячам
Интернет-ресурсам, содержащим материалы террористического и экстремистского характера.