Файл: Заведующий кафедрой др юрид наук, профессор Е. Б. Лупарев (подпись) 2019 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) административноправовой режим чрезвычайной ситуации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет юридический имени А.А. Хмырова
Кафедра административного и финансового права
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Заведующий кафедрой
д-р юрид. наук, профессор
Е.Б. Лупарев
(подпись)
«»2019 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Работу выполнила______________________________________Ж.О. Абросова |
(подпись, дата) |
Специальность__40.05.02.___Правоохранительная деятельность___________ |
Специализация Административная деятельность Научный руководитель заведующий кафедрой административного и финансового права, д-р юрид. наук, профессор________________________________Е.Б. Лупарев |
(подпись, дата) |
Нормоконтролер заведующий кафедрой административного и финансового права, д-р юрид. наук, профессор________________________________Е.Б. Лупарев |
(подпись, дата) |
Краснодар 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие, сущность и особенности административно-правового режима чрезвычайной ситуации 7
1.1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций 7
1.2 Понятие, сущность и особенности административно-правового режима чрезвычайной ситуации 22
2. Обеспечение административно-правового режима чрезвычайной ситуации 36
2.1 Силы и средства обеспечения административно-правового режима чрезвычайной ситуации. 36
2.2 Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 52
Заключение 61
Список использованных источников 66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы, ее теоретическая и прикладная значимость заключаются в том, что на данный момент в Российской Федерации сохраняется как высокая степень угрозы чрезвычайных ситуаций, так и тенденция к увеличению роста количества и масштабов их последствий, что, несомненно, затрудняет государственное управление чрезвычайными ситуациями и вынуждает находить совершенно иные, более эффективные, пути решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прогнозировать будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их предупреждения.
Для обеспечения режима чрезвычайной ситуации в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Главной ее задачей является осуществление заблаговременно такого комплекса мер, который будет направлен на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение состояния здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде. РСЧС существует для того, чтобы решать такие задачи как спасение населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако нынешнее состояние РСЧС и уровень ее развития не может полностью обеспечить совокупное решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проблемы определения чрезвычайной ситуации и обеспечения ее административно-правового режима на протяжении многих лет подвергались глубокому теоретическому исследованию, отдельные аспекты затрагивались в работах следующих ученых в области административного права: А.Б. Агапова, Н.И. Архиповой, Д.Н. Бахраха, А.Д. Благова, Л.С. Комовкиной, Н.Т. Леоненко, Н.В. Лермонтовой, С.С. Маиляна, А.Ф. Ноздрачева, Н.В. Поляковой, Б.Н. Порфирьева, И.С. Розанова, Б.В. Россинского, В.Б. Рушайло, Ю.Н. Старилова, С.А. Старостина, А.Г. Упорова, С.Д. Хазанова, А.Ф. Хоруженко и других ученых.
Объектом данной работы является совокупность административно-правовых отношений, возникающих в связи с обеспечением административно-правового режима чрезвычайной ситуации.
Предметом исследования являются научно-теоретические и нормативно-правовые аспекты административно-правового регулирования режима чрезвычайной ситуации.
Целью исследования данной курсовой работы является комплексный и системный анализ чрезвычайной ситуации и обеспечения ее административно-правового режима на основе результатов изучения норм административного права, судебного толкования, а также научных трудов, касающихся данной проблематики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, сущность и особенности административно-правового режима;
- проанализировать различные подходы к определению понятия чрезвычайной ситуации;
- провести классификацию чрезвычайных ситуаций;
- очертить круг субъектов обеспечения административно-правового режима чрезвычайной ситуации;
- раскрыть и сравнить нормы, регулирующие административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выявить проблемы их квалификации.
Методологическую основу работы составил системный подход и диалектический метод научного познания объективной действительности, а также формально-логический, юридико-технический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы. В процессе исследования использовались методы анализа документов.
В качестве теоретического, нормативного и эмпирического материала выпускной квалификационной работы использовались Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; Указ Президента РФ от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», диссертации, учебники и учебные пособия, не утратившие своей актуальности на момент написания работы, а также научные статьи, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы в системе высшего юридического образования, а также в научно-исследовательских работах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены понятие, сущность и особенности административно-правового режима чрезвычайной ситуации, а также общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
Во второй главе освящено обеспечение административно-правового режима чрезвычайной ситуации.
В заключении представлены краткие выводы по рассматриваемой теме выпускной квалификационной работы.
1 Понятие, сущность и особенности административно-правового режима чрезвычайной ситуации
1.1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций
Частота и разрушительные последствия чрезвычайных ситуаций требуют принятия от государства особых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Правовые средства могут быть эффективны в борьбе с чрезвычайными ситуациями только при однозначно воспринимаемом, точном понятийном аппарате, в связи с чем считаем целесообразным рассмотреть как легальное, так и доктринальные определения данного понятия.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»1.
Как нормативная категория понятие «чрезвычайная ситуация» впервые введено Временным положением о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, где чрезвычайная ситуация определялась как «обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвами нарушению условий жизнедеятельности»
1.
Анализируя современную законодательную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация», можно заметить, что законодатель, перечисляя некоторые опасные явления, допускает возможность наступления «иных бедствий», влекущих перечисленные негативные последствия. Возможно, сделано это не случайно, поскольку кроме явлений природного и техногенного характера существуют явления социального характера. Но во вводной части Закона № 682 установлено, что он определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. То есть налицо противоречия между нормами указанного закона, определяющими сферу его регулирования, и понятия чрезвычайной ситуации.
Есть и другие законодательные определения данного понятия. Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под чрезвычайной ситуацией понимает «обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»3. Из текста закона вытекает, что данное определение используется исключительно для опасной обстановки, возникающей на гидротехнических сооружениях.
В ряде законов субъектов РФ понятие «чрезвычайная ситуация» не раскрывается, а указывается сфера действия закона - регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом устроены, например, Закон Московской области от 4 мая 2005 г. № 110/2005-ОЗ «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1, Закон Республики Алтай от 27 ноября 2012 г. № 63-РЗ «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2 и др.
Закон Республики Крым от 26 ноября 2014 г. № 235-1/14 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в определении чрезвычайной ситуации в качестве оснований ее возникновения называет источники природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, а также раскрывают определения понятий: «природная чрезвычайная ситуация», «техногенная чрезвычайная ситуация», «биолого-социальная чрезвычайная ситуация»