Файл: Специфика обучения диалогической речи детей младшего школьного возраста с недостатками слуха.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во 2-м классе дети способны уже участвовать в беседе:
-
Что нарисовано? -
Двор, дом, мяч, деревья. -
Кто нарисован? -
Девочка. -
Что делает девочка? -
Играет в мяч. -
Где играет девочка? -
Около дома и т. д.
Диалоги чаще всего возникают в связи с планированием деятельности, во время выполнения той или иной работы на уроках и по завершении ее, в ходе обсуждения конкретных событий, происходящих в классе, на перемене, прогулке. При организации диалогов очень важно следить за тем, чтобы они носили мотивированный характер, чтобы дети были заинтересованы в них.
Развитию творческой активности и формированию у школьников навыка быстро реагировать на речь собеседника, участвовать в общем разговоре способствуют беседы, связанные с деятельностью учащихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами. При проведении бесед учителю следует вовлекать в нее весь коллектив.
Диалогическая речь характеризуется широким использованием, так называемого неполного предложения:
-
Куда идешь? -
В столовую. -
Зачем? -
За хлебом. -
Для чего? -
Кормить птиц.
Употребление полного предложения в непосредственном общении делает диалогическую речь излишне громоздкой. И не случайно лингвисты говорят, что если бы люди между собой общались только полными предложениями, то перестали бы разговаривать. Сказанное, конечно, еще более относится к глухим, испытывающим большие трудности и в восприятии, и в воспроизведении каждого слова.
Действительно, тот же диалог выглядел, бы слишком искусственным и тяжелым, а для общения глухих просто нереальным, если бы был построен на полносоставных предложениях.
-
Ты куда идешь? -
Я иду в столовую. -
Зачем ты идешь в столовую? -
Я иду в столовую за хлебом. -
Для чего тебе нужен хлеб? -
Мне нужен хлеб, чтобы накормить птичек.
К сожалению, и до настоящего времени, находясь под влиянием традиций, некоторые педагоги настойчиво учат именно такому искусственному разговору, которым практически пользоваться невозможно.
Поскольку в общении дети хотят, прежде всего «выражать» себя, удовлетворять свои потребности, то для этого они должны
научиться тем языковым средствам, которыми пользуются окружающие, научиться этим средствам, заимствуя их в окружающей речевой среде. Однако глухие дети не в состоянии справиться с такой задачей самостоятельно. Этому их надо учить, сообщать школьникам слова и фразы, которыми они должны овладеть. В описываемой системе процесс сообщения нужного слова, словосочетания оказывается достаточно простым: педагог употребляет в своей речи тот речевой материал, который должен быть усвоен детьми. Со временем этот материал расширяется, пополняется новым. В речи педагога ученики получают образцы, подражая которым овладевают языком. При этом образцом являются не только слова и фразы, но и способ их использования в нужных условиях. Например, чтобы получить нужный предмет, надо сказать слово «дай» и назвать этот предмет; чтобы передать какой-то предмет другому, надо сказать «возьми» и т. д.
Так дети учатся речи в действии, в применении «для других» и благодаря этому усваивают ее сами, чтобы «выражать себя».
Существует вопросно-ответная форма диалога. В ряде случаев диалог не разделяется только на вопросы одного партнера и ответы другого. Отвечая на вопросы собеседника, партнер может задавать и встречные вопросы типа А ты? А у тебя? Ты понял? и т. п. В диалогической форме обсуждаются самые разнообразные темы: «Моя семья», «Моя квартира», «Мои любимые занятия», «Домашние животные»; темы игр «У врача», «В парикмахерской», «День рождения куклы», «В магазине», «В фотографии» и т. п. Дети постоянно меняются ролями: один спрашивает, другой отвечает.
Образцы разговорной речи отрабатываются с детьми также в процессе чтения текстов, в которых действующие лица разговаривают между собой. Раскрывая содержание прочитанного, педагог обязательно выделяет для анализа те высказывания, которыми обмениваются персонажи рассказа, сказки: Кто спросил? Кого спросил? О чем спросил? Кто ответил? Как он ответил? Прочитай вопрос. Прочитай ответ.
Данные беседы и диалоги можно записывать в специальной книге для большего запоминания детьми, используемых фраз.
Записанные слова, высказывания, рассказы превращаются в тексты. К картинкам, нарисованным малышами, тексты могут записывают взрослые - на основе
того, что рассказывают сами дети о своих рисунках. Рисунки с текстами дети показывают своим родителям, друзьям.
Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут иметь "коммуникативную функцию - краткие ежедневные заметки («новости дня) дают представление родителям о ритме жизни, о постоянно меняющихся обстоятельствах, событиях, радостях и тревогах, возникающих вопросах.
В школе тексты, написанные детьми, могут стать исходным пунктом для языкового образования.
Сотрудничество, равнопартнерские отношения в деятельности, диалогическое общение есть выражение личностно ориентированного подхода.
Развитие личности связано не только с характером межличностных отношений в коллективе, но и с постепенным осознанием ребенком самого себя, а оно непосредственно зависит от степени овладения языком. Усвоение языка способствует интеллектуальному развитию ребенка уже потому, что в системном строении языка отражен исторический опыт человечества по овладению процессами анализа, синтеза, абстрагирования. В процессе овладения значением слова через употребление его в различных контекстах происходит усвоение смыслового и системного строения слова, что ведет к развитию сознания ребенка, изменению отношений к себе самому и окружающей действительности.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение слуха, неслучайно столь большое место отводится их речевому развитию. Успехи, в этом направлении, показывающие, как дети от простого подражания речевым действиям взрослого и высказываний различной модальности, благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения, дактилирования, чтения, письма, поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, как через язык перестраивается все их сознание, достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с недостатками слуха.