Файл: Основные термины физической культуры и спорта Часть i спортивно педагогические термины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные термины
физической культуры и спорта
Часть I
Спортивно - педагогические термины
АВТОМАТИЗМ – способность органов, отдельных клеток или тканей к ритмической деятельности без внешних воздействий.
АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления организма к изменившимся условиям окружающей среды, жизни, рода деятельности.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ – процесс приспособления организма к новым непривычным климато-географическим условиям.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ – графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ
СТАНДАРТЫ средние величины признаков физического развития, полученные путем статистической обработки большого количества измерений лиц одного пола, возраста, рода деятельности
АНТРОПОМЕТРИЯ совокупность методов и приемов измерения человеческого тела.
ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность противостоять утомлению; включает мышечную и кардио-респираторную выносливость.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ один из важнейшихкомпонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств ФК и спорта.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ
УМЕНИЕ – сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ процесс приобретения те лом формы и функций взрослого человека. Как правило, определяется рассматриваемой системой или функцией.
ЖЕСТЫ И УКАЗАНИЯ визуальные или словесные средства, основанные на телодвижениях и использовании минимального количества слов, предназначенные для подготовки занимающихся к последующим движениям.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.


ЗДОРОВЬЕ – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.
ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ психическая и физическая активность, управляемая сознанием, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА – масса тела, превышающая нормальную или стандартную для данного индивида в зависимости от пола, роста и телосложения.
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ точное, ёмкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.
КОНСТИТУЦИЯ – совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств организма.
КРИТЕРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – сравнительная оценка физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
МЕТОДИКА – совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и др. умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ – система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ –принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны для осуществления образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.
ОПЕРАТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ – предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ –
процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – накопление (кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление
ПЕРСПЕКТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ –
существенный элемент управления многолетним процессом совершенствования спортсме- на. По своему содержанию перспективный план делится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочных макроциклов, охватывающих периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.
ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки
ПРИКЛАДНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИнеобходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРАсистема физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями труда и быта человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ– объективное снижение работоспособности, характер которого во многом зависит от формы профессиональной деятельности. Оно зачастую связано с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ– возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ – производственные повреждения, травмы, которые статистически достоверно фиксируются у представителей определенной профессии вне зависимости от причин.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ осуществляется одной из основных подсистем культуры в виде профессионально-прикладной физической подготовки, задачи которой формировать специально-прикладные знания, качества, умения, навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к эффективной профессиональной деятельности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТРУДА – сопряженная характеристика изменений психических и физиологических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. Используется для разработки профессиограммы, оптимизации режима и условий организации труда.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – целенаправленный процесс специальная система занятий, фундамент которой взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем.


ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА – учебно-тренировочный процесс, в основе которого методика использования сочетания определенной физической нагрузки и приемов регуляции.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальная возможность человека выполнить целесо- образную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.
РЕЙТИНГ ИСПЫТЫВАЕМОГО УСИЛИЯ – субъективная оценка человеком интенсивности выполняемой работы.
САМОВОСПИТАНИЕ – организованная активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанной потребности отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности а также личной стратегии физического совершенствования.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – уникальный метод самопознания, помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойствами личности.
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.
САМОУПРАВЛЕНИЕ – совмещение функций объекта и субъекта управления познавательной деятельностью. Человек, выступая в качестве объекта и субъекта управления принимает решение, даёт себе команду, выполняет её, контролирует свои действия.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ–
сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных
(общественных) и биологических (связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения ценностями физической культуры.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды, обитания, производственной деятельности и общественных отношений.
СПОРТ составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Различают: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт.
СТРЕСС состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и проявляющееся в совокупности защитных реакций.
СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА отдельные стороны готовности, определяющие уровень спортивных достижений, а именно физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность.


СТРУКТУРА УРОКА это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов и условий работы. С. у. включает четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную
ТЕКУЩЕЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ позволяет оптимизировать тренировочный процесс в его микроциклах, мезоциклах, отельных соревнованиях или их сериях разработкой таких сочетаний факторов и элементов тренировочного и соревновательного воздействия, которые обеспечили бы эффективные условия для полноценной подготовки спортсмена к выполнению задач данного периода подготовки.
ТЕСТ – неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.
УМЕНИЕ способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
УТОМЛЕНИЕ – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.
УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов
(памяти, внимания, мышления и др.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - качественное, системное и динамичное новообразование личности, определяющее её образованность, физическую подготовленность и совершенство.
ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА свойства, характеризующие определенные стороны двигательных возможностей человека сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ момент, когда тело подростка приобрело физические формы взрослого человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФК) это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями по использованию средств ФК в различных условиях жизни и деятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навык развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.