Файл: Статья Research article Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с снг и шос.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
309 как отметил Генеральный секретарь ШОС
Чжан Мин, «борьба с терроризмом и экстремизмом нуждается в совместных усилиях всех стран, а также широком международном сотрудничестве»
1
. В этой связи, в целях построения многоуровневой системы безопасности на глобальном уровне
ШОС призывает усилить международные действия для эффективной борьбы с терроризмом при координирующей роли
ООН.
Участие
Узбекистана
в
институциональном
развитии
Организации
Узбекистан, будучи одним из учредителей ШОС сыграла и продолжает играть важную роль в становлении и институциональном развитии интеграционного объединения, создании действенных механизмов сотрудничества в рамках
Организации, развитии взаимодействия с другими заинтересованными странами и международными организациями, направленное на дальнейшее расширение формата ШОС и ее международных контактов. В частности, в период председательства Узбекистана в ШОС был определен новый вектор развития
Организации, содействующий предоставлению ШОС статуса наблюдателя в
Генеральной
Ассамблеи
ООН
2
, подписанию меморандумов и резолюций о взаимопонимании между Секретариатом
ШОС и исполнительными органами ООН,
АСЕАН, СНГ, ОДКБ, СВМДА и др.
По инициативе и при активном участии
Узбекистана были разработаны Правила процедуры ШОС и Положения о приеме новых членов в Организацию (2010 г.), которые являются важными документами в регулировании процедурных вопросов
1
Содействие координации и взаимодействию компетентных органов государств-членов
Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. https://ecrats.org/2022/03/04/v-shos-vystupili-za- usilenie-borby-s-terrorizmom-pri-centralnoj-roli-oon/
(12.07.2022).
2
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2004 года №А/RES/59/48 (пункт 151 повестки дня) «Предоставление Шанхайской организации сотрудничества статуса наблюдателя в Генеральной внутри объединения. Основанием для принятия Правил процедуры послужило то, что в рамках ШОС отсутствовали единые требования, регламентирующие порядок разработки, согласования и принятия нормативно-правовых актов, которые были отображены в этом документе.
Историческим событием стало подписание на Ташкентском саммите (2016 г.) меморандумов об обязательствах
Республики Индия и Исламской Республики
Пакистан в целях получения статуса государства-члена ШОС, так как это было первым расширением состава государств- членов Организации за весь период деятельности ШОС.
Получение этими странами статуса полноправного члена способствовало увеличению потенциала Организации и дальнейшему повышению ее роли, как международной организации по разрешению глобальных и региональных проблем и вызовов современности. Но в тоже время наличие между двумя новыми полноправными членами ШОС – Индией и
Пакистаном – ряда нерешённых споров, способствующих возникновению конфликтных ситуаций между этими странами, может негативно сказаться как на имидже ШОС на международной арене в целом, так и на эффективности её деятельности.
Как известно, в феврале 2019 г. из-за очередного приграничного конфликта
Индии и Пакистана отношения между странами охладились, при этом воздушное пространство Пакистана на определенное время было закрыто для пролета авиалайнеров в Индию
3
. Приведенные факты говорят о необходимости формирования в рамках ШОС механизма реагирования на кризисные ситуации,
Ассамблее».
Сайт
ООН: https://www.un.org/ru/ga/sixth/59/sixth_res.shtml
(16.08.2022).
3
Один из авторов статьи в феврале 2019 г. должен был лететь из Ташкента в Дели прямым рейсом и полёт должен был занять примерно 2,5 часа, однако, из-за закрытия воздушного пространства Пакистана, самолёт был вынужден лететь в обход и полёт из
Ташкента до Дели длился более 6 часов.
Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
310
«антикризисного менеджмента» в целях оперативного разрешения проблем, угрожающих региональной безопасности и стабильности.
В стратегии внешней политики Нового
Узбекистана ШОС также рассматривается как эффективная площадка для открытого и конструктивного диалога, способствующая дальнейшему развитиию многостороннего взаимодействия по приоритетным направлениям, отвечающим интересам всех государств-членов.
