Файл: Курсовая работа Оценка оформления торгового зала с использованием основ мерчандайзинга в аптечной организации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 5068
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство здравоохранения Свердловской области
Фармацевтический филиал
ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Оценка оформления торгового зала с использованием основ мерчандайзинга в аптечной организации»
| Исполнитель: Новиченко Надежда Сергеевна Студентка 418 группы Руководитель: Морозова Мария Петровна Преподаватель профессионального модуля База практики: Аптека «ООО Апрель 2012», г.Тюмень |
Екатеринбург
2023
Оглавление
Введение 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА 4
1.1 История мерчандайзинга 8
1.2 Современный этап развития мерчандайзинга 11
1.3 Цели и основные правила мерчандайзинга 12
2. МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ, НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «Апрель» 26
2.1 Оценка эффективности реализации наиболее важных элементов визуального мерчандайзинга в аптечном маркете…………………....................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….42
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует огромное количество производителей, продавцов, дистрибьюторов товаров и услуг. При этом любое предприятие, представляющее и реализующее продукцию, заинтересовано в развитой и стабильно функционирующей системе сбыта. Чем лучше и качественней будет продумана стратегия сбыта, тем больше продукции будет реализовано и тем больше прибыли получит компания.
На фармацевтическом рынке России за последние десятилетия произошли глобальные изменения: приватизация собственности, рост числа субъектов фармацевтического рынка, либерализация цен, увеличение ассортимента товаров и услуг, реализуемых фармацевтическими предприятиями.
Целью данной работы является ценка оформления торгового зала с использованием основ мерчандайзинга в аптечной организации , в таком формате на примере конкретной аптечной организации.
Основные задачи:
1)рассмотреть общие положения сферы применения мерчандайзинга;
2) изучить способы и средства применения мерчандайзинга в области аптечных учреждений;
3) попробовать обосновать и рекомендовать способы для совершенствования применения мерчандайзинга.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА
Специалисты называют XXI век ‒ веком потребления товаров и услуг, что обусловлено научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни населения как в странах с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой. На первое место выходят маркетинговые стратегии, делающие акценты не на аналогичные товары различных производителей, а на услуги, которые обеспечит покупка данных товаров потребителю.
Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялись лекарственные средства. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики. Во-первых, часть фармацевтических предприятий перешла в частную форму собственности, а предприятия, оставшиеся в государственной и муниципальной собственности, были переведены на самоокупаемость. Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора, открытие рынка для западных и восточных компаний привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками. В результате, при сохранении роли фармацевтических предприятий как, прежде всего, учреждений здравоохранения, все большую актуальность приобретают вопросы управления рыночной деятельностью предприятия.
Мерчандайзинг (от английского слова «merchant» ‒ купец, торговец) ‒ это искусство торговать.
Некоторые источники утверждают, что слово «мерчандайзинг» произошло от имени бога торговли и коммерции в греческой мифологии ‒ Меркурия, что предполагает умение осуществлять результативную торговую деятельность с достижением хороших финансовых результатов при сопутствующей удаче и творческом подходе.
В условиях постоянного роста конкуренции мерчандайзинг приобретает все большее значение как новая концепция организации торговой деятельности на современном этапе. Далее приводятся некоторые определения понятия «мерчандайзинг», встречающиеся в различных источниках, посвящаемых этой маркетинговой специализации.
Мерчандайзинг ‒ это:
-
Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли; -
Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемого для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле; -
Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж; -
Инструмент продвижения товара в точке продажи путем создания в аптечной организации атмосферы, способствующей покупкам; -
Принцип пяти «Н» ‒ нужный товар в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене.
В некоторых зарубежных источниках слово «мерчандайзинг» имеет два значения: собственно мерчандайзинг и визуальный мерчандайзинг.
Собственно мерчандайзинг включает в себя и логистику, и развитие продукта, и контроль учета товара, и его презентацию. Визуальный мерчандайзинг ‒ это ограниченный участок работы, включающий обеспечение эффективности презентации товара в торговом зале с помощью оптимизации использования торгового оборудования, витрин, освещения, выкладок, смены товарного ассортимента и других составляющих.
