Файл: Учебное пособие Конструкция самолёта Ту154М.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 переднему лонжерону крепится винт подъемника. К переднему лонжерону отъемных частей крепятся съемные носки, имеющие воздушный обогрев; к заднему лонжерону семь кронштейнов навески руля высоты, а восьмая опора в концевом обтекателе стабилизатора.
Конструкция стабилизатора Носок стабилизатора
Руль высоты
Руль высоты служит для продольной управляемости самолета. Он состоит из двух половин, не связанных между собой. Каждая половина выполнена аналогично рулю направления, подвешена к стабилизатору на восьми узлах. Руль высоты отклоняется вверх на -25°, вниз на +20° двумя рулевыми приводами РП-56, которые закреплены на заднем лонжероне стабилизатора между нервюрами №11…12.
Гондолы двигателей
Гондолы двигателей служат для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем.
Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений.
Гондолы двигателей № 1 и 3 состоят из следующих основных частей:
- передней части гондолы (шпангоуты № 0…2);
- вспомогательной конструкции кессона (шпангоуты № 2…6);
- кессона (шпангоуты № 6…10);

30
- хвостовой части гондолы (шпангоуты № 10…12).
Гондола закрывает не весь двигатель, а только его переднюю часть до реверсивного устройства.
В передней части гондолы в носке воздухозаборника установлен коллектор противообледенительной системы, представляющий собой трубу с отверстиями для выхода воздуха. Канал воздухозаборника имеет перфорированную конструкцию для снижения уровня шума.
Вспомогательная конструкция кессона служит для придания основному каркасу обтекаемой формы, крепления передней части гондолы и навески створок. Кессон крепится к фюзеляжу призонными конусными болтами к силовым балкам по шпангоутам
№ 67 и 70. Хвостовая часть гондолы в нижней части имеет съемную крышку для демонтажа двигателя.
Крепление двигателя
Каждый двигатель крепится в гондоле к кессону или в фюзеляже к силовым шпангоутом в двух плоскостях.
Двигатели установлены под небольшим углом к вертикали с целью исключения их раскачки.
В передней плоскости находятся три узла навески: 2 подкоса стабилизатора и центральный эксцентриковый штырь на кронштейне, который воспринимает тягу. Подкосы вертикальные и боковые нагрузки.
Эксцентриковый узел позволяет регулировать двигатель в мотогондоле. При повороте вправо на 20°, 40°, 80° двигатель смещается вправо соответственно на 2, 4, 5 мм, а также назад на 0,5; 1,5; 3 мм. В задней плоскости один узел навески. Он воспринимает вертикальные и боковые нагрузки и смягчает их своим амортизатором.
Узел навески имеет шарнир, который не препятствует осевому перемещению задней подвески двигателя при его тепловом расширении. Подкосы амортизатора могут регулироваться по вертикали, по длине. Зазор между двигателем и кромкой воздухозаборника 103 мм, зазор между двигателем и мотогондолой 10 мм, а у 2-го двигателя 20 мм.


31
Вопросы для самопроверки.
1. Где расположена зона герметизации фюзеляжа?
2. Как выполнена герметизация обшивки, дверей, люков и окон?
3. Какие элементы входят в систему запирания замков?
4. Для чего служит механизм автоматического стопорения замков и когда он срабатывает?
5. Как открыть переднюю входную дверь снаружи?
6. Как осуществляется сигнализация открытого положения дверей и люков?
7. Где расположены табло сигнализации положения дверей и люков?
8. Как Вы понимаете термин «Раздельная сигнализация положения дверей и люков»?
9. Какие элементы входят в состав силового набора кессона центроплана?
10. Как выполнено соединение частей крыла между собой?
11. Что относится к элементам управления самолётом, расположенным на крыле?
12. Как выполнено крепление центроплана к фюзеляжу?
13. Какие нервюры выполнены герметичными?
14. Какие средства механизации имеет крыло и каково их назначение?
15. Что входит в силовой набор закрылка?
16. С какой целью стабилизатор в полете переставляется?
17. Какая максимальная толщина обшивки фюзеляжа?
18. Какая максимальная толщина обшивки крыла?
19. Каково назначение гондолы двигателя?
20. Сколько узлов навески имеет руль направления?
21. Где располагается форкиль?
22. Где расположены рулевые приводы РП-56 руля высоты?
23. На какие углы отклоняется руль высоты?
24. На какие углы отклоняется руль направления?
25. На какие углы отклоняются элероны?
26. Как осуществляется крепление двигателей к самолёту?
27. Назовите марку маршевых двигателей.