В период 2017-2021 гг. Президент
Узбекистана Шавкат Мирзиёев и другие офицальные лица принимали активное участие на саммитах ШОС, в ходе которых в частности, главой государства были выдвинуты около
50 инициатив, направленных на развитие торгово- экономического сотрудничества в рамках объединения, повышение транспортно- транзитного потенциала региона, укрепление партнерства по развитию и широкому внедрению высоких технологий, цифровой экономики, альтернативной энергетики и современной медицины, развитие туризма, поддержку молодежи и ограждение ее от идей экстремистской направленности, а также на решение актуальных задач региональной и международной безопасности.
В целях реализации инициатив и предложений, выдвинутых
Республикой Узбекистан на Астанинском саммите ШОС (2017 г.), 29 января 2019 г. в
Ташкенте открылся Центр народной дипломатии ШОС, основной задачей которого является содействие развитию сотрудничества между странами
Организации в информационной сфере, формирование информационных ресурсов и взаимодействие со СМИ, а также укрепление взаимного доверия и добрососедства, межнационального и межконфессионального согласия.
17 сентября 2021 г. в соответствии с решением Совета глав государств-членов объединения Узбекистан в очередной
1
На саммите приняли участие лидеры: стран- участниц (Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан,
Таджикистан, Пакистан, Индия и Узбекистан), стран- наблюдателей (Беларусь, Монголия и Иран), стран партнеров ШОС по диалогу (Азербайджан и Турция),
(четвертый) раз принял на себя председательство в ШОС.
В 2022 г. в соответствии с Планом мероприятий председательства Республикой
Узбекистан успешно проведены более 80 мероприятий, охватывающих практически все направления многостороннего сотрудничества в рамках объединения. Так, под председательством Узбекистана на высоком уровне организованы заседания советов министров иностранных дел, министров обороны, национальных координаторов, встреча секретарей советов безопасности, совещания министров транспорта, промышленности, энергетики, культуры, спорта,
здравоохранения,
руководителей министерств и ведомств государств-членов, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды, а также других отраслевых органов.
15-16 сентября 2022 г. в Самарканде под председательством Узбекистана состоялся саммит глав государств-членов ШОС.
Очевидным преимуществом Самаркандского саммита стало то, что впервые за последние три года руководители государств-членов
ШОС собрались вместе в очном формате, и что данный саммит впервые проведен в таком широком формате - на расширенном заседании приняли участие руководители 14 стран
1
. Как отметил Президент Узбекистана
Шавкат Мирзиёев, «после трехлетней пандемической паузы, вызвавшей серьезные нарушения торговых, экономических и производственных связей, страны и народы
ШОС нуждаются в прямом общении»
2
На полях саммита были определены перспективы дальнейшего развития взаимодействия в рамках ШОС в области политики, экономики, безопасности, а также в культурно-гуманитарной сферах.
Было принято рекордное количество соглашений, концепций и иных решений (всего 44 документа), касающиеся дальнейшего развития деятельности ШОС, увеличения региональной торговли и промышленной кооперации, обеспечения а также в качестве приглашенного президент
Туркменистана.
2
Официальный сайт Президента Республики
Узбекистан:
// president.uz/ru/lists/view/5495
(12.09.2022).
Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
311 продовольственной и энергетической безопасности, развитии взаимного сотрудничества и реализации совместных проектов в сфере транспорта, логистики,
«зеленой» экономики, «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, цифровых технологий, медицины, туризма и других востребованных направлений.
Одним из важных итогов
Самаркандского саммита стало подписание меморандумов об обязательствах Исламской
Республики Иран в качестве государства- члена ШОС (с 2005 г обладала статусом наблюдателя), открывающий прямой путь этой стране к полноправному членству в
ШОС, о предоставлении статуса наблюдателя при
Организации
Азербайджану и Армении (с 10 июля 2015 г. эти страны сотрудничали с ШОС в качестве партнера по диалогу), статуса партнеров
ШОС по диалогу Египту, Саудовской
Аравии и Катару, а также решения о начале процедуры приема в члены объединения
Беларуси. В целях расширения сети партнерских организаций также были подписаны меморандумы о взаимопонимании с Лигой арабских государств и специализированными учреждениями ООН – ЭСКАТО и ЮНЕСКО.
А общие позиции государств-членов ШОС по важнейшим проблемам регионального и глобального масштаба были сформулированы в принятой по итогам саммита
Самаркандской декларации.
В целом можно отметить, что Узбекистан является одним из активных участников
ШОС, всячески содействует достижению целей Организации и заинтересована в полноценном раскрытии потенциала объединения с учетом ее трансформации.
