Файл: Управление бизнесом на предстартовой стадии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо увидеть, отвечая на вопросы «для кого?» и «для чего?», и других прямых и косвенных интересантов задуманного бизнеса. Ведь наряду с потребительскими ожиданиями предпринимателей окружают интересы общества и страны, всех представителей их внутрифирменного и межфирменного окружения. Предприниматели заинтересованы в получении признания не только от потребителей – им важно всеобщее признание со стороны окружения.

Косвенными потребителями результатов нового бизнеса становятся контрагенты, партнеры, нанятые работники. Они выигрывают от успешного сотрудничества с владельцами нового бизнеса и проигрывают при неудачном сотрудничестве с ними. Успехи предпринимателей делают их желанными партнерами и контрагентами, а созданные ими рабочие места – привлекательными для работников. Неудачи полностью меняют картину предпочтений: поставщики избегают заключения сделок, работники подыскивают новое место работы, а партнеры растворяются, словно в тумане.

Косвенными потребителями результатов нового бизнеса можно назвать даже конкурентов. Одни из них используют сторонний положительный или отрицательный опыт в своей деятельности, другие наживаются на чужих неудачах и теряют позиции при чужих победах, третьи стремятся полностью перехватить чужой бизнес, четвертые стараются сохранить свой бизнес от внешних покушений.

1.2 Влияние предпринимательской среды на успех стартапа.

Успех стартапа обусловливается разными факторами. Они могут зависеть от предпринимателей или не зависеть от них. Непосредственно от самих предпринимателей зависит далеко не все. Ведь стартапы производятся в среде, которая может обладать разной степенью благоприятствования началу бизнеса. Предпринимательская среда как условие благоприятствования новому бизнесу приобретает характер предпринимательской экосистемы.

Факторами успеха стартапов, зависящими от предпринимательской среды, являются:

  • нормативная база развития предпринимательства;
  • инфраструктура предпринимательства;
  • предпринимательский климат.

Немаловажное значение имеет наличие в стране и конкретном регионе законодательной и другой нормативной базы, позволяющей стимулировать и поощрять людей к участию в предпринимательстве. Разные рынки открывают предпринимателям разные правовые возможности вхождения в бизнес.


Важный фактор успеха стартапов – наличие на рынке подходящей инфраструктуры стартапов. Инфраструктура стартапов включает совокупность специализированных организаций, способствующих предпринимателям в ведении дел на этапе вхождения в бизнес.

Инфраструктура стартапов включает бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технопарки, технополисы, специализированные учебные заведения, консалтинговые и управляющие компании, органы государственной и негосударственной поддержки стартапов.

Бизнес-инкубаторы осуществляют комплексную поддержку и содействие предпринимателям и стартап-фирмам в процессе реализации и коммерциализации инновационных бизнес-идей. Как правило, бизнес-инкубаторы представляют собой специализированные организации, действующие для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а именно:

  • предоставление в аренду (субаренду) предпринимателям нежилых помещений;
  • осуществление технической эксплуатации зданий, сдаваемых в аренду;
  • почтово‑секретарские услуги;
  • консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития бизнеса, бизнес планирования, повышения квалификации и обучения;
  • обеспечение доступа к информационным базам данных.

Общая площадь нежилых помещений бизнес инкубатора должна быть не менее 900 м 2, при этом площадь, предназначенная для размещения фирм, должна составлять не менее 85 % от полезной площади бизнес-инкубатора. Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одной фирме, не должна превышать 15 % от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения фирм.

Бизнес-инкубатор, ориентированный на оказание услуг стартап-фирмам, должен соответствовать основным требованиям к техническомуоснащению:

  • наличие рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;
  • наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;
  • наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;
  • наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;
  • наличие интернет-канала для не менее 80 % рабочих мест бизнес-инкубатора;
  • наличие оргтехники для коллективного доступа (факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини АТС).

Как правило, стартаперы, прибегающие к услугам бизнес-инкубаторов, пользуются этими услугами в комплексе. Бизнес-инкубаторы предоставляют два типа услуг – прединкубационные и инкубационные.

Программы прединкубации длятся до 6 месяцев и включают составление предварительного бизнес-плана проекта, создание плана защиты интеллектуальной собственности, создание действующего прототипа продукта, подготовку календарного плана развития бизнес-проекта и подготовку его презентации. Обычно подготовкой презентации бизнес-проекта прединкубационная программа завершается.

Программы инкубации длятся от 11 до 33 месяцев и включают формирование команды бизнеса, составление уточненного бизнес-плана и маркетингового плана-проекта, реализацию плана защиты интеллектуальной собственности. Завершаются программы инкубации выводом бизнеса на начало продаж и самоокупаемость проекта.

Широко распространенной группой программ инкубации являются бизнес-акселераторы. Бизнес-акселераторы представляют собой ограниченные по времени программы поддержки стартапов. На период стартапа команда бизнеса помещается в такие условия, которые позволяют форсированно создать продукт или его прототип, достаточно сильный для вывода его на рынок.

