Файл: Курсовая работа Оценка оформления торгового зала с использованием основ мерчандайзинга в аптечной организации.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 5075
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Правило «Ассортимента и торгового запаса». Торговый запас ‒ совокупность препаратов и других товаров, хранящихся в аптеке для покрытия будущих потребностей. Слишком большие запасы ухудшают оборачиваемость товара ходовых групп и финансовых ресурсов, а недостаток запасов приводит к потере клиентов и существенному уменьшению объемов продаж. Один из важнейших факторов формирования оптимального набора товара ‒ спрос. Нужно создать уровень запаса, достаточный для непрерывного присутствия ассортимента в аптеке.
-
Правило «Присутствия».Товары, представленные на полке, или рекламируемые POS-материалами, должны быть в продаже в количестве, достаточном для удовлетворения спроса. Побуждать клиента сначала купить что-либо, а затем отказать ему в данной возможности, по крайней мере, не этично. В случае отсутствия в продаже препаратов или товаров, активно рекламируемых POS-материалами или в самом торговом зале, аптека не только упускает возможную прибыль, но и подрывает доверие клиентов. В случае отсутствия препарата в аптеке не нужно оставлять его образец на витрине, так как у потребителя отсутствие выбранного им товара вызывает раздражение (он понимает, что его обманули, ввели в заблуждение и он просто потратил время напрасно).
Напомним, что в настоящее время основными нормативными актами, регулирующими информацию и рекламу лекарственных средств в России, являются Федеральные законы: «О рекламе», «О лекарственных средствах», Указ президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», а также дополнения к данным документам.
-
Правило ротации товара в аптеке и сроки хранения ‒ «FIFO». Контроль сроков годности продукции состоит в том, чтобы в первую очередь продавать товар, оставшийся срок годности которого меньше. В практике торговли даже существует устойчивая аббревиатура для определения этого правила, которую можно перевести на русский так: «Первым пришел, ‒ первым ушел» (англ. First In ‒ First Out!). Поступающие партии товаров необходимо реализовывать только после того, как предыдущие были полностью распроданы. В отделе самообслуживания товар, поступающий из отдела запасов, ставится сзади, поскольку покупатели в первую очередь берут то, что ближе. -
Правило «Определения места на витрине». При распределении торговых площадей специалисты начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с объемом продаж. Если препарат имеет выраженный терапевтический эффект, высокие показатели продаж и активную рекламную поддержку, то не следует убирать его с витрины, мотивируя это тем, что товар и так хорошо продается. Напротив ему следует уделить особое внимание, поместив на приоритетное место. Для аптеки отсутствие прибыльного товара на витрине ‒ это потеря денег. -
Правило «Лицом к покупателю».Товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема, не закрываться другими упаковками и ценниками. Упаковка препарата или товара является уникальным носителем информации, разработанной для продвижения. Закрыв эту информацию, аптека теряет мощный рекламный инструмент. -
Правило «Размещения ценников». Назначение ценника ‒ представить покупателю информацию о цене. Среднестатистический покупатель не купит товар, если он не имеет представления о его цене.
Правила мерчандайзинга зрительного восприятия
-
Правило «Фигуры и фона». Выделение одного препарата на фоне других увеличивает объем продаж не только данного препарата или товара, но и группы в целом. Человек всегда выделяет из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. Правило фигуры и фона мы используем, когда хотим акцентировать внимание покупателя на конкретном препарате или товаре для его продвижения.
Выделение фигуры на фоне может быть достигнуто за счет:
-
количества или размера, например, количество одного товара больше, чем другого, либо товар крупный по размеру; -
ярких цветов ‒ красный, желтый, оранжевый цвета распознаются человеком быстрее. Также человек обращает внимание на блестящие или люминесцентные краски. Препараты с упаковкой яркого цвета имеют больше шансов стать фигурой; -
нестандартной формы товара или упаковки. В данном случае срабатывает эффект новизны: человек склонен быстро замечать все новое и необычное в своем окружении. Поэтому нестандартный, оригинальный по форме товар или упаковка будут быстро замечены покупателем; -
подсветки товара. То, что хорошо освещено, лучше видно. Используется при торговле товарами, которые покупатель должен внимательно рассмотреть; -
POS-материалов на товар. Грамотно размещенные POS-материалы призваны, во-первых, привлечь внимание покупателя к определенному товару, во-вторых, отделить его от других похожих товаров.