Значимость данного объединения для
Узбекистана обуславливается тем, что ШОС, во-первых, подтверждает свою приверженность общепризнанным принципам международного права, во- вторых, главными приоритетами
Организации являются укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе посредством совместных действий и на основе равноправного партнерства, содействие эффективному сотрудничеству в политической, экономической, социальной и культурно-гуманитарной сферах между странами ШОС в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов стран-членов, а также развитие отношений с другими государствами и международными организациями.
1 2 3
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что геополитическая трансформация мира и разрушение прежней системы безопасности и стабильности, произошедшие в конце XX в., активное развитие процессов глобализации, образование на постсоветском пространстве независимых государств привели к необходимости поиска Узбекистаном новых форм многостороннего сотрудничества, как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Узбекистан, наряду с другими государствами, был соучредителем СНГ и
ШОС, в рамках которых принимает активное участие в укреплении безопасности, стабильности и устойчивого развития
Центральноазиатского региона. Участие
Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества.
Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения взаимовыгодных экономических связей и промышленной кооперации, партнерства в области высоких технологий и инновационного развития, транспорта и транзита, образования и науки, туризма, здравоохранения и в других сферах.
Вместе с тем новые тенденции в международных отношениях, активное развитие процессов глобализации,
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что геополитическая трансформация мира и разрушение прежней системы безопасности и стабильности, произошедшие в конце XX в., активное развитие процессов глобализации, образование на постсоветском пространстве независимых государств привели к необходимости поиска Узбекистаном новых форм многостороннего сотрудничества, как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Узбекистан, наряду с другими государствами, был соучредителем СНГ и
ШОС, в рамках которых принимает активное участие в укреплении безопасности, стабильности и устойчивого развития
Центральноазиатского региона. Участие
Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества.
Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения взаимовыгодных экономических связей и промышленной кооперации, партнерства в области высоких технологий и инновационного развития, транспорта и транзита, образования и науки, туризма, здравоохранения и в других сферах.
Вместе с тем новые тенденции в международных отношениях, активное развитие процессов глобализации,
Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
312 возникновения новых вызовов и угроз стабильности государств диктуют необходимость постоянной адаптации СНГ и
ШОС к политическим и экономическим реалиям современного мира. При этом, непременным условием дальнейшей эффективной деятельности этих объединений должны стать принципы соблюдения рационального баланса национальных и региональных интересов, а также неуклонное выполнение всеми странами-членами принимаемых в рамках
СНГ и ШОС решений на основе доверия и взаимной выгоды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алимов Р. ШОС: становление, развитие, перспективы. Москва: Издательство «Весь мир»,
2017.
Клещева Т. Шанхайская организация сотрудничества как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Право и политика. 2012, №1.
Кушкумбаев С. Роль ШОС в противодействии вызовам и угрозам безопасности в Центральной
Азии // Материалы двенадцатого заседания форума ШОС. – Ташкент: ИСМИ, 2018.
Рахимов С. Торгово-экономическое сотрудничество Узбекистана в рамках СНГ //
Демократизация и права человека. 2018, №1 (77).
Современные международные отношения и мировая политика: учебник // Отв. ред. Член- корреспондент РАН, проф. А.В. Торкунов. Москва: Просвещение, 2004.
ШОС и проблемы безопасности Евразии / Под ред. Розанова А.А. // Совместное исследование
Женевского центра по демократическому контролю над вооруженными силами,
Белорусского государственного университета и КИСИ. Минск/Алматы/Женева, 2012. 194 с.
Aris S. The Shanghai Cooperation Organisation: Tackling the Three Evils. A Regional Response to
Non-Traditional Security Challenges or an Anti-Western Bloc? 2009. Europe-Asia Studies, 61
(3).
Porshneva O., Rakhimov M., Razinkov S. Historical and Legal Aspects of the SCO Formation and
Institutional Development in Shanghai Cooperation Organization: From Interaction to
Integration?Exploring New Horizons. Edited by Sergey Marochkin and Yury Bezborodov.
Routledge 2022. P. 9-24.
Shaw M. International Law. Sixth edition. Cambridge University Press, 2008.
Song W. Interests, Power and China's Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization
(SCO). Journal of Contemporary China, 2014. 23 (85), 85-101.