  • цикличность и короткие сроки акселерации (от 3 до 6 месяцев);
  • конкурсный отбор бизнес-проектов для акселерации и одновременная акселерация ряда конкурирующих бизнес-проектов (в программу попадают от 2 до 6 % команд, подавших заявки);
  • участие инициаторов бизнес-проектов в работе над проектами как их основная профессиональная деятельность (частым требованием к участникам программ является увольнение с другой работы);
  • использование ресурсов посевного инвестирования на обеспечение деятельности по разработке прототипа продукта;
  • экспертная поддержка бизнес-проектов, обучение и консалтинг, содействие в установлении коммуникаций с потенциальными партнерами, освещение бизнес-проектов в СМИ.

Бизнес-акселерация сочетает менторство в разных формах с экспертной поддержкой и обучением, а так-же с инвестированием в небольших размерах в новый бизнес (life support для проекта). Менторство представляет собой наставничество опытных предпринимателей и специалистов над стартаперами. Экспертная поддержка состоит в постоянной работе предпринимателей с различными экспертами: технологическими, финансовыми, юридическими специалистами, бизнес-консультантами.


Менторство и экспертная поддержка являются важными достоинствами бизнес-акселераторов для молодых предпринимателей, так как на ранней стадии развития бизнеса им крайне важно избегать ошибок. Менторство обычно сочетается в программах бизнес-акселерации с обучением – лекциями, стажировками, воркшопами, мастер-классами и др.

Экспертиза и профессиональная оценка проекта на этапе создания прототипа позволяет командам выходить на рынок с жизнеспособным продуктом. Кроме того, сотрудничество с большим числом экспертов позволяет стартаперам наработать связи, благодаря чему им будет проще ориентироваться на рынке.

Обязательное условие вхождения предпринимателей в программу бизнес-акселерации – инвестиционная поддержка проектов. Инвестиции предоставляют инвест-партнеры акселерационной программы. Иногда в роли венчурного инвестора выступает сам бизнес-акселератор. Элементами инфраструктуры стартапов являются также специализированные учебные заведения, консалтинговые и управляющие компании. Учебные заведения занимаются обучением, переподготовкой и повышением квалификации предпринимателей.

Кроме того, они могут выступать центрами разработок новых бизнес идей и инноваций. Консалтинговые компании оказывают стартаперам консультационные услуги. Управляющие компании при необходимости могут вести дела молодой фирмы в качестве аутсорсеров.

Создание элементов инфраструктуры стартапов, как правило, является частной инициативой и специфическим бизнесом других предпринимателей. Эта деятельность может организационно и финансово поддерживаться органами государственного управления.

Еще один фактор успеха стартапов – предпринимательский климат. Под предпринимательским климатом понимается характерное для того или иного рынка устойчивое состояние предпринимательской среды, внутри которой разворачиваются бизнес-процессы и развиваются бизнес-коммуникации.

В географии под климатом понимают усредненное значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий), статистический ансамбль погодных состояний. Как и всякий климат, представляющий собой многолетний режим определенных состояний, предпринимательский климат обеспечивает всем предпринимателям общие для них возможности и условия ведения дела и достижения его целей на определенном национальном и (или) региональном рынке.

Характеристика предпринимательского климата обычно включает:


  1. описание условий ведения бизнеса;
  2. раскрытие результатов:
  • ведения предпринимательской деятельности, уже существующей на том или ином региональном рынке, или открытия предпринимателями нового дела внутри этого рынка;
  • вхождения стартаперов на данный рынок со своим новым бизнесом либо расширения ими существующего бизнеса посредством новых инвестиций.

Предпринимательский климат в части набора условий ведения бизнеса определяется правовыми нормами и правилами, установленными для того или иного рынка, правоприменительной практикой (практикой применения этих норм), этикой деловых отношений, которой придерживаются участники рынка.

Климат может по-разному благоприятствовать развитию предпринимательства, а может быть вовсе неблагоприятным к развитию предпринимательства и не поощрять людей к вхождению в новый бизнес.

В действительности каждый рынок товаров (услуг, работ) развивается в разных климатических зонах. Устойчивость состояния предпринимательской среды означает при этом, что никакие климатические отклонения не выводят предпринимателей за рамки климатической зоны, внутри которой функционирует тот или иной национальный или региональный рынок.

Предпринимательский климат является объектом разных оценок и измерений, на основании которых составляются рейтинги российских регионов по качеству условий для развития предпринимательства.

Так, в отчете «Предпринимательский климат в России:

  • Индекс ОПОРЫ 2012», составленном по заказу Всероссийского объединения малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» был представлен рейтинг по качеству условий для развития малого и среднего предпринимательства в 39 российских регионах. Его основными выводами стали: рейтинг 39 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) возглавляют Московская, Челябинская, Самарская области и Республика Башкортостан;
  • среди 12 городов‑миллионеров России лучшие условия для развития МСБ в Екатеринбурге, Уфе и Омске;
  • наиболее слабыми сторонами предпринимательского климата в России являются нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электро-энергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей, высокий уровень налогов, трудности при поиске и аренде производственных помещений и земельных участков, коррупция;
  • наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения, транспортно-логистическая инфраструктура;
  • 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на стадии стартапа;
  • финансовые ресурсы не вполне доступны компаниям малого и среднего бизнеса. Только около трети опрошенных могут найти финансирование на срок более трех лет. При этом краткосрочное финансирование доступно большинству опрошенных.