Файл: Буллинг в подростковой среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 927

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


личностных ориентаций.

Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачами профилактики буллинга являются:

  • подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;

  • содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

  • развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;

  • изменение представлений обучающихся о самом себе и об

  • отношениях с окружающими.

Многие исследователи ведут поиск различных оптимальных методов профилактики и борьбы с буллингом. Представители позиции диспозиционного подхода считают, что профилактика буллинга должна строиться на идее необходимости формирования коммуникативных навыков и уверенности в себе жертв агрессии, развитии толерантности у агрессоров.

Важно отметить, что данном подходе считается, что жертва буллинга сама виновата в провокации агрессии по отношению к ней.

В темпоральном подходе в профилактике буллинга большое внимание уделяется раннему выявлению элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов и в период трудных жизненных ситуаций.

При контекстуальном подходе профилактика буллинга происходит в изменении системы отношений в организации в целом, формировании альтернативных методов определения статусов в группе, основанных на ценности уважительных отношений.

Образовательная организация должна большое внимание уделять проблеме буллинга среди обучающихся. В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.

В качестве одного из методов профилактики можно использовать:

1. Организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об

уважительном и толерантном отношении к окружающим людям.

2. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение


классного коллектива, развитие терпимости, эмпатичного мышления по

отношению к окружающим.

Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных

участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их

семьями. Важно определить тип семьи и воспитания, а также поведение

родителей по отношению к своим детям. Педагог-психолог должен провести

совместную работу с подростком и его родителями, изучить и провести

коррекционную работу при нарушении детско-родительских отношениях,

которые могут послужить причиной снижения эмоционального благополучия

подростка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с

обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и

проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.

Помимо этого, в зависимости от занимаемой подростком позиции в ситуации

буллинга «жертва», «обидчик» или «свидетель» можно провести коррекцию

отклонений в эмоциональной сфере подростка, развить стрессоустойчивость

и коммуникативные навыки, формировать навыки принятия ответственности

за собственное поведение в ней и оказание психологической и социальной

поддержки, повысить самооценку, снизить асоциальное поведение

подростка. Классный руководитель должен совместно с педагогом-психологом

вести работу по профилактике буллинга в классе, он должен следить за

эмоциональным состоянием всех своих обучающихся, оказывать поддержку

и помощь подросткам не меньше, чем педагог-психолог.

Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на

следующих уровнях:

  • личностном,

  • групповом,

  • общешкольном,

  • социальном.

В работе педагога-психолога по профилактике буллинга важное место

занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К

каждому подростку необходимо найти свой подход, поддерживать и

помогать в трудные моменты жизни, а также направлять в нужное русло,

учитывая особенности личности, энергию и силы подростка.

Психолог, реализуя профилактику буллинга среди подростков особое

внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций у

подростков, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и



доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной

работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и

поддержке. Для создания безопасной психологической среды в образовательной

организации лучше объединить профилактические мероприятия в единую

систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных

организациях сводятся к формированию определенных установок у

обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против

буллинга. Использование педагогической поддержки в профилактике буллинга

будет иметь позитивное влияние на работе с подростками, т.к. используется

уникальные процессы. У каждого подростка индивидуальные проблемы,

поэтому педагог-психолог в ходе бесед уделяет внимание каждому из

случаев, и совместно с каждым обучающимся придумывает решения проблем

и пути к достижению определенных результатов.

Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.

Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.

Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. В то же время несмотря на то, что девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки «ликвидируют отставание» и не всегда ведут себя только корректно и «примерно». Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, они выступают как «закулисные силы» или как «зрители, выражающие одобрение аплодисментами». Наблюдая за поведением школьников, можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них в присутствии учителей, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их «слабаками» и «маменькиными сынками», делают замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков
преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, язвительных замечаниях, интригах и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Конфликты между детьми возникают не только вследствие конкуренции, борьбы за лидерство. Проявление агрессивности по отношению к сверстникам может быть спровоцировано некомпетентными действиями или оценками педагогов, реакцией на те или иные формы поведения других значимых взрослых. Исследования показали, что преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявление жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.

Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов обучения приводит к тому, что самые слабые ученики имеют мало шансов сохранить уважительное отношение к себе в школе и к школе как системе в целом. Именно они могут пытаться самоутвердиться другим способом, восставая против преподавателей, администрации, школы как структуры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.

От учителя требуется умение адекватно реагировать на проявления насилия. В качестве лидера группы именно учитель определяет приоритеты. Наличие недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, который уверен в том, что использование насилия в любом виде и форме недопустимо по отношению к другому человеку, во многом определяет позиции школьников, их действия по мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.

Работа с классом начинается с того, что травля обозначается как болезнь ГРУППЫ. Так и стоит сказать школьникам: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и, что особенно важно, снять противопоставление «жертва–насильник–свидетель». Данная позиция крайне значима, потому что чаще всего, сталкиваясь с проявлениями буллинга, родители обращаются к педагогу-психологу за индивидуальной консультацией. Работая со случаем, психолог может влиять на ситуацию исключительно со стороны ребенка, анализируя его поведение и помогая ему стать увереннее в себе или более контактным. Но данный путь достаточно длителен и малоэффективен, потому что проблема заключается не только в ребенке, но и в обще групповом поведении. Необходима комплексная работа: индивидуальное консультирование жертвы буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива и формированию конструктивного взаимодействия обучающихся между собой. Причем, как правило, в среде взрослых – родителей и педагогического коллектива – проблема называется своим именем, а среди подростков она может быть переименована в общую проблематику общения – сплочения.


Мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам должно быть ясно, что акты насилия неприемлемы, и в результате своих поступков они могут оказаться изолированными от коллектива.

В дальнейшем с агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы, у них должна оставаться возможность интеграции в жизнь класса. Работа с жертвами, которые нуждаются в поддержке и понимании, более сложна. Помощь данной категории детей не может быть одномоментной, это длительный процесс, требующий от взрослого терпения и психологической грамотности. В целом важно принять во внимание, что буллинг как социально психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе, должны носить комплексный характер. Их целью должно стать создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни.

Из всего вышесказанного я решила провести тестирование среди подростков (надо добавить)

Сообщите, пожалуйста, данные о себе:

Пол_______ Возраст_______ Класс______ Дата___________

Школа/колледж _____________________________________________

Отметьте, пожалуйста, для каждого пункта, согласны или не согласны вы с этими утверждениями.

Утверждение

Да

Нет

1.

В вашем классе принято…










1.1

Мешать друг другу, лезть, приставать










1.2

Вместе развлекаться после уроков










1.3

Шутить над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс










1.4

Драться










1.5

Ходить друг к другу в гости










1.6

Заступаться за своих










1.7

Обзываться










1.8

Не мешать друг другу заниматься, чем захочется







2.

В вашем классе есть кто-то…










2.1

Кого все уважают










2.2

Кого все боятся










2.3

Над кем все смеются










2.4

Кем часто недовольны учителя










2.5

На кого хочется быть похожим










2.6

С кем лучше не спорить










2.7

Кто никогда не прогуливает










2.8

С кем даже учитель не может справиться







3.

Когда в школе происходит драка, вы…










3.1

Удивляетесь










3.2

Не обращаете внимания, это обычное дело










3.4

Присоединяетесь, встав на чью-то сторону










3.5

Долго это потом обсуждаете между собой в классе







4.

Ценные вещи …










4.1

Стараюсь не носить в школу вообще










4.2

Спокойно оставляю в классе










4.3

Можно оставить в коридоре










4.4

Был случай, что украли










4.5

Оставляю в раздевалке







5.

В вашей школе мат, ругательства…










5.1

Звучат на переменах в личных разговорах










5.2

Не приняты вообще







6.

Если кто-то начинает орать, драться, класс «встает на

уши»; что нужно, чтобы это прекратилось:










6.1

Кто-то из учеников должен сказать «хватит»










6.2

Должен прийти директор










6.3

Это прекратится, когда все устанут







7.

В школе вам…










7.1

В целом нравится, приятно, интересно










7.2

В целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит







8.

Когда ваш класс едет куда-то с учителями:










8.1

Это обычная ситуация










8.2

Вам это нравится, это весело










8.3

Вы стараетесь не ездить










8.4

Учителям это сложно, они каждый раз говорят, что это

«в последний раз»







9.

Какие отношения у вас в школе с учителями?










9.1

Отличные










9.2

Нормальные










9.3

Ужасные







10.

Ваш класс имеет репутацию










10.1

Отличников










10.2

Хулиганов










10.3

Самого обычного, ничем не отличающегося от других

классов в школе










10.4

Класса, в котором никто не хочет быть