REFERENCES
Alimov R. SHOS: stanovlenie, razvitie, perspektivi. Moskva: Izdatelstvo «Ves mir», 2017.
Aris S. 2009. The Shanghai Cooperation Organisation: Tackling the Three Evils. A Regional
Response to Non-Traditional Security Challenges or an Anti-Western Bloc? Europe-Asia
Studies, 61 (3).
Klesheva T. Shabhayskaya organizasiya sotrudnichestva kak osnovnoy organ bor`bi s terrorizmom v stranah ATR // Право и политика. 2012, №1.
Kushkumbaev S. Rol` SHOS v protivodeystvii vizovam i ugrozam bezopasnosti v Sentral`noy Azii //
Materila dvenadsatogo zasedaniya foruma SHOS. Tashkent: ISMI, 2018.
Porshneva O., Rakhimov M., Razinkov S. Historical and Legal Aspects of the SCO Formation and
Institutional Development in Shanghai Cooperation Organization: From Interaction to
Integration?Exploring New Horizons. Edited by Sergey Marochkin and Yury Bezborodov.
Routledge 2022. P. 9-24.
Rakhimov S. Torgovo-ekonomocheskoe sotrudnichestvo Uzbekistana v ramkah SNG //
Demokratizasiya i prava cheloveka. 2018, №1 (77).
Shaw M. International Law. Sixth edition. Cambridge University Press, 2008.
ShOS i problem bezopasnosti Evrasii // Pod red. Rozanova А.А. // Sovmestnoe issledovanie
Jenevskogo sentra po demokraticheskomu kontrolyu nad voorujennimi silami, Belorisskogo gosudarsvtennogo universiteta i KISI. Minsk, Almati, Jeneva, 2012. 194 s.
Рахимов М.А.,
Рахимов С.А.
Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС
313
Song W. 2014. Interests, Power and China's Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization
(SCO). Journal of Contemporary China, 23 (85), 85-101.
Sovremennie mejdunarodnie otnosheniya i mirovaya politika. Uzebnik // Otv. red. Chlen- korrespondent RAN, prof. A.V.Torkunov. Moskva: Prosveshenie, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ /APPENDIX
Таблица №1
Данные о ратификации и выполнении внутригосударственных процедур Узбекистаном
по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ
в период с 1991 по 2022 гг.
Количество документов
Процентное
соотношение
Сведения о ратификации документов
Всего документов, предусматривающих ратификацию
37
Подписано
24 64,9%
Не подписано
13 35,1%
ВыполнениеРеспубликой Узбекистанвнутригосударственных процедур
Всего документов, предусматривающих выполнения внутригосударственных процедур
432
Подписано
230 53,2%
Не подписано
202 46,8%
Таблица №2
Руководители Исполнительного комитета РАТС ШОС
Период исполнения
обязанности в должности
Директора ИК РАТС ШОС
Ф.И.О.
Представитель
страны-
участницы
2004 – 2006 гг.
Касымов
Вячеслав Темирович
РУ
2007 – 2009 гг.
Субанов
Мырзакан Усурканович
КР
2010 – 2012 гг.
Джуманбеков Дженисбек
Мухамедкаримович
РК
2013 – 2015 гг.
Чжан
Синьфэн
КНР
Постсоветские исследования. Т.6. № 3 (2023)
314 2016 – 2018 гг.
Сысоев
Евгений Сергеевич
РФ
2019 – 2021 гг.
Гиёсов
Джумахон Файёзович
РТ
С января 2022 г.
Мирзаев Руслан
Эркинович
РУ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Рахимов Мирзохид Акрамович,
Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при
Академии наук
Республики
Узбекистан. Ташкент, Узбекистан. (Е-mail: mirzohidr@mail.ru)
Рахимов Садриддин Университет журналистики и массовых коммуникаций
Узбекистана. Ташкент, Узбекистан. (Е- mail: sadriddin.r@mail.ru)
Mirzokhid
А.
Rakhimov,
The
Contemporary history center of AS of
Uzbekistan.
Tashkent, Uzbekistan.e-mail: mirzohidr@mail.ru
Sadriddin А. Rakhimov, University of
Journalism and Mass Communications of
Uzbekistan.
Tashkent, Uzbekistan.
(Е-mail: sadriddin.r@mail.ru
)