Мерчандайзинг в аптеке ‒ это область маркетинговой деятельности, направленная на рекламу безрецептурных препаратов путем привлечения внимания посетителей к определенным товарам в месте их реализации для увеличения объема продаж. Элементы мерчандайзинга: концепция места, внешний вид аптеки, организационное проектирование, оборудование и оснащение рабочих мест, размещение товаров.
Важность мерчандайзинга безрецептурных препаратов определяется развитием самолечения, возможностью выбора, наличием множества идентичных препаратов по доступным ценам, принятием большинства решений о покупке прямо в торговых точках и аптеках. Основные требования к мерчандайзингу в аптеке ‒ это удобство, стимулирование продаж, соответствие требованиям контролирующих органов.
Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то, что ему надо.
-
ИСТОРИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Мерчандайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди ещё не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торгово-меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, ещё и потому что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями.
С тех пор одним из правил мерчандайзинга стало: «Всё должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца». Масштабы торговли минувших веков позволяли владельцу торгового предприятия лично контролировать мерчандайзинг, продумывать его стратегию, но самым главным знанием торговца-хозяина являлось знание о выгодном соотношении краткосрочной и долгосрочной прибыли.
Случившиеся в конце XIX века существенные изменения в мировой экономике, во время промышленного переворота и образования машинного производства, опосредовали изменения в мерчандайзинге в виде его определенной деградации. На данном этапе развития машинного производства в область торговли было привлечено большее количество людей. Люди «со стороны» стали продавцами и распорядителями товаров, т. е. такой род деятельности перестал быть внутрисемейным делом. Произошло снижение подготовки торгового персонала, но в прежнем объеме она больше и не требовалась. Несмотря на рост объема товарной массы, сами товарные единицы в определенном роде обезличились, в результате чего в торговых лавках необходимо было располагать только образцы партий изделий. Так как производство шло в монопольных организациях, личные интересы и запросы покупателя никого не интересовали, он должен был подстраиваться под потребление товаров серийного производства, потому что другой альтернативы не было.
Таким образом, необходимость в мерчандайзинге перестала быть актуальной. В рассвет машинного производства в отсутствие рынка потребителя как фирмы-производители, так и продавцы ощущали себя совершенно уверенно и не нуждались в дополнительных инструментах стимулирования продаж.
К началу XX века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товара не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров стали обращать повышенное внимание на их эстетику, такие изменения активизировали развитие маркетинговых коммуникаций, дали большой импульс к их развитию, и таким образом мерчендайзинг получает «вторую жизнь».
Бурный послевоенный (1950г.) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделяться специально подготовленные сотрудники ‒ мерчандайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж. Для сохранения возможности управления процессом продаж в новых условиях разрабатываются специальные методики и программы. В составные элементы мерчендайзинга начинают входить разнообразные методы воздействия на психику потенциальных потребителей, стимулирующие их к совершению покупки.
Вследствие эволюции мерчендайзинг стал инструментом продаж, дающим весомые конкурентные преимущества.
-
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Как часто шутят по поводу моды: «Новое ‒ это хорошо забытое старое». Значение мерчандайзинга растет не только в связи с усилением роли розничных торговцев. Произошли и серьезные изменения в мотивации и поведении покупателей. К ним сегодня можно отнести формирование поколения «зрелых» потребителей и отсутствие в глазах потребителей существенного различия в свойствах марок, представленных на рынке. Эти два фактора неразрывно связаны. Особенности «зрелого» потребления заключаются в полном осознании и использовании потребителем своих прав на информацию при выборе гарантированного доступа к разнообразию товаров и услуг при конкурентных ценах. Покупатель начала XXI века склонен более тщательно взвешивать варианты и осуществлять приобретения в соответствии с общей жизненной стратегией. Его не так просто убедить с помощью рекламы и методов по продвижению, и он более подкован знаниями о сфере розничной торговли. Главный дефицит, который он испытывает, ‒ это дефицит времени.
-
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Грамотно продуманная программа мерчандайзинга должна способствовать увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности аптечной организации. Результатом мерчандайзинга является стимулирование желания потребителя выбрать и купить продвигаемый и продаваемый товар.