Файл: Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О намерении приостановить принятие документа стало известно 21 ноября 2013 года. В этот день в Киеве вышли протестовать против решения президента студенты. В последующие числа месяца они продолжали на майдане выражать свои требования вернуться к подписанию договора об ассоциации. В целом в это время митинги проходили спокойно без заметных столкновений с сотрудниками правоохранительных органов.
27–29 ноября Янукович находился в Вильнюсе, где прошла его встреча с представителями ЕС. На ней уже окончательно стало ясно намерение президента отказаться от соглашения. Движение поменяло характер на радикальный после этих событий в ночь с 29 на 30 число. Тогда начали говорить не только о подписании документа по интеграции с Евросоюзом, но и об отставке Януковича, правительства, о проведении новых выборов [12].
С начала декабря демонстранты стали формировать свои отряды, которые они назвали самообороной. В дальнейшем все их действия заключались уже не только в регулярных митингах, но и в столкновениях с силовиками и захвате зданий, где заседали представители органов государственной власти, других, имеющих общественное значение, в их блокаде.
Янукович в конце января – начале февраля проводил переговоры с оппозицией. Результатом их было выполнение в разной степени условий ее представителей. Происходило это также при посредничестве западной дипломатии. Страны Европейского союза давали гарантии, что при принятии требований митингующих, например, о проведении в ближайшие сроки новых президентских выборов, демонстрации прекратятся. После чего на следующий день президент Виктор Янукович подписал соглашение с оппозицией. В нем были выписаны параметры урегулирования: переход на конституцию 2004 года, формирование новой коалиции и Кабмина, досрочные президентские выборы.
Однако после согласия 21 февраля Януковича на большинство пунктов майдан продолжился. События показывали, что сутью майдана на Украине была цель сменить официальную власть, проводившую политику сближения с Россией. Президент покинул страну, благодаря помощи ВС РФ, о чём рассказывал сам президент России Владимир Путин. 22 февраля Верховная Рада объявила о прекращении выполнения им своих полномочий.
Как известно, где тонко, там и рвётся. Общая с Россией советская культура, которой начали прививать европейские ценности, активно демонстрировать «европейскую мечту»: ЕС (Европейский союз), подъем экономики, рабочие места, независимость, не стала препятствием. Почва в Украине плодородная, взросло именно то, что посеяли. Таким образом, именно Незалежная стала местом встречи интересов России и США. Если угодно, канатом, который вовремя перетягивания порвался.
-
Возвращение Крыма: причины и последствия
Действия новой власти (отмена закона об использовании русского языка наравне с украинским, а также радикальные призывы участников Евромайдана) способствовали установлению негативного отношения крымских общественных организаций и большинства граждан против нового руководства страны.
Конфликт между правительством Крыма (поддерживающим новую украинскую власть) и парламентом (выступающего против) с каждым днем обострялся все сильней. Последней каплей этого противостояния стали события 26 февраля 2014. Возле здания Верховного Совета произошли стычки между участниками двух митингов: пророссийских активистов и крымских татар, желающих остаться в составе Украины. В результате конфликта, возникшего между митингующими, несколько десятков участников получили различные травмы.
Основные события:
-
В 20-х числах февраля 2014 при участии спецназа и крымских активистов произошла смена органов власти в Севастополе и Симферополе, а также поставлены блокпосты на границе с территорией Украины. -
27 февраля Верховным Советом Крыма был назначен новый председатель (а в будущем глава Республики Крым) Сергей Аксенов. Подчинив себе силовые ведомства, он начал подготовку к проведению референдума, а также направил официальное обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в установлении мира и безопасности на полуострове. -
1 марта Путин обратился к Совету Федерации о возможности размещения и использования российских войск на территории Крыма (хотя по факту войска уже были задействованы там). Российские военнослужащие вместе с отрядами крымчан-добровольцев заблокировали все воинские части в Крыму. Украинским военным был предоставлен выбор: «либо перейти на сторону крымских властей, либо покинуть полуостров», иначе был обещан вооруженный штурм. В связи с отсутствием четких указаний из Киева, обошлось без активного сопротивления и воинские части были захвачены без боевых действий. -
16 марта 2014 года на полуострове был проведен референдум гражданам предлагалось выбрать один из двух вариантов: либо Крым входит в состав Российской Федерации, либо остается в составе Украины. Согласно официальной статистике, в референдуме приняло участие более 80% населения полуострова, и более 90% проголосовали за присоединение Крыма к России. -
18 марта был подписан договор о вхождении Крыма в состав России, согласно которому были образованы новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
«После тяжелого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань — в Россию, к родным берегам, в порт постоянной приписки», — сказал Путин, выступая на митинге «Крым — за Россию!». Что же это дало РФ?
