Файл: Курсовая работа Оценка оформления торгового зала с использованием основ мерчандайзинга в аптечной организации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 5073
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВИЗУАЛЬНОГО МЕРЧАНДАЙЗИНГА В АПТЕЧНОМ МАРКЕТЕ ПО УЛ. ГАЗОПРОМЫСЛОВАЯ 1,К 1
Сущность визуального мерчандайзинга, в том чтобы стимулировать розничные продажи через привлечение внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала.
Среди наиболее важных аспектов визуального мерчандайзинга в данной аптеке следует выделить следующие:
1. Управление вниманием потребителей. Деятельность по управлению поведением эффективна и не приводит к раздражению со стороны покупателя, учтены природная система человека и её составляющие: рефлексы, внимание, восприятие, а также иллюзии восприятия.
2. Внутренняя планировка аптеки. Привлечь максимальное внимание к аптеке на улице, вызвать желание зайти может вызвать яркая светящаяся вывеска, также благоустроенная прилегающая территория. Вывеска аптеки хорошо заметна по обеим сторонам улицы, она освещена круглосуточно, находится в исправном состоянии. Вывеска всей сети «Апрель» выполнена в едином фирменном стиле, что подсознательно вызывает у покупателей чувство солидности и устойчивости компании.
3. Размещение входов и выходов. В данной аптеке вход и выход один. Вход в аптеку ясно обозначен. Имеется пандус и перила. Входная зона в чистом и опрятном состоянии. Входные двери прозрачные, на них отсутствуют объявления и рекламная информация.
Аптечный маркет «Апрель» по улице Газопромысловая 1,к 1 специализируется, в основном, по продаже аптечной продукции (СТМ). Ассортимент товаров: лекарственные препараты, детская косметика и средства гигиены, детское питание,средства для беременных женщин и кормящих матерей, косметика по уходу за телом и лицом, уход за полостью рта, мыло, шампуни, соли для ванн, фитотовары, медтехника и уход за волосами .
-
Учет степени новизны оборудования. В данной аптеке из оборудования: стеллажи открытые, витрины, гондолы , горки, стенды, торговый инвентарь, контрольно-кассовое оборудование. Все оборудование новое чистое и исправное. Работают все осветительные приборы в торговом зале и на оборудовании. -
Опрятность. В зале чисто. Неприятные запахи отсутствуют. Рекламные материалы размещены аккуратно. Нет посторонних предметов на подоконниках, шкафах, в прикассовой зоне. Полки, на которых размещен товар чистые. Горки и стеллажи имеют опрятный вид. -
Внутриаптечная информация расположена рядом с местом ее использования, то есть рядом с товаром или местом оплаты, этикетки на продаваемом товаре хорошо закреплены, обязательно присутствует ценник. Ценник расположен так, чтобы не закрывать название товара, производителя, срок годности. Ценники оформлены и размещены однообразно. -
Форменная одежда персонала выполнена в едином стиле (ткань, цвет, фасон, отделка), с вышивкой эмблемы аптеки. Стиль одежды позволяет организации создать единый образ. -
Система установки оборудования и размещение узлов расчета, в данном случае, ‒ планировка и расстановка оборудования сделана грамотно, покупатели, двигаются по всему периметру торгового зала аптеки, что заставляет присматриваться к товарам и совершать покупки. Касса расположена по центру, это очень удобно для покупателей.
Путь покупателя к рецептурному отделу и кассе («петля мерчандайзинга») организован максимально длинным. Маршрут движения покупателя корректируется для того, чтобы все участки аптеки посещались с высокой частотой. Это достигается посредством так называемых «товаров-магнитов» и удобной системой навигации.
Существование «холодных зон» и «горячих зон» свидетельствует о довольно рациональном распределении операционного пространства в этой аптеке. На лучших местах, в горячих зонах расположен ходовой импульсный товар. В холодных зонах ‒ строго целевой товар и товар с низким спросом.
Более того, аптека обладает значительными конкурентными преимуществами по отношению к другим аптечным учреждениям: в данном районе она одна, и поэтому покупатели предпочитают ходить именно сюда.