32

Тема 2.1.2 Гидравлическая система
Общие сведения
Гидросистема самолета служит для создания рабочего давления 210
10
7


кгс/см
2
и подачи его к потребителям.
Она условно делится на систему наддува гидробаков и 1, 2, 3 гидравлические системы источников давления.
К гидравлическим системам предъявляются следующие требования:
- удобство технического обслуживания;
- высокая скорость и точность действия;
- малый вес агрегатов и трубопроводов;
- обеспечение защиты агрегатов и трубопроводов от разрушения в случае превышения максимально допустимого давления;
- возможность фиксации управляемых объектов в заданном положении;
- высокая коррозионная стойкость агрегатов системы и трубопроводов (достигается применением специальных гидравлических жидкостей в состав которых входят специальные антикоррозийные присадки);
- обеспечение надежной защиты от возгорания, т.к. основой гидравлических жидкостей является керосин.
Основные данные гидравлической системы
Характеристика
ГС-1
ГС-2
ГС-3
Расход жидкости через
дроссели, л/мин
4…4,5 4…4,5 4…4,5
Начальное давление
азота в
гидроаккумуляторах
(зарядка), кгс/см
2
85±3 85±3 85±3
Начальное давление
азота в гасителях
пульсации (зарядка),
115±4 115±4 115±4

33
кгс/см
2
Давление
наддува,
кгс/см
2
1,8…2,5 1,8…2,5
Давление в баллонах
системы наддува,
кгс/см
2
14±2 14±2
Разность визуального и
дистанционного
показания указателя
уровня жидкости, л не более 1 не более 1
Время выпуска шасси, с
15
Время Резервного
выпуска шасси, с
26…40
Время резервно-
дублирующего выпуска
шасси, с
26…40
Время выпуска
интерцепторов, с
не более 2
Время выпуска
закрылков от г/моторов,
с
18…23 18…23
Падение давления при
работе потребителей,
кгс/см
2
до 180 до 180 до 180
Система наддува и дренажа гидробаковбаков
Система наддува и дренажа гидравлических баков предназначена для создания и поддерживания в верхней, воздушной, части баков гидросистем № 1, № 2 и № 3 определенного давления для обеспечения безкавитационной работы гидронасосов и насосных станций.

34
Система наддува и дренажа баков состоит из двух самостоятельных, независимых друг от друга подсистем: одна подсистема обслуживает общий бак первой и второй гидравлических систем, вторая подсистема обслуживает бак третьей гидравлической системы. Обе подсистемы как по принципу, так и по входящим в них агрегатам одинаковые. Единственное различие состоит в том, что воздух от компрессоров двигателей для наддува бака гидравлических систем № 1 и № 2 отбирается от двух двигателей (№ 1 и № 2), а для наддува бака гидравлической системы № 3 - от одного двигателя (№ 3). Воздух забирается от компрессоров двигателей.
Кроме того что отбор воздуха для системы наддува берется от компрессоров двигателей, в каждой подсистеме предусмотрен баллон, в котором имеется запас сжатого воздуха с давлением 14±2 кгс/см
2
. Это обеспечивает увеличение надежности системы наддува.
Система имеет следующие технические характеристики:
Рабочее тело
Воздух
Давление:
от компрессоров двигателей и баллонов
до регуляторов давления, кгс/см
2
2…15.
после регуляторов давление, кгс/см
2
2
5
,
0
2
,
0


открытие предохранительного клапана прямого
действия, кгс/см
2
2,7
3
,
0

первого открытия предохранительного клапана
прямого действия после стоянки самолета более 48
ч, кгс/см
2
не более 3,1
открытия предохранительного клапана прямого
действия при воздействии как высоких, так и
низких температур, кгс/см
2
не более 3,5
закрытия предохранительного клапана
прямого действия, кгс/см
2
не менее 2,4


35
Схема системы наддува
Агрегаты системы наддува и дренажа гидробаков
Влагоотстойники 154.00.5810.340 - служат для отделения влаги в отбираемом от компрессора воздухе.
Воздушные фильтры 11ВФ12 и 723900-6АТ - очищают воздух от механических примесей. В регламентных работах предусмотрено через определенное время заменять фильтрующие элементы воздушных фильтров.
Влагоотстойники и воздушные фильтры установлены на панелях агрегатов системы наддува гидробаков гидросистем № 1…2 и № 3 в районе шп.№ 72 на задней стенке.
Обратные клапаны Н 5810.270-1 - применены в системе для развязывания друг от друга магистралей отбора воздуха от двигателей, а также магистралей, идущих от баллонов.

36
Воздушные баллоны 154.80.5810.300 – предназначены для хранения запаса сжатого воздуха в системе, на случай выхода из строя магистралей от двигателей. Заряжаются на земле от наземного источника давления, в полете от двигателей.
Установлены в районе шпангоутов № 72…73 слева и справа. Давление воздуха в баллонах должно быть 14±2 кгс/см².
Регуляторы давления 154.00.5810.180 – предназначены для понижения высокого давления, идущего по магистрали от компрессоров двигателей к дренажному баку до рабочего давления наддува 1,8…2,5 кгс/см
2
. В регуляторе давления предохранительного клапана нет, он расположен отдельно на дренажном баке.
Клапаны предохранительные 860000-1 – предохраняют систему от разрушения в случае повышения давления более 3,0 кгс/см
2
. Установлены на дренажных баках.
Регуляторы давления 154.00.5810.170.Установлены в линии от баллонов, предусмотрены для понижения высокого давления до рабочего и для сохранения запасов воздуха в баллоне. Установлены на панелях агрегатов системы наддува, в техотсеке №5, в районе шпангоутов №72-73. В конструкции предусмотрены предохранительные клапаны.

