Файл: Рисунок 1 Схема червячного одноступенчатого редуктора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Обычно редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного (быстроходного) вала в более низкую на выходном (тихоходном) валу, повышая при этом вращающий момент.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи (валы, зубчатые колеса, подшипники и т.д.).
Червячные редукторы (рисунок 1) предназначены для передачи вращения между перекрещивающимися валами с уменьшением угловых скоростей и увеличением вращающих моментов, когда ведущим является червяк. Реже вращающим может быть колесо, тогда угловая скорость увеличивается, а вращающий момент уменьшается. Червячная передача состоит из червяка и червячного колеса.
Рисунок 1 – Схема червячного одноступенчатого редуктора
Основными характеристиками редуктора являются передаточное число и вращающий момент на тихоходном валу.
Редукторы червячные одноступенчатые обеспечивают передачу вращающих моментов Т = 85…2000 Н∙м в диапазоне передаточных чисел u = 8…80.
Достоинства червячных передач:
- большие передаточные числа в одной ступени u = 8…80 в силовых передачах, до 1000 в приборах;
- плавность и бесшумность работы;
- высокая кинематическая точность в сравнении с зубчатыми передачами;
- возможность передачи вращения между скрещивающимися валами;
- возможность самоторможения.
Недостатки червячных передач:
- низкий коэффициент полезного действия (η = 0,4…0,9 для одноступенчатого редуктора) из-за значительного скольжения между поверхностями витков червяка и зубьев колеса;
- сравнительно большие габариты передач, особенно при больших вращающих моментах вследствие значительно меньших величин допускаемых контактных напряжений;
- необходимость применения дефицитных дорогостоящих сплавов цветных металлов для изготовления червячных колес.
1. Кинематический и силовой расчет приводных станций
Исходные данные:
- мощность на валу машин Pм = 3,33 кВт;
- частота вращения вала машины nм = 31 мин-1.
Согласно таблице 1 (см. Приложение 1) устанавливаются значения КПД механических передач. Примем КПД ременной передачи η1 = 0,96, КПД червячной передачи редуктора η2 = 0,8, КПД пары подшипников η3 = 0,99. Общий КПД приводной станции ηо находится по формуле:
ηо = η1∙η2∙η32
Подставив числовые значения, получим:
ηо = 0,96∙0,8∙0,992 = 0,753.
Найдем требуемую мощность на валу электродвигателя по формуле:
Ртр = Рм/ηо.
Подставив числовые значения, получим:
Ртр = 3,33/0,753 = 4,42 кВт.
По каталогу подбираем электродвигатель ближайшей большей мощности. По таблице 2(см. Приложение 1) подбираем асинхронный короткозамкнутый электродвигатель ближайшей большей мощности 5,5 кВт.
Согласно этой таблице подобной мощностью обладают сразу три электродвигателя: АИР100L2, АИР112M4, АИР132S6. Эти двигатели отличаются частотой вращения вала ротора (2850 мин-1, 1432 мин-1 и 960 мин-1 соответственно) и габаритными размерами. Как показывает практика, для обеспечения оптимальных массогабаритных характеристик одноступенчатых червячных редукторов, рекомендуется использовать электродвигатели второго и третьего типа. Исходя из этого принимаем электродвигатель типа 132S6 мощностью 5,5 кВт и частотой вращения ротора nдв = 960 мин-1.
Найдем общее передаточное число приводной станции по формуле:
uo = nдв/nм.
Подставив числовые значения, получим:
uo = 960/31 = 30,97.
Произведем разбивку общего передаточного числа по ступеням приводной станции. Общее передаточное число приводной станции может быть определено как произведение двух передаточных чисел:
uo = u1∙u2,
где u1 – передаточное число ременной передачи;
u2 – передаточное число червячной передачи.
В это уравнение входит две неизвестные величины, поэтому зададим одну величину по таблице 3 (см. Приложение 1): u2 = 16. Тогда передаточное число ременной передачи
u1 = uо/u2 = 30,97/16 = 1,94.
Выполним кинематический расчет приводной станции. Для этого определим частоту вращения валов приводной станции:
- вала электродвигателя: nдв = 960 мин-1;
- ведущего вала редуктора: n1 = nдв/u1 = 960/1,94 = 495 мин-1;
- ведомого вала редуктора: n2 = n1/u2 = 495/16 = 31 мин-1
.
