Файл: Цели лекции Уметь оценивать типичную клиническую картину дефекта межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Уметь оценивать типичную клиническую картину при открытом артериальном протоке, коарктации аорты, тетраде Фалло. План лекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гемодинамика. Сброс крови из левого предсердия в правое происходит так же, как при изолированном дефекте межпредсердной перегородки, величина шунта увеличивается пропорционально возрастанию стенозирующего дефекта митрального отверстия. В то же время сужение левого атриовентрикулярного отверстия приводит к нарушению оттока крови из малого круга и гипертензии в системе малого круга. Таким образом, синдром Лютамбаше обусловливает более выраженные нарушения гемодинамики в малом круге, в результате чего возникают гипертрофия и расширение правого желудочка и предсердия.
Клиника и диагностика. Клиническая картина зависит от того, какой из анатомических компонентов порока превалирует. Наиболее часто отмечаются следующие симптомы:
• бледность кожных покровов, часто акроцианоз,
• резкая одышка, быстрая утомляемость,
• частые приступы сердцебиений,
• головокружение,
• слабость,
• в анамнезе частый бронхит,
• прекардиальная и эпикардиальная пульсация,
• границы сердечной тупости смещены вправо, сердце занимает срединное положение,
• во втором - четвертом межреберье слева определяется «кошачье мурлыканье», выслушивается грубый систолический шум,
• над легочной артерией выслушивается систолический и диастолический шум (вследствие расширения легочной артерии).
На ЭКГ электрическая ось часто отклонена вправо, выражены признаки гипертрофии правых отделов сердца. Типичны высокие зубцы Р в I и II стандартных отведениях, комплекс QRS уширен, часто двухфазный. Нередко выявляется мерцание предсердий.
На фонокардиограмме отмечаются элементы шума, обусловленного дефектом межпредсердной перегородки, а также пресистолический шум и раздвоение II тона, характерные для сужения левого атриовент-рикулярного отверстия.
На рентгенограмме — увеличенное шарообразное сердце, в передне-задней проекции выступают резко увеличенный ствол легочной артерии и ее основные ветви (усиленная пульсация, «пляска корней» при рентгеноскопии). Значительно расширено правое предсердие и гипертрофирован правый желудочек, усилен рисунок корней, определяется маленькая узкая дуга аорты.
При катетеризации сердца выявляется значительное повышение давления в правых отделах сердца и легочной артерии. Можно обнаружить повышение содержания кислорода в правом предсердии вследствие сброса крови слева направо.
Дефект межжелудочковой перегородки
Дефект межжелудочковой перегородки— врожденный порок сердца, при котором имеется патологическое сообщение между правым и левым желудочками сердца. Порок встречается достаточно часто и выявляется в 15- 25% случаев всех врожденных пороков сердца.
Патологическая анатомия. Дефекты могут располагаться выше или ниже наджелудочкового гребня, последние могут быть расположены в мембранозной или мышечной части межжелудочковой перегородки. Дефект может по размеру варьировать от 1 до 30 мм и более, иметь различную форму: круглую, эллипсовидную, с мягкими или фиброзно измененными краями. Небольшое низко расположенное изолированное отверстие в мышечной части межжелудочковой перегородки называют болезнью Толочинова — Роже. Напротив дефекта в стенке правого желудочка и иногда на трехстворчатом клапане выявляют фиброзное утолщение как реакцию на травму от струи крови, бьющей через дефект.
Гемодинамика. Функциональные расстройства зависят прежде всего от размеров отверстия и от состояния легочного сосудистого русла. При небольших дефектах (до 10 мм) возникает значительный градиент давления в правом и левом желудочках, и во время систолы происходит незначительный артериовенозный сброс крови через дефект. Из-за низко- го сопротивления крови в малом круге кровообращения давление в правом желудочке и легочных артериях либо повышается незначительно либо остается нормальным. В диастолу, в результате повышения конечного диастолического давления в правом желудочке, часть крови из его полости может возвращаться в левые отделы, вызывая объемную перегрузку левого предсердия и особенно левого желудочка.