-
Выкладка товаров. В практике визуального мерчандайзинга этого торгового предприятия совмещены два способа выкладки товаров. При вертикальной выкладке строго соблюдено распределение товара одного вида ‒ от меньшего к большему. Меньший товар расположен на верхних полках витрины, соответственно, больший ‒ на нижних, например, средства гигиены.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар размещен вдоль по всей длине оборудования. В выкладке учтено, что на самой нижней полке витрины должен быть размещен товар больших размеров или более дешевый.
Товар в открытой выкладке выравнивается по передней линии полки, выложен в один ряд по высоте (нельзя ставить упаковки одна на другую, исключение ‒ допускается размещение товаров в два ряда, если они одного наименования, но разных фасовок, например, детские смеси.) Товар размещен в один ряд по глубине, чтобы не перекрывать информацию на упаковках и доступен на расстоянии вытянутой руки, его легко снять с полки, соседние упаковки при этом не падают.
Товар витринах размещённых за спиной у фармацевта расположен так, чтобы не перекрывать информацию на упаковках. Товары обращены лицевой частью упаковки к покупателю. Место на полках витрин распределено так, чтобы привлечь внимание посетителей аптеки, обеспечить быструю продажу товара и повысить эффективность продаж.
-
Правило распределения приоритетных мест. Приоритетные товары выставлены на уровне глаз или чуть выше, что обычно означает вторую и третью полки витрины сверху. Расставляя товар, также учтены границы поля зрения посетителя. -
Постоянное восполнение запасов. Подтоварка в зоне свободной выкладки выставлена на витрину точно за выставочным образцом. Перемешивание подтоварки не допускается. Недопустимо также размещать товар, укладывая его друг на друга, если это может привести к порче или потере товарного вида продукции. Дополняющие друг друга товарные категории располагаются рядом, например, зубные щетки и пасты.
При продажах парафармацевтики иногда более важную роль играют бренды, чем терапевтические категории товаров. Поэтому размещение брендов элитной и лечебной косметики производится отдельно. Корпоративными блоками выкладываются брендовые дорогие товары из категорий «Косметика», «Гигиена». Это позволяет увеличить сумму покупки, покупатель рассматривает всю товарную линейку. Остальные товары выкладываются по спектру действия.
-
Акции. В торговом зале присутствует информация о проходящих в данный момент маркетинговых акциях. Покупатель в торговом зале не способен помнить одновременно о нескольких вещах, он думает о списке покупок, держит в руке сумку или кошелек, возможно, ребенка. Объявление об акции покупатель забудет при переходе от одной витрины к другой, поэтому информация о товаре размещена рядом с товаром и дублируется в кассовой зоне. Рекламная информация не закрывает информацию на упаковках. Также фармацевт информирует покупателя о текущих и предстоящих маркетинговых акциях, способных заинтересовать покупателя.
Рынок не является статичным, постепенно меняется структура покупателей, а также покупательские предпочтения. Кроме того, действуют факторы сезонности, в ассортименте аптеки регулярно появляются новинки. Следовательно, оптимальная выкладка меняется, не может оставаться статичной. Как инструмент поиска оптимальной выкладки используется специальное программное обеспечение аптеки.
В каждой аптеке сети «Апрель» организована и поддерживается в актуальном состоянии, привязка товара к витрине, то есть каждый товар в торговом зале соотнесен с местом на полке витрины, где он размещен, это указано в аптечной программе. Анализ отчета по выкладке в аптеке проводится не реже раза в месяц. По результатам анализа осуществляются изменения выкладки.
Одной из составляющих успеха аптек нового поколения является высокий уровень обслуживания. Принципы работы фармацевтического маркета предполагают обязательное обучение персонала культуре обслуживания клиентов. В аптеках продавец должен быть компетентным и внимательным консультантом, поскольку товар здесь ‒ лекарство.
