Файл: Содержание Введение Гражданин как субъект административного права общие положения.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Гражданин как субъект административного права: общие положения
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
. Административно-правовые гарантии прав граждан
. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Гражданство Российской Федерации
гражданин административный правоспособность дееспособность
3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
4. Административно-правовые гарантии прав граждан
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан. По Конституции гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам, например, за получением законным способом необходимой ему информации, справок, копий документов.
Основными видами обращений граждан в современных условиях также являются предложения, заявления и жалобы.
Существенной гарантией осуществления прав граждан служит осуществление прокурорского надзора. "Сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений".
Административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития. Реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин может быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке. Судебная процедура до сих пор остается длительной и дорогостоящей. Так, согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих прав.
Президент РФ в своем Послании 2007 г. отмечал необходимость "сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов". Однако за прошедшие четыре года такого механизма, к сожалению, создать не удалось. Административно-правовые споры рассматриваются в основном самими же должностными лицами, действия которых обжалуются гражданами или представителями юридических лиц. Сама административная реформа, проводимая в стране с 2002 г., стала, очевидно, результатом раздумий о необходимости построения такой административной системы, которая, наконец-то, смогла бы действовать в интересах человека.
Итак, законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.
Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ, Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательствами и др.
Законодательные акты СССР действуют в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным РФ международным договорам (соглашениям). Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством РФ и заключаемыми РФ международными договорами.
Главным принципиальным положением, определяющим правовой статус этих лиц в РФ, является ст. 62 Конституции РФ, в которой установлено: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Следует подчеркнуть, что в основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина России. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения
, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Принципиальный характер носит положение о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.
Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.
Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т.д.
Но в отличие от граждан РФ, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам РФ. Незаконно состоящим в должности, например, считается следователь, не являющийся гражданином России.
При соблюдении установленных правил проживания в РФ иностранные граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.
Положение гражданина как субъекта административного права определяется его административно-правовым статусом. Административно-правовой статус российских граждан представляет собой комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий последних, установленных государством. Административно-правовой статус российских граждан составляет часть общего правового статуса граждан РФ, закрепленного Конституцией РФ, Законом о гражданстве и иными законодательными актами.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина, а моментом ее прекращения является его смерть.
Административная дееспособность гражданина - это признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.
Конституция РФ положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют в сфере исполнительной власти свои личные общегражданские права и обязанности, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.
Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // ru.wikipedia.org/wiki/Декларация прав человека.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224.
. Конвенция о сокращении безгражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 // Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 206 - 214.
. Европейская конвенция о гражданстве. Принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г. (Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию (см. распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп // Российская газета. 1997. 20 нояб.)).
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По сост. на 1 авг. 2012 г. М., 2012.
. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
9. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
13. Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
14. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 11 апреля 1995 г. “Об общественных объединениях” (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
17. Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 12 мая 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
26. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
27. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд. М., 2002.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М., 2003.
3. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. Москва-Харьков, 1999.
5. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2007. № 6.
6. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. М., 2003.
7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
8. Каландаришвили З.Н. Взаимосвязь субъекта права и правоотношений в юридической науке // Юридическая мысль. 2007. Т. 41. № 3.
9. Касаткин С.Н. Правосубъектность как конструкция / практика юридического языка // Вопросы экономики и права. 2009. № 15.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
11. Нескородов Б.Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1.
12. Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.
13. Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте РФ:
14. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. 2007. № 10.
15. Родина Т.Ю. Информация как правовая категория // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 6.
16. Рубин С.Н. Социальная ответственность и социальная практика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.
17. Симухин В.Д. Должностное лицо в сфере административной ответственности // Современное право. 2008. № 2.
18. Слепнев А.В. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения // История государства и права. 2007. № 24.
19. Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 3.
20. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
21. Чеглаков К.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Мир экономики и права. 2010. № 9.
22. Черкашин Е.Ф. Невменяемость в уголовном праве (криминологические и социально-правовые аспекты) // Российский юридический журнал. 2010. № 5.
23. Шатов С.А. Производство по делам об административных правонарушениях: научные основы и законодательное регулирование // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.
24. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.
25. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.
26. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1958.
