Файл: Курсовая работа по дисциплине уголовное право Тема Дача взятки Сокол Дарья Дмитриевна Специальность Юриспруденция Группа 21220юр курс 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Тема: «Дача взятки»

Сокол Дарья Дмитриевна

Специальность: Юриспруденция

Группа № 21220ЮР Курс 2

Руководитель – Максимова Кристина Леонидовна

Санкт-Петербург

2023

Содержани


Введение 2

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5

1.1 Сущность взятки 5

1.2 Объект и субъект дачи взятки 9

ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ 16

2.1 Признаки взятки 16

2.2 Ответсвенность за дачу взятки 23

2.3 Освобождение за дачу взятки 26

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Введение

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Дача взятки, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.


Настоящая курсовая работа имеет основополагающей целью рассмотрение того, что есть дача взятки с позиций уголовного права, какова ответственность за данное преступление, а также изучение специфических особенностей преступлений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: раскрыть уголовно-правовую характеристику дачи взятки; определить уголовную ответственность за дачу взятки; выявить проблемы законодательного регулирования составов преступлений за дачу взятки.

За основу данной работы берутся положения законодательства, в частности, федеральных законов, Уголовного кодекса РФ. Для наиболее подробного освещения вопроса используются положения судебной практики и мнения авторов-теоретиков.

ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    1. Сущность взятки

Среди коррупционных преступлений в современной России наиболее распространенной является дача взятки. Прежде всего, стоит обозначить объект дачи взятки. В Уголовном кодексе (УК) РФ 1996 г. дача взятки (ст. 291) находится в разделе X «Преступления против государственной власти», отсюда можно сделать вывод, что родовым объектом является государственная власть.

А видовым является нормальная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.к. глава 30 называется «Преступление против государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Непосредственным объектом дачи взятки является нормальная деятельность органов государственных органов и местного самоуправления, а также их авторитет.

Под предметом преступления в современной доктрине уголовного права понимается материальные предметы внешнего мира, на которые происходит непосредственное воздействие преступника [3, c. 310].

Предметом деяния, предусмотренного ст. 291 УК РФ, принято считать саму взятку. Если говорить о содержании предмета взятки, стоит отметить, что в УК РФ содержится пять видов предмета взятки: деньги, ценные бумаги, услуги имущественного характера, иное имущество, иные имущественные права.

Под «деньгами» (валютой) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества».



В качестве ценной бумаги (ст. 142 Гражданского кодекса РФ) рассматривается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).

К «иному имуществу» относятся обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Предмет получения взятки в виде «выгод имущественного характера» может выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства (например, ремонт автомашины, постройка дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента). Практике известны и другие завуалированные способы дачи и получения взятки, такие, например, как «продажа» дорогостоящего имущества за бесценок, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы.

При этом в любом из указанных выше видов предмет взятки обязательно должен получить надлежащую денежную оценку, которая фиксируется в соответствующих процессуальных документах. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в п. 16 постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. разъяснил, что денежная оценка предмета взятки производится на основании его действительной стоимости, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.


Помимо явной формы взятки, уголовную ответственность влечет и так называемая прикрытая (замаскированная, завуалированная) форма взятки. Так, «если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».

Прикрытая форма взятки может проявляться в предоставлении подарков родственникам, предоставлении выгодной работы должностному лицу или его родственником, завышенной оплате услуг и др. Подобные взятки составляют очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не только на их сравнительную редкость, но и на сложность их расследования.

В качестве основных признаков взятки можно рассматривать:

  • имущественный характер выгоды;

  • незаконность ее предоставления;

предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

получение ее должностным лицом.

На практике среди выявленных взяток преобладают взятки в виде денег и дорогих вещей, строительных работ и пр. К определенной категории взяток (например, обед чиновника в ресторане за счет коммерсанта или бесплатные услуги стоматолога) вследствие их широкого распространения правоохранительные органы относятся достаточно снисходительно.

Предметом взяточничества могут быть вещи, оборот которых ограничен, например, оружие, наркотики. Несмотря на то, что закон устанавливает особый порядок оборота тех или иных вещей, они не теряют качеств имущественных благ.

Нельзя рассматривать в качестве взятки предоставление выгод неимущественного характера, в частности, попустительство или продвижение по службе, положительные характеристики, рекомендации и другие неимущественные блага.

Непростым является вопрос о квалификации в качестве взятки трудоустройства должностного лица и его родственников. Как отмечалось, если выгодность условий трудового договора явно завышена, содеянное будет прикрытой взяткой. Однако нельзя рассматривать в качестве взятки трудоустройство, если труд должностного лица или его близкого оплачивается эквивалентно трудовому вкладу, на тех же условиях, что и труд других работников той же квалификации.

Кроме того, на практике не принято считать взяткой предоставление имущественных выгод в виде услуг за счет учреждений, оказывающих такие услуги бесплатно (например, незаконное или в обход конкурса или установленного порядка бесплатное поступление в государственное или муниципальное учреждение образования).


Помимо отмеченных обстоятельств, не являются взяткой имущественные блага, приобретаемые должностным лицом вне связи с его должностным положением и служебной деятельностью.

В качестве взятки может рассматриваться только такое имущественное предоставление, которое является вознаграждением должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использованием им своего служебного положения (взятка-вознаграждение, «благодарность»), либо должно побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка-подкуп). Пленум Верховного Суда по этому вопросу разъясняет: «суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо... получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет». Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное). В литературе обычно отмечается, что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не представляет общественной опасности и не может рассматриваться в качестве взяточничества, однако Верховный Суд занял по этому вопросу другую позицию. Таким образом, при изучении данной проблемы можно сделать следующие выводы: что под взяткой понимаются деньги, ценные бумаги, ин имущество или выгоды имущественного характера, получаемые должностным лицом лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).

Предмет взятки обязательно должен получить надлежащую денежную оценку, которая фиксируется в соответствующих процессуальных документах. Денежная оценка предмета взятки производится на основании его действительной стоимости, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.


    1. Объект и субъект дачи взятки