Файл: Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы .rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




2.4 Предметно-развивающая среда



Ещё одним из ведущих условий для формирования половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает предметно развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек - разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Наборы мебели для кукол позволяют конструировать практически полноценное хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата. [6, с.49]

Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:

мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);

куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибута- ми и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);

уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;



мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Прием гостей" и т.п.), где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Следует отметить, что лучшим фоном для работы последних двух условий является нормальная семья, так как дети, которые воспитываются в детском доме или интернате не получают нужного внимания, перед ними нет людей, которые могли бы послужить для них примером маскулинного и фемининного поведения. Эти дети не приобретают широкого и адекватного опыта в освоении мужественности и женственности. Многие в последующей взрослой жизни испытывают затруднения в сексуальных и эмоциональных контактах. [6, с.50]

2.5 Влияние сверстников



Следующим важным условием формирования половой идентичности является влияние сверстников. Одной из таких форм влияния, оказывающих свое воздействие уже на ранних этапах жизни, становится добровольное раздельное времяпрепровождение детей разного пола. Этот фактор начинает действовать еще в дошкольные годы. К моменту достижения школьного возраста дети проводят очень большую часть своего времени со сверстниками своего пола. Разделение полов, продолжающееся в школьные годы, способствует половой типизации игровой активности детей. А это является для них подготовкой к принятию взрослых половых ролей. Компании девочек часто играют с куклами и чайными сервизами. Мальчики же участвуют в спортивных состязаниях и стрельбе из игрушечных пистолетов. Такое влияние сверстников способствует развитию у девочек склонности к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мальчиков - выработке психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости. [16, с.186]

К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть еще более важную роль. Для детей этого возраста конформизм приобретает особую значимость. В итоге следование традиционным половым ролям обеспечивает вероятность быть принятыми своими сверстниками. Большинство индивидов, ведущих себя нетипичным для своего пола образом, подвергаются значительному давлению в форме изоляции и насмешек. Девушка, которая не может быть женственной, ведёт себя слишком грубо и молодой человек, который проявляет себя как "неженка" вряд ли будут приняты в коллективе, где у подростков сформировано представление о половых ролях.



2.6 Влияние религии



Организованные формы религии играют важную роль в жизни многих людей. Несмотря на конфессиональные различия, большинство религий проявляют одни и те же тенденции во взглядах на половые роли. Каждый ребенок, получивший религиозное воспитание, вероятно, усвоил в процессе социализации определенные половые стереотипы. В иудейской, христианской и исламской традициях эти стереотипы, как правило, включают представление о превосходстве мужчин. Так, олицетворением Бога в них является мужчина, по отношению к которому используются обращения "Отец", "Он" или "Царь". Библейский образ Евы, как созданной из ребра Адама, является ярким воплощением гендерного представления, согласно которому женщине принадлежит второстепенная роль по отношению к мужчине. [24]

Изнутри религиозного мира оспаривание освященных религией традиционных половых ролей воспринимается не как ответ на изменившиеся условия существования гендерных групп, а как вызов, как угроза богоданным нравственности и социальному порядку.

Например, характерной особенностью исламского вероучения является то, что в Коране исключительно большое внимание уделяется регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации половых ролей. Несмотря на то, что в Коране говорится о том, что Аллах создал мужчину и женщину из "одной души” (Сура 4:

), высшим идеалом мусульманской семьи является безусловная подчиненность жены мужу. [23]

В таких условиях практически невозможно говорить о феминизме и его влиянии на умы девочек. Доминантой является религия, которая формирует у детей взгляды на мужские и женские роли.

2.7 Влияние телевидения



Другой мощной действующей силой полоролевой социализации является телевидение. Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными. Так, мужчины обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли. [5, с.324]