Файл: Курсовая работа по дисциплине уголовное право Тема Дача взятки Сокол Дарья Дмитриевна Специальность Юриспруденция Группа 21220юр курс 2.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для уяснения смысла преступления в полном объеме, для начала необходимо определить основополагающие категории, позволяющие разграничить его с другими составами: объект и объективную сторону преступления. Объект преступления — общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Под общественными отношениями понимаются, прежде всего, фактические отношения между людьми, юридическими лицами и государством по поводу реализации ими своих прав и свобод, выполнения ими своих задач, полномочий и обязанностей. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно дезорганизует либо ликвидирует сложившиеся общественные отношения, мешает успешному выполнению субъектами этих отношений своих задач и в конечном итоге наносит вред личности, юридическим лицам, обществу, либо государству в целом.
Объективная сторона преступления — процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех или иных событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата.
Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.
Дача взятки считается оконченной с момента принятия должностным лицом либо лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. При этом следует учитывать такую особенность: если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере.
В тех случаях, когда предметом дачи взятки, посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
В случае если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК РФ. Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, на посредничество во взяточничестве. Что касается дачи взятки в условиях оперативно-розыскного мероприятия, дача взятки, в том числе через посредника должна квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.
В случае если имело место только обещание или предложение передать незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе, оно подлежит рассмотрению как умышленное создание условий для совершения соответствующего преступления, если высказанное лицом намерение передать взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.
Дача взятки считается оконченной с момента принятия должностным лицом либо лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
При этом следует учитывать такую особенность: если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере.
В тех случаях, когда предметом дачи взятки, посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
В случае если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК РФ. Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, на посредничество во взяточничестве. Что касается дачи взятки в условиях оперативно-розыскного мероприятия, дача взятки, в том числе через посредника должна квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.
В случае если имело место только обещание или предложение передать незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе, оно подлежит рассмотрению как умышленное создание условий для совершения соответствующего преступления, если высказанное лицом намерение передать взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо, дающее или намеревающееся дать взятку, должно действовать по собственной воле и быть намерено совершить именно это действие. Такой вывод подтверждается судебной практикой: Апелляционное определение Московского областного суда от 11.09.2014 по делу N 22-5248/14, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.10.2013 N 19-АПУ13-26СП, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1795-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимофеева Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как конкретизирует Постановление Пленума № 24, под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТКУ
2.1 Признаки взятки
Верховный суд поясняет, что квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, взяточничество в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом. Взятка может считаться данной группой лиц, если в ее совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. То же преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Названные положения регламентированы статьей 35 Уголовного кодекса РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.
При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы. Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве.
Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту в части 5 статьи 290 УК РФ.
Квалификация размера передаваемых и, соответственно, полученных должностным лицом выгод квалифицируется в следующем порядке. Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном размере; сто пятьдесят тысяч рублей — крупном; либо один миллион рублей — особо крупном размере, но лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.
2.2 Ответственность за дачу взятки
При рассмотрении вопроса об ответственности за дачу взятки немаловажным является факт того, что ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве, наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Данный вывод применяется и подтверждается в судебной практике. В качестве примера можно привести Постановление Президиума Московского городского суда от 18.09.2015 по делу N 44у-217/15. Суд в своем постановлении ссылается на нормы Постановления Пленума № 24, положения которого являются доктринальными и подлежат широкому применению в судах Российской Федерации.
При квалификации преступления в сфере взяточничества, следует учитывать множество положений. Так, если за совершение должностным лицом действий (бездействия) по службе передача имущества, предоставление имущественных прав, либо услуг имущественного характера осуществляется не лично этому лицу, а другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки.
В качестве примера можно привести принятие спонсорской помощи должностным лицом государственного или муниципального учреждения в целях обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь. В определенных случаях действия такого должностного лица должны быть квалифицированы как злоупотребление вмененными ему полномочиями, либо как превышение таковых, но не как получение взятки. Статья 291 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за дачу взятки в виде штрафа, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительными работами, а также лишением свободы.