-
В России произошёл небывалый подъем национального самосознания и патриотизма. Рейтинг президента В. Путина достиг исторического максимума при практически полной консолидации общества вокруг политического руководства. -
Демографическая ситуация в России получила импульс за счет увеличения численности населения, в т. ч. около 2 млн. русских, ставших гражданами России. -
Рынок для сбыта российских товаров значительно расширился (в Крыму проживает 2,37 млн. человек, из них порядка 1,6 млн. составляют городские жители). Увеличились трудовые ресурсы. На долю трудоспособного населения Крыма приходится порядка 60%. -
Мощнейший курортно-туристический комплекс в Крыму. Для преимущественно холодной страны, каковой является Россия, приобретение такого большого курорта с давними традициями имеет огромное значение. -
Более не нужно платить Украине за аренду базы ЧФ в Севастополе и не нужно платить пошлины за поставки на эту базу. Цена аренды составляла порядка 100 млн долларов в год, еще несколько десятков миллионов долларов уходило на пошлины. То же относится к полигону для подготовки лётчиков морской авиации для полётов с авианосцев «НИТКА». Кроме того, потенциально высвобождаются огромные средства (многие миллиарды долларов) на усиление инфраструктуры Южного военного округа, которые пришлось бы потратить в случае, если бы Крым остался в составе Украины под властью недружественного России нелегитимного правительства. -
Появилась возможность отказаться от Харьковских соглашений (скидка на газ в обмен на пролонгацию договора о базе ЧФ в Севастополе) и вернуться к европейским ценам на газ для Украины, что и было сделано. Соглашениями 2010 года предусматривалось снижение цены на российский газ для Украины на 30 %, но не более чем на $100 за тысячу кубометров — с учётом отказа России от сохранения скидки на газ, данной в декабре 2013 года это означает, что цены на газ для Украины вновь стали такими же, как для большинства прочих европейских стран. Отмена обеих скидок теоретически могла дать России до 4–6 миллиардов долларов в год, что в течение нескольких лет полностью компенсировало бы любые экономические затраты на интеграцию Крыма в Россию. На практике, однако, Украина не смогла платить европейскую цену за газ.
Из негативных последствий можно выделить:
-
Повышение цен в России и Крыму (до 50%) по причине огромного вливания государственных средств в инфраструктуру нового региона -
Испортились отношения с Украиной, Европой и США, как следствие санкции.
1.6. Российско-американские отношения в период с 2014 по 2022 гг.
Хотя после присоединения Крыма и начала войны на Донбассе Владимир Путин не отказался полностью от своего прежнего подхода, попеременно демонстрирующего США полезность дружбы с Россией и опасность вражды, новая международная обстановка чаще требовала от Кремля использования жестких конфронтационных приемов, чем располагала к жестам доброй воли [2].
Европейский союз начал вводить санкции в отношении России в связи с событиями на Украине в марте 2014 года, решение было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 года. Тогда же было объявлено об отмене саммита Россия - ЕС (был запланирован на июнь 2014 года), приостановлены переговоры о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве.
Затем ЕС ввел в отношении России три пакета санкций: персональные, секторальные и так называемый крымский санкционный пакет.
В 2015 г. Россия вступила в ЕАЭС (в прошлом назывался ЕврАзЭС) – Евразийский экономический союз. Это авторитетная международная организация, созданная для того, чтобы повысить конкурентоспособность национальных экономик, организовать условия для увеличения благосостояния населения стран-членов ЕАЭС. В союзе обеспечивается зона свободы торговли, движения рабочей силы, услуг и капитала (аналогичное условие есть в Евросоюзе).
В сентябре 2015 года Россия ввела войска в Сирию, и с тех пор эта страна превратилась в важнейшую зону пересечения российских и американских внешнеполитических интересов, откуда Россия, уничтожив угрозу ИГИЛ (Запрещена в РФ) вышла победителем.
Реакция администрации Обамы на внезапное превращение недавнего партнера по перезагрузке в источник внешних угроз была предсказуемой, но все же достаточно сдержанной. Вплоть до завершения своего президентства в январе 2017 года Обама отказывался прислушиваться к советам «ястребов» в Конгрессе и, например, начинать поставки оружия на Украину.
Когда в 2016 году подошло время очередных президентских выборов в США, кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон стала рассматриваться как продолжатель дел Обамы, а вот в ее оппоненте, Дональде Трампе, наоборот, увидели лидера, способного примирить две рассорившиеся державы [11].
Несмотря на то, что Трамп в итоге стал президентом, российско-американские отношения в 2016—2018 году продолжали ухудшаться. События вокруг выборов 2016 года в США, разговоры о вмешательстве российских хакеров, определивших исход голосования, о возможных связях Дональда Трампа с Кремлем, вывели восприятие российской угрозы в США на новый уровень: теперь Москва и лично Владимир Путин стали рассматриваться не просто как привычные помехи на пути построения америкноцентричной модели международных отношений, но как злокозненные силы, стремящиеся разрушить изнутри саму Америку, подорвать ее базовые политические институты. Естественно, в таких условиях никакой, даже максимально симпатизирующий России президент США, не смог бы вернуть межгосударственные отношения в нормальное русло.
Ко времени прихода Джо Байдена в Белый дом отношения США и России находились в глубоком кризисе. В период президентства Дональда Трампа в 2017–2021 годах, замороженные еще в 2016 году администрацией Барака Обамы, двусторонние контакты не были восстановлены, продолжалось дипломатическое противостояние и санкционное давление на Россию. Вашингтон вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договора по открытому небу (ДОН), а также отказывался от продления Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) [1].
В декабре 2021 года Россия передала США проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. В проекте договора Россия во вводной части предложила закрепить принцип невозможности развязывания ядерной войны. Всего в проекте документа восемь статей.
Москва предлагает США:
-
Согласиться с тем, чтобы действовать на основе принципов неделимой и равной безопасности, не нанесения ущерба безопасности друг друга, для чего предлагает взять взаимные обязательства не предпринимать действий и не проводить мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны. -
Стороны не должны использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию или США. -
США должны принять обязательства исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР. Это требование касается, по меньшей мере, Украины и Грузии, которые постоянно говорят о стремлении стать членами альянса. -
США не должны создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество. -
Россия также предлагает взаимно отказаться от размещения вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, а также воздержаться от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США. -
Россия предложила также вернуться к принципу отказа от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории. -
Москва также считает необходимым исключить и развертывание ядерного оружия вне национальной территории. -
В Кремле заявили, что готовы к переговорам с НАТО в «нейтральной стране».