Файл: современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта (Основы и особенности педагогических технологий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Включение музыкального сопровождения. Музыка на уроке физической культуры является необходимым элементом в развитии у учащихся чувства ритма и пластики. Использование компьютера позволяет выстраивать музыкальные композиции в нужной для данного урока последовательности, планировать хронометраж их проигрывания.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становиться катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

На уроках физической культуры данная технология - это основа основ. Урок физической культуры построен оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно - правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно-гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.); проводит физкультминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья».

Здоровьесберегающие программы должны внедряться в систему образования. Для школ, работающих в направлении содействия здоровью, данной программой предусмотрено три условных уровня квалификации, которые они могут пройти.

Начальный, «бронзовый» уровень. Присуждается школам межведомственной аттестационной комиссией при муниципальных органах управления образованием и здравоохранением по формальным критериям:

  • соответствие материально-технической базы и условий обучения и воспитания основным санитарно-гигиеническим нормам;
  • выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий: обучение здоровью («Педагогика здоровья», антинаркотические тренинги, программы нравственно-гигиенического воспитания и др.);
  • увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки на уроках, подвижные перемены, рост количества спортивных секций, внеклассные спортивные мероприятия, работа специальных медицинских групп для ослабленных детей);
  • вовлечение родителей и окружающего социума в школьную жизнь.

«Серебряный» уровень. Присваивается при соответствии базовым требованиям и при наличии работающего школьного проекта оздоровления всех участников учебно-воспитательного процесса.

«Золотой» уровень. Школа должна отвечать требованиям международных стандартов к материально-технической базе, условиям обучения и воспитания, иметь достоверные показатели улучшения здоровья обучающихся, а также уменьшения количества поведенческих рисков, опасных для здоровья.

Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата. [3]

Результаты использования современных образовательных технологий.

Использование современно образовательных технологий на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся. Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации; привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры и спортом.

Создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний; для познавательной активности учащихся на уроках физической культуры используется видеометод, который обеспечивает:

  • возможность дать ученикам более полную, достоверную информацию об изучаемых спортивных элементах;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • удовлетворить запросы и интересы учащихся;
  • наладить эффективную обратную связь.

Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в сотрудничестве, дискуссий, что обеспечило более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с учащимися.

Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечил переход от традиционного процесса обучения в развивающий, творческий.

Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие информации, информационные и коммуникативные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.

Вывод по 1 главе

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Это помогает достигать главной цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.


Глава 2. Практическая часть

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель данной работы:

- совершенствование техники выполнения гимнастических упражнений

- обучение технике выполнения кувырка

Способы достижения цели: объяснение в доступной форме техники выполнения кувырков, выполнение кувырков вперёд и назад, анализ ошибок; координация и контроль действий.

Меры проведения урока (эксперимента):

-Проветривание помещения

- Инструкции по ТБ

- Форма обучающихся

Урок составлен по «технологической карте урока физической культуры в 4 классе по программе В. И. Ляха.»

Учитель: Сычев Денис Валерьевич.

Необходимые условия: организация пространства, форма работы, ресурсы, инвентарь.

Необходимое оборудование:

  • учебник «Физическая культура. 1-4 классы» Лях В. И.;
  • наглядный материал;
  • рисунки по технике выполнения группировок;
  • кувырков;
  • скакалки, гимнастические маты.

Место проведения:

  • Спортивный зал.

Время урока (эксперимента) - 45 минут

I этап. Мотивация к деятельности.

Цель – мотивировать учащихся на изучение техники выполнения гимнастических упражнений, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.

Результат - самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал по технике выполнения гимнастических упражнений, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

Дежурный класса сдает рапорт о готовности класса к уроку.

Преподаватель формирует потребности в занятиях физической культурой, делает установку на здоровый образ жизни.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Психолого-педагогические технологии сбережения здоровья:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке.