Большие дефекты межжелудочковой перегородки не создают препятствия сбросу крови слева направо, который происходит как в систолу, так и в диастолу. Оба желудочка функционируют как единая насосная камера с двумя выходами, уравнивая давление в системном и легочном круге кровообращения. В этих случаях величина сброса слева направо обратно пропорциональна отношению легочного и системного сосудистого сопротивления. Если общелегочное сопротивление нормальное или повышено, но составляет менее половины от сопротивления в большом круге кровообращения, то происходит большой сброс крови, легочный кровоток в 2 раза и более превышает системный. Если общелегочное сопротивление составляет половину и больше общепериферического, то объем сброса уменьшается. При большом сбросе крови слева направо наблюдается значительное повышение давления в малом круге кровообращения, объемные и систолические перегрузки левого и правого желудочков, что обусловливает развитие выраженной декомпенсации кровообращения. У этих больных очень рано наблюдается развитие структурных изменений в легких и развитие вторичной легочной гипертензии.
Клиника и диагностика. Клиническая картина зависит от возраста больного, размеров дефекта, величины сосудистого сопротивления легких. При небольших дефектах (болезнь Толочинова— Роже) клинические проявления порока отсутствуют, одышка при физическом напряжении чаще всего является первым проявлением декомпенсации. Основным клиническим признаком порока является характерный громкий систолический шум Роже, выслушиваемый у третьего- четвертого межреберья слева от грудины. В большинстве случаев ЭКГ в пределах физиологической нормы, на рентгенограмме — сердце нормальных размеров.
При дефектах больших размеров (диаметром более 10 мм или более половины диаметра устья аорты) клиническая картина имеет ряд особенностей:
• жалобы на одышку по типу тахипноэ с участием вспомогательных мышц, ощущение сердцебиения, боль в области сердца,
• нередко возникает упорный кашель, усиливающийся при перемене положения тела,
• частая пневмония, трудно поддающаяся лечению,
• парастернальный сердечный горб, иногда значительных размеров («грудь Девиса»),
• сердечный толчок разлитой, значительно усилен,
• при пальпации грудной клетки часто определяется систолическое дрожание в четвертом межреберье слева и в области мечевидного отростка,
• аускультативно определяется связанный с I тоном грубый систолический шум слева у грудины у места прикрепления III и IV ребра, шум проводится к верхушке сердца, в ряде случаев отчетливо выслушивается на спине в межлопаточном пространстве, не проводится на сонные артерии, характерна его равномерная интенсивность в течение всей систолы,
I тон усилен над верхушкой, II тон резко акцентирован и расщеплен над легочной артерией.
На ЭКГ выявляются признаки комбинированной гипертрофии обоих желудочков и предсердий, электрическая ось отклонена вправо.
На фонокардиограмме регистрируется высокочастотный систолический шум с максимальной интенсивностью у левого края грудины у III-IV ребра. Шум занимает всю систолу и имеет вид ленты. Амплитудные характеристики тонов и их соотношение сохраняются. При гипертензии в системе легочной артерии амплитуда колебаний IIтона увеличена, определяется диастолический шум относительной недостаточности клапана легочной артерии.
На рентгенограмме усилен легочной рисунок за счет переполнения артериального русла. При выраженной легочной гипертензии усилены прикорневые зоны, а сосудистый рисунок периферических отделов лег ких выглядит «обедненным». Сердце значительно увеличено за счет обоих желудочков и предсердий. Дуга легочного ствола выбухает по левому контуру, при рентгеноскопии отмечается усиление ее пульсации.
Эхокардиографическое исследование позволяет верифицировать диагноз — прямо определить размеры и расположение дефекта, наличие и направление сброса крови. На эхокардиограмме можно выявить:
• увеличение размеров левого предсердия, левого желудочка,
• гиперкинез стенок левого желудочка,
• увеличение правого желудочка, правого предсердия,
• изменение движения створок клапана легочной артерии, что указывает на повышение давления в малом круге кровообращения,
• визуализируется дефект перегородки (более 10 мм)
• турбулентный поток через перегородку слева направо.