Основными видами обращений граждан в современных условиях также являются предложения, заявления и жалобы.
Существенной гарантией осуществления прав граждан служит осуществление прокурорского надзора. "Сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений".
Административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития. Реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин может быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке. Судебная процедура до сих пор остается длительной и дорогостоящей. Так, согласно ст. 44 Закона о защите прав потребителей граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих прав.
Президент РФ в своем Послании 2007 г. отмечал необходимость "сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов". Однако за прошедшие четыре года такого механизма, к сожалению, создать не удалось. Административно-правовые споры рассматриваются в основном самими же должностными лицами, действия которых обжалуются гражданами или представителями юридических лиц. Сама административная реформа, проводимая в стране с 2002 г., стала, очевидно, результатом раздумий о необходимости построения такой административной системы, которая, наконец-то, смогла бы действовать в интересах человека.
Итак, законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ, Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательствами и др.
Законодательные акты СССР действуют в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным РФ международным договорам (соглашениям). Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством РФ и заключаемыми РФ международными договорами.
Главным принципиальным положением, определяющим правовой статус этих лиц в РФ, является ст. 62 Конституции РФ, в которой установлено: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".
Следует подчеркнуть, что в основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина России. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения
, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Принципиальный характер носит положение о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.
Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ. Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан РФ.
Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действий (решений) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на свободу совести и т.д.
Но в отличие от граждан РФ, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству. Например, они не пользуются избирательным правом и, следовательно, не избираются в органы государственной власти; они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме); не могут назначаться на отдельные должности или заниматься трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданам РФ. Незаконно состоящим в должности, например, считается следователь, не являющийся гражданином России.
При соблюдении установленных правил проживания в РФ иностранные граждане имеют право передвижения по территории РФ. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан РФ.
Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.
Заключение
Положение гражданина как субъекта административного права определяется его административно-правовым статусом. Административно-правовой статус российских граждан представляет собой комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий последних, установленных государством. Административно-правовой статус российских граждан составляет часть общего правового статуса граждан РФ, закрепленного Конституцией РФ, Законом о гражданстве и иными законодательными актами.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина, а моментом ее прекращения является его смерть.
Административная дееспособность гражданина - это признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.
Конституция РФ положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют в сфере исполнительной власти свои личные общегражданские права и обязанности, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.
Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // ru.wikipedia.org/wiki/Декларация прав человека.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224
. Конвенция о сокращении безгражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 // Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 206 - 214.
. Европейская конвенция о гражданстве. Принята в Страсбурге 6 ноября 1997 г. (Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию (см. распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. N 456-рп // Российская газета. 1997. 20 нояб.)).
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По сост. на 1 авг. 2012 г. М., 2012.
. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
9. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
13. Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
14. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 11 апреля 1995 г. “Об общественных объединениях” (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
17. Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 12 мая 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
26. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
27. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.
Учебная и научная литература
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд. М., 2002.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М., 2003.
3. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. Москва-Харьков, 1999.
5. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2007. № 6.
6. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. М., 2003.
7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
8. Каландаришвили З.Н. Взаимосвязь субъекта права и правоотношений в юридической науке // Юридическая мысль. 2007. Т. 41. № 3.
9. Касаткин С.Н. Правосубъектность как конструкция / практика юридического языка // Вопросы экономики и права. 2009. № 15.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
11. Нескородов Б.Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1.
12. Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.
13. Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте РФ:
14. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. 2007. № 10.
15. Родина Т.Ю. Информация как правовая категория // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 6.
16. Рубин С.Н. Социальная ответственность и социальная практика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.
17. Симухин В.Д. Должностное лицо в сфере административной ответственности // Современное право. 2008. № 2.
18. Слепнев А.В. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения // История государства и права. 2007. № 24.
19. Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 3.
20. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
21. Чеглаков К.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Мир экономики и права. 2010. № 9.
22. Черкашин Е.Ф. Невменяемость в уголовном праве (криминологические и социально-правовые аспекты) // Российский юридический журнал. 2010. № 5.
23. Шатов С.А. Производство по делам об административных правонарушениях: научные основы и законодательное регулирование // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.
24. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.
25. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.
26. Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1958.
1 2 3 4 5