Демонстрация плакатов гимнастических упражнений на матах.

-Для чего нужна гимнастика?

-Какие виды гимнастики вы знаете?

-Какие акробатические упражнения вы уже умеете делать?

-Какую технику безопасности следует соблюдать при занятиях гимнастикой?

-Что такое координация? Какое значение она имеет для физической подготовки человека.

Преподаватель задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте сформулируем тему и задачи на урок.»


Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.

Ученики слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя. Они настраиваются на урок и дают самооценку готовности к уроку.

Затем отвечают на вопросы о понятиях, которые будут использоваться на уроке: Перекат, кувырок назад, кувырок вперед, стойка на лопатках, мостик.

Дети повторяют правила по технике безопасности и формулируют тему и задачи урока.

С помощью данных задач дети активно анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения; включаются в коллективную деятельность, взаимодействуют со сверстниками в достижении общих целей, а также осознанно строят речевые высказывания.

Технологии, обеспечивающие оптимальные условия образовательного процесса:

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

-организация урока:

  • учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
  • ученики формулируют и задают вопросы;
  • учитель и ученики отвечают на вопросы;

- использование каналов восприятия(аудиальное, визуальное, кинестетическое);

-охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Преподаватель организует выполнение строевых упражнений (команд), построения, перестроения в шеренги, в колонны в движении:

  • повороты налево, направо, кругом на месте;
  • ходьба по залу с дистанцией 2 шага на носках (руки на пояс, спина прямая);
  • ходьба на пятках (руки за головой, спина прямая);
  • бег в равномерном темпе;

Учитель организует выполнение построения и перестроения;

  • даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – четыре шага вперед шагом марш!», «На вытянутые руки от направляющих - разомкнись!»;
  • организует выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.

Ученики в свою очередь выполняют команды поворотов на месте, перестроения. Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения. Затем выполняют комплекс ОРУ со скакалкой.

Цель данных упражнений:

  • взаимодействие во время перестроения в колонны. Умение слушать, координировать действия;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способы их улучшения;
  • выполнение строевых команд, перестроение различными способами, контроль своих действий согласно инструкции.

Используемые технологии:

  • правильная организация урока;
  • чередование видов деятельности;
  • педагогика сотрудничества.

II этап Учебно-познавательная деятельность.

Цель – восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.

Результат - освоение содержания учебной темы – техника выполнения кувырка назад.

Учитель формулирует задание, осуществляет контроль.

Даёт команду построиться возле матов.

Демонстрация плакатов рисунков из учебника:

«Перекаты. Кувырок вперёд. Кувырок назад.»

Ученики слушают, анализируют технику выполнения упражнений.

Выполняют подготовительные упражнения: группировка из положения упор присев, перекаты в группировке, перекат в группировке с опорой рук.

Дети образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Индивидуальное выполнение элементов со страховкой.

Цель данных упражнений:

  • конструирование нового способа действия и формирование понятия;
  • осуществление самоконтроля;
  • принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Образовательные технологии направленные на сбережение здоровья:

  • педагогика сотрудничества;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Учитель организовывает круговую тренировку.

Идет организация коррекционной работы, практической работы и самостоятельной коррекционной работы.

Назначение «ответственного» в каждой группе

Работа в группах:

1 группа – перекат на спине;

2 группа – кувырок вперед;

3 группа – кувырок назад.

«Ответственные» выполняют задание первыми, затем следят за выполнением задания учащимися своей группы: исправляют ошибки, в конце проговаривают их. Отрабатывают элементы в группах.

Цель данных упражнений:

  • понимание и восприятие на слух словесные указания учителя и «ответственного» в группах;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способы их улучшения;
  • выполнение акробатических упражнений, контроль своих действий согласно инструкции;
  • принятие и соблюдение учебной задачи, ориентир на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе;
  • умение слушать и понимать других, умение работать в паре и группе.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности:

  • учёт зоны работоспособности учащихся.