Найдем крутящие моменты на валах приводной станции с учетом КПД:
- на валу электродвигателя:
Тдв = 30Ртр/(πnдв) = (30∙4,42)/(3,14∙960) = 44 Нм;
- на ведущем валу редуктора:
Т1 = Тдв∙u1∙η1 = 44∙1,94∙0,96 = 81,95 Нм;
- на ведомом валу редуктора:
Т2 = Т1∙u2∙η2∙η32 = 81,95∙16∙0,8∙0,992 = 1028,1 Нм;
Проверка:
Т2 = 30Рм/(πnм) = 30∙3,33/(3,14∙31) = 1026,3 Нм, что соответствует полученному ранее значению.
2. Проектный и проверочный расчёт червячных зубчатых зацеплений
Проектный расчет конических передач производится на основании известных данных:
Т2 = 1028,1 Нм;
nм = 31 мин-1;
u2 = 16;
Lг = 7,5 лет;
Kсут = 0,82;
Кгод = 0,47.
Материал для червяка – сталь 40ХН (закалка),
Червячные колёса изготавливаются преимущественно из бронзы. Марка бронзы выбирается в зависимости от скорости скольжения ожидаемое значение которой ориентировочно определяется по выражению
м/с.
Материал для колеса - безоловянистая бронза БрАЖ9-4.
Червячные колёса чаще изготавливают составными: венец из бронзы, а колёсный центр из стали.
Допускаемые контактные напряжения (МПа) для колёс из безоловянистых бронз определяют из условия сопротивления зубьев заеданию, и в зависимости от скорости скольжения находят по выражению:
[σH]2 = 300 – 25Vs = 300 – 25·2,1 = 247,5 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба для всех марок бронз и латуней при нереверсивной передаче определяют по зависимости
[σF]2 = (0,25σт + 0,08σв)KFL,
где σв и σт – предел прочности при растяжении и предел текучести бронзы БрАЖ9-4;
KFL – коэффициент долговечности, который находится по формуле
.
Величину NFE2 определяют по выражению
NFE2 = 60n2t,
где t – срок службы передачи, ч.
t = Lг·365·24·KсутКгод = 7,5·365·24·0,82·0,47 = 25320,78 ч,
где Lг – срок службы передачи в годах;
Ксут – коэффициент использования передачи в течение суток;
Кгод – коэффициент использования передачи в течение года.
Тогда
NFE
2 = 60·31·25320,78 = 47,1·106.
.
[σF]2 = (0,25·230 + 0,08·500)·0,652 = 63,57 МПа.
Межосевое расстояние передачи по выражению:
мм.
По ГОСТ 2144-76 принимаем aw = 160 мм.
Число зубьев колеса
z2 = z1·u = 2·16 = 32,
где z1 – передаточное число червяка (для u = 16 z1 = 2)
Предварительное значение модуля зацепления
m = (1,4 – 1,7)aw/z2 = (1,4 – 1,7)·160/32 = 7 – 8,5 мм.
По ГОСТ 2144-76 принимаем m = 8 мм.
Предварительное значение коэффициента диаметра червяка
q ≥ 0,25z2 = 0,25·32 = 8.
Принимаем по ГОСТ 2144-76 q = 8.
Геометрические параметры червяка и колеса:
- делительные диаметры
d1 = qm = 8·8 = 64 мм;
d2 = mz2 = 8·32= 256 мм;
- диаметры вершин витков червяка и зубьев колеса
da1 = d1 + 2m = 64 + 2·8 = 80 мм;
da2 = d2 + 2m = 256 + 2·8 = 272 мм;
- диаметры впадин витков червяка и зубьев колеса
df1 = d1 - 2,4m = 64 – 2,4·8 = 44,8 мм;
df2 = d2 – 2,4m = 256 - 2,4·8 = 236,8 мм;
- наибольший диаметр колеса
dam2 ≥ da2 + 6m/(z1 + 2) = 272 + 6·8/(2 + 2) = 284 мм;
- длина нарезной части червяка
b1 ≥ (12+0,1z2)m + 25 = (12+0,1·32)·8 + 25 = 146,6 мм;
- ширина венца червячного колеса
b2 ≥ 0,75da1 = 0,75·80 = 60 мм.
Проверочный расчет червячной передачи.