При катетеризации правых отделов сердца отмечается значительное повышение давления в правом желудочке и легочной артерии, а также повышение насыщения крови кислородом, начинающееся на уровне правого желудочка и увеличивающееся в легочном стволе.
Ангиокардиография позволяет судить о локализации дефекта, его размерах, а также исключить сопутствующую патологию.
Синдром Эйзенменгера возникает в связи с физиологическими последствиями длительно существующего шунтирования крови слева направо, которое приводит к перегрузке правых отделов сердца и значительному, необратимому повышению лёгочного сосудистого сопротивления (ЛСС) и высокой лёгочной гипертензии, приводящей к развитию выраженной гипертрофии миокарда правого желудочка и изменению сброса крова теперь уже справа налево с развитием цианоза, гипоксии, сердечной недостаточности и эритроцитоза.
Таким образом, для синдрома Эйзенменгера характерна следующая триада: большой дефект, тяжелая легочная гипертензия и длительный цианоз с последующим вовлечением нескольких органов.
Основные клинико-диагностические характеристики открытого артериального протока (ОАП) и коарктации аорты (КоА).
ОТКРЫТЫЙ АРТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОТОК
Открытый артериальный проток (ductus arteriosus, боталлов проток), соединяющий аорту и легочную артерию, — необходимая анатомическая структура в системе кровообращения плода, обеспечивающая эмбриональный тип кровообращения, переводя кровь из правого желудочка и легочной артерии в аорту. После рождения, с появлением легочного дыхания, проток облитерируется и превращается в артериальную связку. В норме процесс анатомического закрытия протока продолжается не более 2- 8 нед. Незаращение протока приводит к аномалии кровообращения. Порок был известен еще Галену во II веке, но первое описание принадлежит G. Aranzio (1564). Название порок получил по имени итальянского врача L. Botallo, описавшего клинический диагноз открытого артериального протока в 1849 г. У женщин порок обнаруживается чаще, чем у мужчин (3:1).
Патологическая анатомия. Артериальный проток располагается в верхнем отделе переднего средостения, отходит от дуги аорты напротив левой подключичной артерии и идет в косом направлении кпереди и вниз, впадая в бифуркацию легочного ствола и частично в левую легочную артерию. Проток имеет форму цилиндра или усеченного конуса длиной 10- 25 мм и шириной до 20 мм, спереди покрыт листком париетальной плевры, у легочного конца— перикардом. Впереди протока проходят левый блуждающий и диафрагмальный нервы. В зависимости от формы протока существуют различные анатомические его типы: цилиндрический, воронкообразный, окончатый, аневризматический. При длительном существовании протока возникает его кальциноз, захватывающий и аорту. Ствол и ветви легочной артерии расширены. В мелких легочных артериях и артериолах по мере развития легочной гипертензии происходят характерные морфологические изменения — мышечно-фиброзное перерождение стенок и уменьшение их просвета.
Гемодинамика. В период внутриутробного развития основное количество крови у плода из правого желудочка и легочного ствола поступает через артериальный проток в аорту. С первым вдохом легочное сопротивление снижается и поднимается давление в аорте, что способствует возникновению обратного сброса. При незаращении артериального протока вследствие разности давления между аортой и легочной артерией происходит сброс оксигенированной крови в легочную артерию и далее в легкие, затем через сосуды малого круга кровообращения она возвращается обратно в левую половину сердца и аорту, то есть увеличивается кровоток в малом круге кровообращения и гипертензия в системе легочной артерии. Кровенаполнение левого предсердия и левого желудочка увеличено. Величина артериовенозного сброса крови (клиническая тяжесть течения порока) зависит от диаметра протока, разницы показателей давления между аортой и легочной артерией и соотношения сосудистого сопротивления в малом и большом круге кровообращения.
При малых размерах протока объем шунта небольшой и давление в легочной артерии остается нормальным. При большом диаметре протока значительное количество крови поступает в легочную артерию, затем в левые отделы, вызывая их объемную перегрузку. Кроме того, давление в аорте передается непосредственно через проток в легочную артерию, что способствует раннему развитию легочной гипертензии, при этом степень последней может быть достаточно высокой.