Сеть аптек «Апрель» ‒ одна из немногочисленных сетей аптек
, предлагающая покупателям консультации по правильному применению лекарственных, косметических средств, товаров по уходу за детьми. Поведенческая политика компании направлена на оказание помощи людям вести здоровый образ жизни, способствовать их благополучию и долголетию, улучшению качественного образа жизни. Ориентированная на широкий круг покупателей с разным уровнем достатка, сеть аптек «Апрель» наследует лучшие традиции российского аптечного и врачебного дела, органично сочетая их с новейшими достижениями в области красоты и здоровья. Подчеркнутая традиционность аптек сочетается с внедрением в них современных методов работы. Это открытая форма выкладки товара, индивидуальные заказы, возможность бронирования лекарственных средств по телефону, программа лояльности.
Внедрение фармацевтического маркета в России сопровождается большими трудностями. К ним относятся высокие затраты на помещения, необходимость создания аптечной сети, затраты средств и времени на обучение персонала и организацию работы, необходимость организации системы безопасности для защиты от хищений. Аптека-маркет не допускает интуитивного подхода к управлению, характерного для большинства наших аптек. Решения должны приниматься на основе тщательных маркетинговых исследований.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. В связи с разнообразной планировкой аптечных учреждений каждая аптека должна самостоятельно выявлять у себя преобладающие потоки посетителей для максимально эффективного планирования торгового пространства с учетом психологии конкретных потребителей;
2. Внедрение элементов мерчандайзинга оказывает эффективное воздействие на лекарственное обеспечение населения и финансово-экономическую деятельность аптек;
3. Раскладка товаров с учетом мерчандайзинга позволяет не только значительно расширить объем продаж, но и более рационально управлять торговыми запасами;
4. Расширенная информация о препарате в условиях значительного ассортиментного перечня реализуемой продукции позволяет улучшить качество обслуживания и повысить реализацию, особенно малоизвестных препаратов;
5. Введение скидок в программе лояльности ,использование приложения аптеки, акционные товары с фирменной символикой, например: в марте при покупке акционных позиций, при активном периоде карты полотенце всего за 1 рубль, фирменный пакет также влияют на увеличение прибыльности аптеки;
6. При оформлении торгового зала необходимо в комплексе применять раскладку товаров на витринах и прилавках в зависимости от уровней концентрации посетителей в различных местах торгового зала.
Конечно же, необходимо помнить и то, что аптеку нельзя приравнивать к магазину, она, прежде всего, является учреждением здравоохранения и несет ответственность за здоровье населения.
Использовать на практике элементарные приемы и инструменты мерчандайзинга совсем не сложно, а об успехе их применения вам красноречивее любых слов скажут растущие объемы продаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Элементы мерчандайзинга внедренные в сферу деятельности торговых аптек оказывают эффективное воздействие на обеспечение лекарственными средствами населения, а также на общую структуру финансово- экономической деятельности аптек.
При оформлении торгового пространства необходимо в комплексе применять раскладку товаров в зависимости от уровней концентрации посетителей в различных зонах торгового зала.
Раскладка товаров с учетом мерчандайзинга позволит не только значительно расширить объемы продаж, но и позволит более рационально управлять имеющимися торговыми запасами.
Предоставление покупателям расширенной информации о препаратах в условиях значительного ассортиментного перечня имеющейся реализуемой продукции дает возможность улучшить не только качество обслуживания, но и повысить реализацию, в особенности малоизвестных препаратов.
Конечно, следует помнить, что аптеку нельзя приравнивать к магазину, поскольку она, прежде всего, является учреждением здравоохранения и несет ответственность за здоровье населения. Все методы мерчандайзинга могут способствовать повышению прибыльности аптеки, и позволят удержать покупателя, а также максимально использовать все возможности, чтобы склонить его к покупке, они могут принести успех только при грамотном, своевременном и уместном для каждой конкретной аптеки подходе.
Следует умеренно использовать методы, иначе вложенные в улучшения силы и средства способны привести к отрицательному эффекту. Например, бессистемное расширение ассортимента, в случае отсутствия реальной информации о покупательском потоке, способно уменьшить прибыльность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: