Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 927
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личностных ориентаций.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачами профилактики буллинга являются:
-
подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга; -
содействие улучшению социального самочувствия обучающихся; -
психолого-педагогическое просвещение родителей; -
устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации; -
развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся; -
изменение представлений обучающихся о самом себе и об
-
отношениях с окружающими.
Многие исследователи ведут поиск различных оптимальных методов профилактики и борьбы с буллингом. Представители позиции диспозиционного подхода считают, что профилактика буллинга должна строиться на идее необходимости формирования коммуникативных навыков и уверенности в себе жертв агрессии, развитии толерантности у агрессоров.
Важно отметить, что данном подходе считается, что жертва буллинга сама виновата в провокации агрессии по отношению к ней.
В темпоральном подходе в профилактике буллинга большое внимание уделяется раннему выявлению элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов и в период трудных жизненных ситуаций.
При контекстуальном подходе профилактика буллинга происходит в изменении системы отношений в организации в целом, формировании альтернативных методов определения статусов в группе, основанных на ценности уважительных отношений.
Образовательная организация должна большое внимание уделять проблеме буллинга среди обучающихся. В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать:
1. Организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об
уважительном и толерантном отношении к окружающим людям.
2. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение
классного коллектива, развитие терпимости, эмпатичного мышления по
отношению к окружающим.
Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных
участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их
семьями. Важно определить тип семьи и воспитания, а также поведение
родителей по отношению к своим детям. Педагог-психолог должен провести
совместную работу с подростком и его родителями, изучить и провести
коррекционную работу при нарушении детско-родительских отношениях,
которые могут послужить причиной снижения эмоционального благополучия
подростка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.
В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с
обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и
проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.
Помимо этого, в зависимости от занимаемой подростком позиции в ситуации
буллинга «жертва», «обидчик» или «свидетель» можно провести коррекцию
отклонений в эмоциональной сфере подростка, развить стрессоустойчивость
и коммуникативные навыки, формировать навыки принятия ответственности
за собственное поведение в ней и оказание психологической и социальной
поддержки, повысить самооценку, снизить асоциальное поведение
подростка. Классный руководитель должен совместно с педагогом-психологом
вести работу по профилактике буллинга в классе, он должен следить за
эмоциональным состоянием всех своих обучающихся, оказывать поддержку
и помощь подросткам не меньше, чем педагог-психолог.
Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на
следующих уровнях:
-
личностном, -
групповом, -
общешкольном, -
социальном.
В работе педагога-психолога по профилактике буллинга важное место
занимает работа с определенными обучающимися и с классом в целом. К
каждому подростку необходимо найти свой подход, поддерживать и
помогать в трудные моменты жизни, а также направлять в нужное русло,
учитывая особенности личности, энергию и силы подростка.
Психолог, реализуя профилактику буллинга среди подростков особое
внимание должен уделять коррекции имеющихся социальных девиаций у
подростков, выстраиванию в классе доброжелательных, дружественных и
доверительных отношений. Очень важно выстроить в ходе совместной
работы в классном коллективе отношения, основанные на взаимопомощи и
поддержке. Для создания безопасной психологической среды в образовательной
организации лучше объединить профилактические мероприятия в единую
систему. В основном меры при профилактике буллинга в образовательных
организациях сводятся к формированию определенных установок у
обучающихся, а также введению правил и норм, направленных против
буллинга. Использование педагогической поддержки в профилактике буллинга
будет иметь позитивное влияние на работе с подростками, т.к. используется
уникальные процессы. У каждого подростка индивидуальные проблемы,
поэтому педагог-психолог в ходе бесед уделяет внимание каждому из
случаев, и совместно с каждым обучающимся придумывает решения проблем
и пути к достижению определенных результатов.
Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.
Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.
Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. В то же время несмотря на то, что девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. В. Хайтмайер считает, что современные девочки «ликвидируют отставание» и не всегда ведут себя только корректно и «примерно». Девочки иначе втянуты в насильственные действия, чем мальчики: например, они выступают как «закулисные силы» или как «зрители, выражающие одобрение аплодисментами». Наблюдая за поведением школьников, можно установить, что преимущественно девочки могут быть подлыми, коварными, хитрыми и вероломными. Они тайно высмеивают одноклассников и отрицательно высказываются о них в присутствии учителей, издеваются над нелюбимыми мальчиками, называя их «слабаками» и «маменькиными сынками», делают замечания по поводу их внешнего вида и поведения. Если у мальчиков
преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, язвительных замечаниях, интригах и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Конфликты между детьми возникают не только вследствие конкуренции, борьбы за лидерство. Проявление агрессивности по отношению к сверстникам может быть спровоцировано некомпетентными действиями или оценками педагогов, реакцией на те или иные формы поведения других значимых взрослых. Исследования показали, что преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявление жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Жесткое воздействие школьных норм в области контроля знаний и результатов обучения приводит к тому, что самые слабые ученики имеют мало шансов сохранить уважительное отношение к себе в школе и к школе как системе в целом. Именно они могут пытаться самоутвердиться другим способом, восставая против преподавателей, администрации, школы как структуры, которую нужно закрыть, других учащихся, уроков, которые надо сорвать и т. д.
От учителя требуется умение адекватно реагировать на проявления насилия. В качестве лидера группы именно учитель определяет приоритеты. Наличие недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, который уверен в том, что использование насилия в любом виде и форме недопустимо по отношению к другому человеку, во многом определяет позиции школьников, их действия по мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.