37
Дренажный бак гидросистемы № 1 и 2 и дренажный бак гидросистемы № 3 – предназначены для поддержания определенного количества воздуха с рабочим давлением наддува, что обеспечивает сглаживание резких скачков давления, и для предотвращения разрыва гидробаков в случае их переполнения при заправке.
Емкость бака 5 литров. В дренажный бак снизу ввернут сливной кран предусмотренный для и для слива гидрожидкости, попавшей в бак при переполнении гидравлического бака.
Установлены слева и справа в районе шпангоутов № 72…73.
Манометры МА-4 – показывают давление наддува. Установлены на бортовых панелях 1 и 3 гидросистемы.
Клапаны сброса давления из системы наддува осуществляют сброс давления наддува из системы.
Установлены на бортовых панелях 1 и 3 гидросистемы, рядом с манометрами МА-4.
Манометры МА-40 – показывают давление в воздушных баллонах. Установлены на бортовых панелях 2 и 3 гидросистемы.
Для зарядки баллонов сжатым воздухом на земле в системе предусмотрены: зарядный штуцер, запорный кран, редуктор, предохраняющий баллоны от подачи в них воздуха с большим, чем положено, давлением, и воздушный фильтр. Зарядный штуцер и запорный кран установлен на бортовой панели 2 гидросистемы.
Панели агрегатов системы наддува бака гидросистем № 1…2 и бака гидросистемы № 3 – предназначены для монтажа на них агрегатов системы.
Воздушные
фильтры 11ВФ12
Влагоотстойники
Регулятор давления
154.00.5810.170
Панель агрегатов
системы наддува 1-
ой и 2-ой
гидросистемы


38
Система наддува и дренажа гидробаков выполнена таким образом, что в полете никакого включения не требует. Система действует автоматически.
Контроль за работой системы производится только на земле при проверке работоспособности и герметичности системы и при зарядке баллонов.
Работа системы.
Воздух, сжатый в компрессорах двигателей, поступает в магистрали наддува и проходит воздушные отстойники, воздушные фильтры, обратные клапаны. Магистраль разделяется на две ветки. По одной ветке, основной, воздух идет через обратный клапан к регулятору, в котором давление понижается до рабочего и подается в дренажный бак. Из бака воздух под давлением проходит в верхнюю полость гидравлического бака гидросистемы. По второй ветке сжатый воздух подается через обратный клапан в баллон и при необходимости подзаряжает его. При выходе из строя компрессора или части основной магистрали сжатый воздух пойдет из баллона. Пройдя регулятор давления, где давление снизится до рабочего, обратные клапаны, регулятор давления дренажного бачка, поступает в дренажный бак и далее в гидробак. Зарядка баллонов сжатым
Гидробак 1-ой и 2-ой
гидросистемы
Дренажный бак
системы наддува 1-
ой и 2-ой
гидросистемы

39 воздухом, как правило, производится на земле, перед полетом, для чего на самолете расположена специальная магистраль.
Гидросистемы источников давления (контуры питания)
На самолете предусмотрены три самостоятельные, независимо действующие друг от друга гидравлические системы (1, 2, 3), рабочей жидкостью которых является масло АМГ-10 ГОСТ 6794-53 (Россия) и
ГИДРОНИКОЛЬ FН-51 (Франция). Письмо Департамента поддержания летной годности самолетов (ДПЛГС)
№ 24.10-66Га от 11.03.2002 г. «Гидрониколь FН-51 использовать наравне с АМГ-10».
Источником давления гидросистемы 1 являются два насоса с приводами от двигателей № 1 и № 2, гидросистемы 2 – насос с приводом от двигателя № 2 и насосная станция с электроприводом, гидросистемы 3 – насос с приводом от двигателя № 3 и насосная станция с электроприводом. Насосные станции являются резервными источниками давления и включаются при наземной проверке гидросистем, а также в полете в случае отказа основных насосов или падении их мощности (при отказе двигателей) выключателями
«НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ 2 Г/С, 3 Г/С» на пульте бортинженера.
Для наземной проверки гидросистемы №1 насосная станция 2 Г/С может быть подключена выключателем
«ПОДКЛЮЧ 2 Г/С на 1 Г/С» на пульте бортинженера.
ВНИМАНИЕ!!! В ПОЛЕТЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ПОДКЛЮЧЕНИЯ 2-ой Г/С НА 1-ую Г/С
НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.
Рабочее давление в гидросистемах 210
10
7


кгс/см
2
. Контроль за работой гидросистем осуществляется командиром воздушного судна (КВС) и бортинженером (Б/И) по индикаторам давления «ГИДРОСИСТЕМА 1,
2, 3» и по красным светосигнализаторам «ПАДЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ 1, 2, 3», загорающихся при давлении ниже
100 кгс/см
2