Файл: Специфика обучения диалогической речи детей младшего школьного возраста с недостатками слуха.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во 2-м классе дети способны уже участвовать в бе­седе:


  • Что нарисовано?

  • Двор, дом, мяч, деревья.


  • Кто нарисован?

  • Девочка.


  • Что делает девочка?

  • Играет в мяч.


  • Где играет девочка?

  • Около дома и т. д.

Диалоги чаще всего возникают в связи с планированием деятельности, во время выполнения той или иной работы на уроках и по завершении ее, в ходе обсуждения конкретных событий, происходящих в классе, на перемене, прогулке. При организации диалогов очень важно следить за тем, чтобы они носили мотивированный характер, чтобы дети были заинтересованы в них.

Развитию творческой активности и формированию у школьников навыка быстро реагировать на речь собесед­ника, участвовать в общем разговоре способствуют бесе­ды, связанные с деятельностью учащихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами. При проведении бесед учителю следует вовлекать в нее весь коллектив.

Диалогическая речь характеризуется широким использовани­ем, так называемого неполного предложения:


  • Куда идешь?

  • В столовую.

  • Зачем?

  • За хлебом.


  • Для чего?

  • Кормить птиц.

Употребление полного предложения в непосредственном об­щении делает диалогическую речь излишне громоздкой. И не случайно лингвисты говорят, что если бы люди между собой об­щались только полными предложениями, то перестали бы разго­варивать. Сказанное, конечно, еще более относится к глухим, ис­пытывающим большие трудности и в восприятии, и в воспроиз­ведении каждого слова.

Действительно, тот же диалог выглядел, бы слишком искус­ственным и тяжелым, а для общения глухих просто нереальным, если бы был построен на полносоставных предложениях.


  • Ты куда идешь?

  • Я иду в столовую.


  • Зачем ты идешь в столовую?

  • Я иду в столовую за хлебом.


  • Для чего тебе нужен хлеб?

  • Мне нужен хлеб, чтобы накормить птичек.

К сожалению, и до настоящего времени, находясь под влия­нием традиций, некоторые педагоги настойчиво учат именно та­кому искусственному разговору, которым практически пользо­ваться невозможно.

Поскольку в общении дети хотят, прежде всего «выражать» себя, удовлетворять свои потребности, то для этого они долж­ны
научиться тем языковым средствам, которыми пользуются ок­ружающие, научиться этим средствам, заимствуя их в окружаю­щей речевой среде. Однако глухие дети не в состоянии справить­ся с такой задачей самостоятельно. Этому их надо учить, сооб­щать школьникам слова и фразы, которыми они должны овла­деть. В описываемой системе процесс сообщения нужного слова, словосочетания оказывается достаточно простым: педагог упот­ребляет в своей речи тот речевой материал, который должен быть усвоен детьми. Со временем этот материал расширяется, пополняется новым. В речи педагога ученики получают об­разцы, подражая которым овладевают языком. При этом образцом являются не только слова и фразы, но и способ их исполь­зования в нужных условиях. Например, чтобы получить нуж­ный предмет, надо сказать слово «дай» и назвать этот предмет; чтобы передать какой-то предмет другому, надо сказать «возь­ми» и т. д.

Так дети учатся речи в действии, в применении «для других» и благодаря этому усваивают ее сами, чтобы «выражать себя».

Существует вопросно-ответная форма диалога. В ряде случаев диалог не разделяется только на вопросы одного партнера и ответы другого. Отве­чая на вопросы собеседника, партнер может задавать и встречные вопросы типа А ты? А у тебя? Ты понял? и т. п. В диалогической форме обсуждаются самые разнообразные темы: «Моя семья», «Моя квартира», «Мои любимые заня­тия», «Домашние животные»; темы игр «У врача», «В па­рикмахерской», «День рождения куклы», «В магазине», «В фотографии» и т. п. Дети постоянно меняются ролями: один спрашивает, другой отвечает.

Образцы разговорной речи отрабатываются с детьми так­же в процессе чтения текстов, в которых действующие лица разговаривают между собой. Раскрывая содержание прочитан­ного, педагог обязательно выделяет для анализа те высказыва­ния, которыми обмениваются персонажи рассказа, сказки: Кто спросил? Кого спросил? О чем спросил? Кто ответил? Как он ответил? Прочитай вопрос. Прочитай ответ.

Данные беседы и диалоги можно записывать в специальной книге для большего запоминания детьми, используемых фраз.

Записанные слова, высказывания, рассказы пре­вращаются в тексты. К картинкам, нарисо­ванным малышами, тексты могут записывают взрослые - на основе

того, что рассказывают сами дети о своих ри­сунках. Рисунки с текстами дети показыва­ют своим родителям, друзьям.

Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут иметь "коммуникативную функцию - краткие ежедневные заметки («ново­сти дня) дают представление родителям о ритме жизни, о постоянно меняющихся обстоя­тельствах, событиях, радостях и тревогах, возни­кающих вопросах.

В школе тексты, написанные детьми, могут стать исходным пунктом для языкового образования.

Сотрудничество, равнопартнерские отношения в деятельности, диалогическое общение есть выражение личностно ориентированного подхода.

Развитие личности связано не только с характером межличностных отношений в коллективе, но и с постепенным осознанием ребенком самого себя, а оно непосредственно зависит от степени овладения языком. Усвоение языка способствует интеллектуальному развитию ребенка уже потому, что в системном строении языка отражен исторический опыт человечества по овладению процессами анализа, синтеза, абстрагирования. В процессе овладения значением слова через употребление его в различных контекстах происходит усвоение смыслового и системного строения слова, что ведет к развитию сознания ребенка, изменению отношений к себе самому и окружающей действительности.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение слуха, неслучайно столь большое место отводится их речевому развитию. Успехи, в этом направлении, показывающие, как дети от простого подражания речевым действиям взрослого и высказываний различной модальности, благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения, дактилирования, чтения, письма, поднимаются на уровень инициатив­ного общения с окружающими, как через язык перестраивается все их сознание, достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с недостатками слуха.