Файл: Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы .rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С традиционных психотерапевтическим тренингом Дон объединяет свои обширные исследования в области травматического стресса и быстрого эмоционального облегчения, а также индивидуальные консультации и консультации супружеских пар. Он и его жена Джоан являются авторами четырех книг: "Воспитание сына", "Воспитание дочери", "Воспитание подростка", "Воспитание семьи"

Вот несколько правил для родителей мальчиков и девочек.

Правила воспитания мальчиков

. Любая похвала отца - пусть простое "Ну и парень!" - творит чудеса, давая сыну ощущение собственной ценности, способствуя его самопринятию, обучая его сотрудничеству с другими людьми.

. Мальчики нуждаются в руководстве, в примере взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка.

. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не раскрытым мальчиками. Их миссия - исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными.

. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы.

. На этом этапе развития для него не существует "может быть".

Мальчику нужно помочь преодолеть этот сложный возрастной период. Им нужно предлагать как можно больше участвовать в разной работе взрослых, играх, определять обязанности, занятия, включать в разные виды творчества, чтобы удовлетворить их "волчий аппетит".

. Если родители хотят совсем запутаться в своих отношениях с сыном-подростком, то самый надежный путь к этому - принимать все, что ребенок делает, слишком близко к сердцу. Сопротивление подростков обычно направлено на родителей, потому что именно они для подростков самая близкая авторитетная фигура. [14]


Правила воспитания девочек

. Девочку нужно слушать и давать ей высказаться. Когда ее слушают не прерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратить эмоции в выражение чувств.

. Нельзя лишать девочку права на любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то тем самым препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

. Не нужно ограничивать круг чтения девочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках.

. Если взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ей следовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир, которого она еще не понимает.

. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире. Педагогам и родителями важно помнить, что в дошкольные годы девочка мыслит образами, поэтому сначала важно понять, о чем конкретно она спрашивает, и уж потом решить, насколько подробное объяснение ей требуется.

. Требуя от девочек, чтобы они были приветливыми, сговорчивыми, готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим девочек к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать "нет!" - это лучшая защита. [13]

Подобные правила чётко объясняют разницу между воспитанием мальчиков и девочек. Если родители их учитывают, ребёнок более гармонично развивается.


2.2 Влияние школы и учителей



Когда ребёнок выходит из дошкольного возраста и становится учеником, перед ним появляются новые образцы поведения - его учителя.

Проблемой современной школы является её феминизация. Исключительно женский состав преподавателей односторонне влияет на половую идентичность мальчиков и девочек.

И. Акимов и В. Клименко уверены в том, что необходимо, чтобы учителей - мужчин (имеется в виду не формальная принадлежность к мужскому полу, а полноценное развитие в нем мужского начала) в коллективе было значительно больше, чем учителей-женщин.

Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу мужчин, в мальчиках начинает доминировать нигилизм, агрессия, потребность разрушать; в девочках - деловитость, рассудочность, оскудение чувств. [1, с.70]

Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу женщин мальчики становятся феминизированными, что усугубляется преждевременным половым созреванием.

Девочки привыкают к тому, что их окружают только женщины, они не чувствуют мужчин и избегают их.

В рамках семьи и школы складываются ещё два важнейших условия формирование половой идентичности ребёнка: сюжетно-ролевая игра и предметно-развивающая среда.

Прежде всего, следует помнить о том, что психосексуальное развитие ребенка протекает естественным путем и определяется генетически и врожденно заданными программами. В связи с этим от взрослых требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультирования, обучения. [1, с.71]

2.3 Сюжетно-ролевая игра



Значимым условием формирования половой идентичности является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого


продукта, в ней все "как будто", "понарошку", но именно в игре закрепляются стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы. [6, с.43]

Адекватным педагогическим воздействием по отношению к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое педагогическое сопровождение сюжета развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой воспитатель может принимать на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также позитивного отношения к себе и другим.

Дело в том, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность (она должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей), часто не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игро-вых объединениях. [6, с.43]

Воспитатель должен избегать позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты.

Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно. [15, с.132]

Существует три этапа:

этап условных игровых действий, на котором разворачивается пре-

имущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая цепочка действий, т.е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говоритласковые слова, идет с ней гулять и т.д.);


этап многоперсонажного сюжета, на котором сюжет развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (сюжетно-ролевые игры "Семья", "Папа на работе", "Мама на работе" и т.д.);

следующий этап - построение и развертывание многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение. [6, с.45]

Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Так, если говорить о решении этой задачи в процессе игр детей 3-5 лет, то следует отметить, что в данном возрасте ребенок переходит на принципиально новый этап в развитии игровой деятельности: от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. Изменяется и психологическая характеристика игры: у ребенка проявляется потребность к общению и совместным действиям с детьми как своего, так и противоположного пола. Детей все больше начинают интересовать окружающие люди и взаимодействие с ними.

Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей 5-7 лет уже происходит несколько иначе. Сюжетно-ролевая игра детей данного возраста, в отличие от игры детей четвертого и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением коллективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится стремление играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола. [6, с.47]

Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и слож-

нее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются и комбинируются события из жизни людей и их роли в семье и обществе, относящиеся к разным сферам жизни человека, что игры старших дошкольников уже не укладываются в однотемный сюжет.

Мы видим, что сюжетно-ролевая игра очень важна для ребёнка, ведь играя он примеряет будущие роли, понимает, что ему нравится, а что нет, учится общаться со сверстниками своего и противоположного пола, контактирует со старшим поколением, видя в нём образец поведения.