-
Правило «Переключения внимания». Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле фигуру, он нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей фигуры на фоне. Это означает, что нельзя располагать однотипный (даже яркий) товар в длинную строгую линейку без зрительных акцентов. В таких случаях переключение внимания может быть обеспечено POS-материалами. Другая крайность ‒ слишком много товара разных форм, цветов и размеров в одном месте ‒ также не позволяет человеку спокойно переключаться с одного предмета на другой. -
Правило «Группировки». Правило группировки отражает особенности восприятия человека и особенности его мышления. Человеку легче воспринимать информацию, если она сгруппирована. В идеале препараты должны объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по терапевтической группе, торговой марке, по способу применения (наружное, внутреннее) и т.д. Главная задача ‒ выложить препараты так, чтобы покупатель мог легко в нем сориентироваться. -
Правило «7 ± 2». Согласно исследованиям в области психологии, объем восприятия человека ограничен ‒ в один момент времени он может «ухватить» и запомнить лишь пять-семь, максимум девять предметов. В аптеке это число уменьшается до трех-пяти, ведь в процессе покупки покупатель выполняет несколько действий одновременно. Можно рекомендовать, чтобы количество брендов или POS-материалов в одном ряду, на одной витрине не превышало пяти. -
Правило «Мертвой зоны».Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля, часто остаются без внимания. При этом левый нижний угол является самым неудачным, ‒ там взгляд человека останавливается реже всего. Соответственно, нижние полки витрин как наименее осматриваемые должны занимать крупные упаковки (например, детские подгузники).
Товары ‒ «магниты»
Маршрут, по которому покупатели обходят аптеку, можно и нужно корректировать для того, чтобы все участки зала посещались с высокой частотой. Это достигается посредством так называемых товаров-приманок или товаров-магнитов (товары, которые наиболее часто разыскиваются покупателями: например, те же памперсы в детской аптеке). Разместив популярный товар в конце зала и при этом, указав на место его нахождения средствами «немой справки» и другими инструментами мерчандайзинга, вы «заставите» покупателя пройти через всю аптеку к заветному товару. Попутно он ознакомится с продукцией, которой раньше просто не видел.
Знаки и указатели в аптеке
Так называемые «средства немой справки» помогают регулировать движение покупательского потока, указывая расположение групп товаров и узлов расчета. Указатели выполняют в виде надписей или символов. Символы, как и надписи, должны быть легко распознаваемы. Цветовая гамма указателя должна содержать не более трех цветов. Желательно, чтобы все знаки были выполнены в едином формате и согласовывались со стилем аптеки. Размер указателя должен быть достаточным для того, чтобы его заметили.
Необходимо знать все из вышеперечисленных факторов мерчендайзинга и не упустить ни одного из них, то есть нужно четко понимать: что необходимо сделать, и что мы в результате этих действий получим. И для этого необходимо, чтобы руководитель аптеки, а также рядовые сотрудники были обучены основным навыкам аптечного мерчандайзинга и знали правила выкладки товара в аптеке, в противном случае максимально возможная прибыль будет не достигнута.
2. МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ, НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «Апрель»
После изучения теоритического материала, рассмотрим применения визуального (демонстрационного) мерчандайзинга, в аптеке. «Апрель» ‒ фармацевтическая сеть, существующая на рынке длительное время, сумевшая завоевать доверие постоянных покупателей. Аптечные учреждения компании расположены на территории города Геленджика и Геленджикского района.
На сегодняшний день ООО «Апрель 2012» ‒ это целая сеть аптечных предприятий; высокопрофессиональная команда фармацевтов и врачей; собственная стратегия обучения персонала; единая ценовая и ассортиментная политика; автоматизированная система управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами; возможность карьерного и профессионального роста для сотрудников; круглосуточный или продленный режим работы; информационно-справочный центр.
Организовал и возглавил OOO «Апрель 2012 » Анисимов Вадим Георгиевич, имеющий высшее медицинское.
История аптечной сети «Апрель» начинается с 2000 года. Именно тогда было принято решение о создании сети аптек нового формата, которые должны быть максимально ориентированы на все группы потребителей.
В 2004 г. впервые в Краснодарском крае запустил формат «Аптечный маркет» с открытой выкладкой товара. Концепция ассортиментной политики аптеки совершенно уникальна. Человек, озадаченный сохранением, поддержанием или восстановлением здоровых функций организма, непременно найдет здесь не только нужный препарат, но и получит необходимые рекомендации опытного консультанта. Удобное месторасположение, а также большой ассортимент лекарственных препаратов, наличие рецептурного отдела быстро обрели популярность у населения.
В конце 2011 г. аптечная сеть объединяла 47 аптек.
По индивидуальному налоговому номеру руководителя «Апреля», можно увидеть значительный список созданных им организаций. Отдельно обратим внимание, что в нижеперчисленных компаниях у Владимира Анисимова 100 % уставного капитала – он единственный собственник.
Название | Выручка | Прибыль |
«ЛЕТА-ФАРМ» | 320 млн | 396 тыс |
«АПРЕЛЬ ВОРОНЕЖ» | 800 млн | 2,06 млн |
«АПРЕЛЬ КАВКАЗ» | 1,25 млрд | 31,12 млн |
«Бережная аптека «Апрель» | 2,05 млрд | 21,13 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ ВОЛГОГРАД» | 858 млн | – 3,6 млн |
«Апрель Брянск» | 645 млн | –7,8 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ПЕНЗА» | 217,5 млн | 20,7 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ТВЕРЬ» | 234 млн | 4,54 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ БЕЛГОРОД» | 657,4 млн | 15,1 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «АСТРАХАНЬ» | 268 млн | 10,74 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ИВАНОВО» | 103,2 млн | – 3,11 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «УЛЬЯНОВСК» | 255,3 млн | – 3,9 млн |
«Управляющая компания «Апрель» | 80,9 млн | 45,6 млн |
«Банатовское» | 978 тыс | – 561 тыс |
«АПТЕКА ЛЕНФАРМ» | 708 млн | 124,5 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ЯРОСЛАВЛЬ» | 224 млн | – 30 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «КАЗАНЬ» | 1,03 млрд | – 56 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «САМАРА» | 312,4 млн | – 27,4 млн |
«ФК «АПРЕЛЬ» | 501,5 млн | 130,5 млн |
«Апрель 2012» | 374,2 млн | 5,6 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ТУЛА» | 262 млн | –28,5 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ПОДМОСКОВЬЕ» | 182,4 млн | – 17,33 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «КРЫМ» | 294 млн | – 4,3 млн |
«ДК «Апрель» | 1,98 млрд | 20,2 млн |
«Апрельфарм» | 328,6 млн | – 4,6 млн |
«АПТЕКА «АПРЕЛЬ АСТРАХАНЬ» | 295 млн | 21,21 млн |
«АПРЕЛЬ СЕВАСТОПОЛЬ» | 1,16 млрд | 19,1 млн |
«АПРЕЛЬ 2014» | 1,6 млрд | 15 млн |
«ЛИБЕРТИ» | 514,5 млн | – 22,9 млн |
«АПРЕЛЬ САРАТОВ» | 439,2 млн | –38,4 млн |
«АПРЕЛЬ РЯЗАНЬ» | 151 млн | –13,4 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «СМОЛЕНСК» | 188,5 млн | – 25 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «ВЛАДИМИР» | 119,4 млн | 10 млн |
«АПТЕЧНЫЙ СКЛАД «МАРИЙ ЭЛ» | 90,5 млн | – 230 тыс |
«СЕМЕЙНАЯ АПТЕКА «АПРЕЛЬ» | 1,82 млрд | 15,8 млн |
«АПРЕЛЬ ПЛЮС» | 484 млн | 5,4 млн |
«Апрель 2013» | 617 млн | 4,6 млн |
«АПРЕЛЬФАРМИКА» | 720 млн | 14 млн |
«АПРЕЛЬ КУБАНЬ» | 1,73 млрд | 42,8 млн |
«АПРЕЛЬ ЮГ» | 695 млн | 6,18 млн |
Таким образом, с учетом 100 % долей в указанных фирмах, в руках Вадима Анисимова группа компаний с выручкой почти 24 миллиарда рублей.
Такой динамический рост и успешное развитие компании зависят от умелого управления персоналом, культурой аптечной организации, планирования экономической деятельности, стратегии, маркетинга, в том числе мерчандайзинга.
Сеть «Апрель» имеет единый стандарт внешнего и внутреннего оформления, элементов мерчандайзинга, упаковочного материала. Одним из принципов организации является создание просторных, удобных для посетителей, оформленных дизайнерами, автоматизированных современной техникой аптек.
Для поддержания высокого уровня обслуживания и повышения квалификации сотрудников в компании существует учебный центр, где на постоянной основе проводятся курсы обучения сотрудников. Для улучшения качества оказываемых услуг и повышения эффективности работы компания регулярно проводит маркетинговые мероприятия совместно с компаниями производителями.
Активно используются специальные программные препараты, обеспечивающие деятельность отдела запасов и различных аптечных подразделений, позволяющие построить необходимые финансовые и аналитические отчеты. Кстати, современные информационные системы дают возможность проводить конкурсные закупки продукции. Отсюда становится возможной реализация товара по минимальным рыночным ценам, что уже было неоднократно отмечено многими посетителями сети.
В настоящее время торговые залы аптечной сети представлены двумя типами: традиционные ‒ с выделением отделов полного обслуживания и по типу супермаркета ‒ с частичным обслуживанием и большей долей самообслуживания. Каждый из этих типов имеет свои специфические особенности мерчандайзинга.
Универсальных методов мерчандайзинга в аптечной сети «Апрель» нет, для каждой аптеки выкладка товара подбирается индивидуально. При наличии достаточной площади производится дополнительная выкладка «ходовых», но не лидирующих по прибыльности позиций к наиболее «прибыльным» товарам, чтобы привлечь к ним внимание покупателя.