Работа с классом начинается с того, что травля обозначается как болезнь ГРУППЫ. Так и стоит сказать школьникам: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и, что особенно важно, снять противопоставление «жертва–насильник–свидетель». Данная позиция крайне значима, потому что чаще всего, сталкиваясь с проявлениями буллинга, родители обращаются к педагогу-психологу за индивидуальной консультацией. Работая со случаем, психолог может влиять на ситуацию исключительно со стороны ребенка, анализируя его поведение и помогая ему стать увереннее в себе или более контактным. Но данный путь достаточно длителен и малоэффективен, потому что проблема заключается не только в ребенке, но и в обще групповом поведении. Необходима комплексная работа: индивидуальное консультирование жертвы буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива и формированию конструктивного взаимодействия обучающихся между собой. Причем, как правило, в среде взрослых – родителей и педагогического коллектива – проблема называется своим именем, а среди подростков она может быть переименована в общую проблематику общения – сплочения.
Мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам должно быть ясно, что акты насилия неприемлемы, и в результате своих поступков они могут оказаться изолированными от коллектива.
В дальнейшем с агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы, у них должна оставаться возможность интеграции в жизнь класса. Работа с жертвами, которые нуждаются в поддержке и понимании, более сложна. Помощь данной категории детей не может быть одномоментной, это длительный процесс, требующий от взрослого терпения и психологической грамотности. В целом важно принять во внимание, что буллинг как социально психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Мероприятия, направленные на преодоление и профилактику буллинга в школе, должны носить комплексный характер. Их целью должно стать создание образовательной среды, свободной от насилия, способствующей развитию и самореализации обучающихся, формированию у них здорового, безопасного образа жизни.
Из всего вышесказанного я решила провести тестирование среди подростков (надо добавить)
Сообщите, пожалуйста, данные о себе:
Пол_______ Возраст_______ Класс______ Дата___________
Школа/колледж _____________________________________________
Отметьте, пожалуйста, для каждого пункта, согласны или не согласны вы с этими утверждениями.
Утверждение | Да | Нет | |||
1. | В вашем классе принято… | | | ||
| 1.1 | Мешать друг другу, лезть, приставать | | | |
| 1.2 | Вместе развлекаться после уроков | | | |
| 1.3 | Шутить над кем-нибудь так, чтобы смеялся весь класс | | | |
| 1.4 | Драться | | | |
| 1.5 | Ходить друг к другу в гости | | | |
| 1.6 | Заступаться за своих | | | |
| 1.7 | Обзываться | | | |
| 1.8 | Не мешать друг другу заниматься, чем захочется | | | |
2. | В вашем классе есть кто-то… | | | ||
| 2.1 | Кого все уважают | | | |
| 2.2 | Кого все боятся | | | |
| 2.3 | Над кем все смеются | | | |
| 2.4 | Кем часто недовольны учителя | | | |
| 2.5 | На кого хочется быть похожим | | | |
| 2.6 | С кем лучше не спорить | | | |
| 2.7 | Кто никогда не прогуливает | | | |
| 2.8 | С кем даже учитель не может справиться | | | |
3. | Когда в школе происходит драка, вы… | | | ||
| 3.1 | Удивляетесь | | | |
| 3.2 | Не обращаете внимания, это обычное дело | | | |
| 3.4 | Присоединяетесь, встав на чью-то сторону | | | |
| 3.5 | Долго это потом обсуждаете между собой в классе | | | |
4. | Ценные вещи … | | | ||
| 4.1 | Стараюсь не носить в школу вообще | | | |
| 4.2 | Спокойно оставляю в классе | | | |
| 4.3 | Можно оставить в коридоре | | | |
| 4.4 | Был случай, что украли | | | |
| 4.5 | Оставляю в раздевалке | | | |
5. | В вашей школе мат, ругательства… | | | ||
| 5.1 | Звучат на переменах в личных разговорах | | | |
| 5.2 | Не приняты вообще | | | |
6. | Если кто-то начинает орать, драться, класс «встает на уши»; что нужно, чтобы это прекратилось: | | | ||
| 6.1 | Кто-то из учеников должен сказать «хватит» | | | |
| 6.2 | Должен прийти директор | | | |
| 6.3 | Это прекратится, когда все устанут | | | |
7. | В школе вам… | | | ||
| 7.1 | В целом нравится, приятно, интересно | | | |
| 7.2 | В целом не нравится, плохо, никто ни с кем не дружит | | | |
8. | Когда ваш класс едет куда-то с учителями: | | | ||
| 8.1 | Это обычная ситуация | | | |
| 8.2 | Вам это нравится, это весело | | | |
| 8.3 | Вы стараетесь не ездить | | | |
| 8.4 | Учителям это сложно, они каждый раз говорят, что это «в последний раз» | | | |
9. | Какие отношения у вас в школе с учителями? | | | ||
| 9.1 | Отличные | | | |
| 9.2 | Нормальные | | | |
| 9.3 | Ужасные | | | |
10. | Ваш класс имеет репутацию | | | ||
| 10.1 | Отличников | | | |
| 10.2 | Хулиганов | | | |
| 10.3 | Самого обычного, ничем не отличающегося от других классов в школе | | | |
| 10.4 | Класса, в котором никто не хочет быть | | |