Файл: Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы .rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица
Качества типичного мужчины и типичной женщины
Типичный мужчина | Типичная женщина |
Агрессивный | Тактичная |
Предприимчивый | Проявляет расположение |
Доминирующий | Нежная |
Независимый | Не использует грубых выражений |
Скрывающий эмоции | Понимает чувства других |
Любит математику и науку | Разговорчивая |
Обладает деловыми навыками | Религиозная |
Знает, как осваивать мир | Спокойная |
Самодостаточен | Сильно нуждается в защите |
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами | Интересуется собственной внешностью |
Современный этап развития нашего общества является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких поло-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. [7, с.60]
гендерная идентичность половая школа
Вывод: В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Существует множество факторов, оказывающих влияние на формирование половой идентичности ребёнка, например семья, школа, религия. Рассмотрим подробно некоторые из них.
§ 2. Условия формирования половой идентичности
2.1 Влияние родителей
Многие представители социальных наук рассматривают родителей как влиятельную движущую силу поло-ролевой социализации. Первое представление о том, что значит быть мальчиком или девочкой, ребенок, как правило, получает от родителей. Как мы уже говорили, обсуждая тему формирования половой идентичности, родители часто имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. Родители часто обращаются с девочками так, будто имеют дело с бьющимися предметами. Кроме того, девочек часто обнимают и утешают, когда те плачут от боли или испуга, тогда как мальчику могут назидательно сообщить, что "мальчики не плачут".
В целом родители проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им большую свободу. [4, с.158]
Обычно в семье отец исполняет радикальную функцию, мать - консервативную. А дети подражают им практически во всём, мальчики отцам, девочки матерям. [3, с.89]
По мнению В. Клименко и И. Акимова, главным механизмом формирования мужского и женского начала - совместное действие.
Когда мальчик помогает отцу в его мужской работе, он перенимает решительность, твердость, спокойствие и умение с достоинством терпеть боль, в нем полноценно развиваться мужское начало. [1, с.65]
А когда он видит, что отец любит мать, уважает её труд, помогает ей в тех работах, где нужна мужская поддержка, - в нем в необходимой степени (поддерживая гармонию) развивается женское начало.
Та же ситуация складывается и с девочками.
В девочке, которая вместе с мамой занимается работой по дому: варит, стирает, шьет, прибирает в квартире, видит, как та ухаживает за другими детьми и поддерживает деятельные контакты со всем, будет полноценно развиваться женское начало.
Мужское начало будет развиваться в ней, когда она увидит, как мать уважает отца, поймёт, что "главный рычаг матери в семье - доброта, а главный аргумент - труд". [1, с.67]
Так будет проходить формирование половой идентичности в нормальной семье, где родители сами являются образцами положительного фемининного и маскулинного поведения. Но если в семье кто-то из родителей доминирует и подавляет другого? Подобные ситуации подробно описаны у В. Клименко и И. Акимова.
Если муж не считает жену равной себе, показывает при детях неуважительное к ней отношение, то мальчик усваивает такую модель поведения, мужское начало в нем гипертрофированно, а женского начала стесняется, считает его недостойным проявлением слабости. Он в точности повторяет поведение отца, отношение к женщинам у него будет соответствующее. Перед девочкой же нет достойного примера матери, возможно она будет так же зажата, переймёт модель "рабского" поведения.
Если же жена доминирует, принимает сама важные решения, командует, а муж является только исполнитель, то складывается ситуация в которой мальчик вырастает робким и инфантильным. Он будет потенциальным холостяком. Девочка тоже находится не в лучшей ситуации. Женское начало ее матери задавлено мужским, значит женское начало в этой девочке развивается неполноценно, мужское - тоже: ведь в отце оно ослаблено, а мужского начала матери она не воспринимает. [1, с.68]
В таких семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Общение между членами семьи нарушено.
Конфликтные семьи "молчаливы", в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, здесь нет общения на равных. В таких семьях практически никогда не говорят "мы", предпочитая говорить только "я", что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. [1, с.69]
2.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек
(на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум)
Наверно всем без лишних слов ясно, сколь велика разница между мужчинами и женщинами. Женщины являются коммуникаторами, а мужчины - деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами, где необходимы пространственно-визуальные навыки, а женщинам под силу решение тех задач, где требуются речевые навыки. Мужчины лучше работают с картами, схемами, математическими формулами, они с легкостью поворачивают объекты в своём воображении и создают двумерные представления трёхмерных объектов. Мужчины лучше воспринимают объекты в пространстве и могут без труда ими манипулировать. Мужчины лучше ориентируются в пространстве и на местности. Женщины, с другой стороны, преуспевают в тех областях, где мужчины чувствуют себя неуверенно, особенно в областях, связанных с использованием языка. Женщины не так легко справляются с задачами, требующими манипулирования объектами и развитого зрительного восприятия: они прежде всего менее чувствительны к свету. Однако женщины гораздо успешнее обращаются со словами. У них лучше память на слова.
Опираясь на все эти факты, американские учёные Дон и Джона Элиум настаивают на том, что девочкам и мальчикам требуется различное воспитание.
Джоан Элиум - счастливая мама взрослых дочери и сына и заботливая бабушка для своих внуков. Она, специалист по развитию отношений родитель/ребенок, является обладателем премии "Уважаемая женщина-писатель Калифорнии". Джоан - эксперт по вопросам родительства и семьи для America Online/iVillage's Parent Soup, крупнейшего и наиболее посещаемого родительского сайта. Джоан работала как инструктор в Университете Кеннеди, в качестве тренера для штата Айдахо, была учителем начальной школы, советником по женскому здоровью и личностному росту.
Её муж, Дон, окончил Университет Вейк Форест в Уинстон Салеме, Северная Каролина, со степенью бакалавра гуманитарных наук. Свою степень магистра по психологии консультирования Дон получил в Университете Джона Кеннеди, и стал практиковать психотерапию в Уолнат-Крик с 1985 года. [17]