Угол подъема витка червяка
tgγ = z1/q = 2/8 = 0,25;
следовательно,
γ = arctg(0,25) = 14,04º.
Фактическая скорость скольжения
Vsф = πd1n1/(60·103·cosγ) = 3,14·64·495/(60·103·cos(14,04)) = 1,7 м/с.
Уточним коэффициент полезного действия червячной передачи
ηф = tgγ/tg(γ + φ) = tg(14,04)/tg(14,04+2,5) = 0,84,
где φ = 2,5° – делительный угол подъёма витка червяка при скорости скольжения 1,7 м/с (табл. 4.5).
Уточним допускаемые контактные напряжения
[σH]2 = 300 – 25Vsф = 300 – 25·1,7 = 257,5 МПа.
Действительное контактное напряжение для зубьев червячного колеса
МПа<[σH]2 = 257,5 МПа – условие выполняется,
где KHβ = 1 - коэффициент концентрации нагрузки;
KHV = 1 - коэффициент динамической нагрузки.
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса
МПа <[σF]2 = 63,57 МПа - условие выполняется,
где YF2 = 1,64 – коэффициент формы при эквивалентном числе зубьев колеса zv2 = z2/cos3γ = 32/cos3(14,04) = 35;
KFβ = KHβ = 1; KFV = KHV = 1.
Таким образом, прочность зацепления обеспечена как по контактным напряжениям, так и по напряжениям изгиба.
3. Расчет и проектирование валов червячного редуктора
Определим диаметр выходного конца ведущего вала:
мм,
где Т1 – крутящий момент на быстроходном валу редуктора.
Принимаем dв1 = 32 мм.
Диаметр вала под подшипником:
dп1 ≥ dв1+2t = 32 + 2∙3,5 = 39 мм,
при dв1 = 39 мм значение t = 3,5 мм.
Принимаем dп1 = 40 мм.
Диаметр буртика за подшипником:
dб1 ≥ dп1 + 3r = 40 + 3∙2,5 = 47,5 мм,
при dп1 = 40 мм значение r = 2,5 мм.
Принимаем dб1 = 48 мм.
Определим диаметр выходного конца ведомого вала:
мм,
Принимаем dв2 = 55 мм.
Диаметр вала под подшипником:
dп2 ≥ dв2 + 2t = 55 + 2∙4,5 = 64 мм,
при dв2 = 55 мм значение t = 4,5 мм.
Принимаем dп2 = 65 мм.
Диаметр вала под колесом:
dк2 ≥ dп2 + 3r = 65 + 3∙3,5 = 75,5 мм,
при dп2 = 65 мм значение r = 3,5 мм.
Принимаем dк2 = 80 мм.
Диаметр буртика за колесом:
dб2 ≥ dк2 + 3f = 80 + 3∙2,5 = 87,5 мм,
при dк2 = 80 мм значение f = 2,5 мм.
Принимаем dб2 = 90 мм.
Особенности конструирования червячных колес
Диаметр ступицы колеса
dст = (1,6…1,8)d = (1,6…1,8)·80 = 128…144 мм,
где d - диаметр вала под колесом.
Принимаем dст = 130 мм.
Длина ступицы колеса
lст = (1,2…1,8)d = (1,2…1,8)·80 = 96…144 мм.
Принимаем lст = 100 мм.
Толщина диска
С = (0,2…0,35)b2 = (0,2…0,35)·60 = 12…21 мм.
Принимаем С = 16 мм.
Толщина обода венца
s = 2m + 0,05b2 = 2·8 + 0,05·60 = 19 мм.
Толщина обода колесного центра
s = 1,25s = 1,25·19 = 23,75 мм.
Принимаем s = 24 мм.
Ширина буртика
h = 0,15b2 = 0,15·60 = 9 мм.
Высота буртика
t = 0,8h = 0,8·9 = 5,6 мм.
4. Подбор подшипников редуктора
Определим окружное усилие:
Ft2 = 2T2/d2 = 2∙1028,1·1000/256 = 8032 H;
Радиальная сила:
Fr2 = Ft2tgα/cosβ = 8032·tg20/cos0 = 2923,4 H.
Осевая сила:
Fа2 = Ft1 = 2T1/d1 = 2·81,95·1000/64 = 2560,9 Н.
Расстояние между опорами: a + b = 0,75∙d2 = 0,75∙256 = 192 мм.
a = b = 192/2 = 96 мм.