Файл: Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы .rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
§ 1. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
§ 2. Условия формирования половой идентичности
2.1 Влияние родителей
2.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек
2.2 Влияние школы и учителей
2.3 Сюжетно-ролевая игра
2.4 Предметно-развивающая среда
2.5 Влияние сверстников
2.6 Влияние религии
2.7 Влияние телевидения
§ 3. Расстройства половой идентичности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. [10, с.53]
Половая идентичность - процесс очень сложный, который предполагает наличие примеров маскулинного и фемининного поведения.
Сложно сказать, кто является примером для подражания для современных детей. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время перед мальчиками был образ солдата - победителя, девочки восхищались подвигами медсестёр, связисток, разведчиц, женщин, которые старались сохранить семью и дом, которые как могли, помогали своим мужьям и сыновьям. Вот оно, истинное мужество и стойкая женственность.
Затем стал тиражироваться образ рабочего человека. Молодёжь работала, заканчивала вечернюю школу. Мальчики хотели стать металлургами, строителями, девочки мечтали о профессии врача и учителя. Замечательные примеры мужского и женского поведения были перед глазами детей.
В настоящее время мы видим смещение ориентиров. Мужчины на экране и на сцене становятся всё более и более слащавыми, герои, которые должны олицетворять мужество, выглядят туповатыми мужланами (пример тому персонажи многочисленных боевиков). Женщины же стали чрезвычайно самостоятельными, обеспеченными, самоуверенными. Мужчины им больше не нужны, ведь на них нельзя положиться. Всю любовь они отдают детям, воспитывая сыновей чувствительными и нежными, а дочкам навязывая собственные жизненные истины. Вот и получается замкнутый круг. Неполные или неблагополучные конфликтные семьи, приравнивание к норме аномальных социальных явлений, таких как гомосексуализм. В такой ситуации формирование нормальной половой идентичности стоит под угрозой.
Вопросы совместимости пола психологического и биологического являются очень острыми для людей, которые столкнулись с проблемой отнесения собственной принадлежности к противоположному полу
В связи с этим в настоящее время изучению половой идентичности уделяется большое внимание.
Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью анализа условий формирования половой идентичности в семье и обществе с целью направления их влияния на личность ребенка в положительном ключе.
В данной курсовой работе объектом исследования является половая идентичность, а предметом - её формирование.
Разработанность проблемы. Несмотря на то, что вопросы пола и гендера представляют собой повседневные явления, они являются очень важными для любого человека. Гендерная психология - одна из наиболее молодых и весьма бурно развивающихся отраслей отечественной психологии. Такое развитие можно обосновать, с одной стороны, глубочайшим кризисом семейных отношений в России и демографической ситуации в целом, а с другой - поисками россиян новой идентичности либо на основе диалога с западной культурой (в том числе психологической), либо на основе отрицания ее ценностей, в том числе и тендерных. [18]
Целью данного исследования является изучение процесса формирования половой идентичности.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
-
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему; -
Выявить и описать условия формирование половой идентичности; -
Определить возможные отклонения половой идентичности.
Основные методы и принципы исследования, используемые в курсовой работе: теоретическое исследование и анализ научной и специальной литературы по выбранной теме курсовой работы.
§ 1. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
Так как же мы понимаем, к какому полу мы принадлежим? Только ли биологические признаки являются маркерами принадлежности? В этом нам и предстоит разобраться.
Под половой идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что половая идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. В настоящее время растет количество случаев изменения пола хирургическим путем. [9, с.286]
Половая идентичность не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. Формирование половой идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе половой социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и половые характеристики родителей, в том числе их половая идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. [2, с.64]
Термином половая роль обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола. Половые роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины - фемининным. [9, с.287]
Два показателя - маскулинность и фемининность образуют четыре типа половой идентичности:
маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);
фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);
андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);
недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).
Поло-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Помимо особенностей культуры наши представления о "мужественности" и "женственности" определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как "должны" вести себя мужчины и женщины. [9, с. 289]
В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.
Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума). [7, с.59]
Половые стереотипы отражают представления о мужественности - женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т.д.
К гендерным характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин. [7, с.59]