ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т. е. способность функционировать и развиваться в условиях существования внешних и внутренних помех (и вопреки ним), а также возвращаться к первоначальному либо переходить в качественно более высокое состояние.
Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых считается закон синергии. Он гласит, что ее потенциал как единого целого превышает сумму потенциалов отдельных элементов вследствие их взаимной поддержки и дополнения. Таким образом, от объединения в организацию для субъектов существует реальный выигрыш.
Закон использования противоположно направленных процессов и функций (дифференциации и интеграции, децентрализации и централизации и т. п.) позволяет одновременно выгодно использовать все составляющие и, следовательно, существенно увеличивать общие организационные возможности.
Закон поддержания оптимальной пропорциональности между организацией и ее элементами в любой ситуации способствует максимальной реализации потенциала всей системы.
Закон композиции говорит о том, что функционирование всех без исключения организационных элементов подчиняется общей цели, а цели каждого из них ее конкретизируют, являются по отношению к ней подцелями.
Закон самосохранения гласит, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий:
• избегать серьезных потрясений;
• соблюдать экономию;
• рационально использовать ресурсы;
• расширять масштаб и сферы деятельности.
Закон информированности утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать адекватные решения.
Закон необходимого разнообразия элементов и связей обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность компенсировать негативные последствия внутренних и внешних потрясений.
Закон онтогенеза утверждает, что жизнь любой организации состоит из трех последовательно сменяющих друг друга фаз: становления, развития и угасания.
27 - Управление качеством: приемы, методы, нормативы. --- Под управлением в широком смысле слова понимается общая функция организационных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении, в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции.
Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Объекты управления качеством продукции — это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.
Субъекты управления качеством продукции — это органы управ - ления и отдельные лица, реализующие функции управления качеством в соответствии с установленными принципами и методами.
К функциям управления качеством продукции на предприятии относятся: прогнозирование и планирование качества продукции; оценка и анализ качества продукции; контроль качества продукции; стимулирование качества продукции и ответственность за него.
Каждая из функций представляет собой сочетание родственных или близких по содержанию задач улучшения качества продукции; задачи дифференцируются по стадиям жизненного цикла продукции и уровням управления, при этом конкретизируются и отражаются их особенности.
Отдельно взятая функция реализуется в соответствующей функциональной подсистеме системы управления качеством продукции. В зависимости от масштаба системы управления качеством продукции в рамках одной подсистемы могут объединяться задачи разных функций. Функции реализуются в последовательном осуществлении планирования, организации, контроля, регулирования, активизации деятельности и стимулирования.
Под методом управления качеством понимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.
Выделяют следующие методы управления качеством: организационные (административные):
а) распорядительные (директивы, приказы и т. д.);
б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения);
в) дисциплинарные (ответственность и поощрение); социально-психологические:
а) социальные (воспитание и мотивация);
б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами); технико-технологические:
а) технические методы контроля качества;
б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов; экономические:
а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности;
б) ценообразование с учетом уровня качества;
в) финансирование деятельности в области качества.
По отношению к предприятию реализация методов управления качеством может иметь внутренний (внутрифирменный) и внешний характер. Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. В табл. 4.1.1 представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внешней и внутренней среде предприятия.
28 - Тайм-менеджмент: принципы и инструменты. --- Тайм-менеджмент (англ. – управление временем) – наука о способах эффективного использования времени. Возникновение этой науки относят к 60-м годам ХХ века. Именно в этот период руководители, специалисты и служащие во всем мире столкнулись с проблемой хронической нехватки рабочего времени, что вело в свою очередь к ухудшению возможности мотивации и развития личности, к перегрузкам, стрессам, заболеваниям, и, как результат, к снижению производительности труда. Индивидуальная организация времени является очень важным компонентом успешного самоменеджмента и в наши дни. Современный тайм-менеджмент нацелен на достижение максимального результата за минимальное время. Наука управления временем в настоящее время опирается на ряд принципов и инструментов.
Основными принципами успешного тайм-менеджмента являются:
• подготовка перечня целей, которые необходимо достичь,
• распределение целей в порядке срочности и важности,
• резервирование буферного времени,
• выявление и устранение «поглотителей времени»,
• контроль использования времени.
Управление временем начинается с постановки целей и определения продолжительности достижения этих целей. Различают краткосрочные и долгосрочные цели. Краткосрочные цели – это цели, которые необходимо достичь в течение, как правило, одного рабочего дня.
Долгосрочные цели разбиваются на несколько этапов, состоящих в свою очередь из подэтапов, поддающихся оперативному систематическому контролю.
Составленный перечень целей анализируется с точки зрения их важности и срочности, что позволяет не распыляться на рутинные и несрочные задания, а сосредоточить все усилия на главных направлениях, гарантирующих успех. Расстановка приоритетов легко достигается при помощи такого инструмента тайм-менеджмента как матрица Эйзенхауэра.
Матрица Эйзенхауэра представляет собой матрицу, предусматривающую четыре варианта комбинаций по параметрам: срочное, не срочное, важное, не важное. Все цели распределяются на 4 группы – важное и срочное; важное, но не срочное; не важное, но срочное; не важное и не срочное. После расстановки приоритетов устанавливается следующий алгоритм достижения целей:
важные и срочные задания выполнятся немедленно и самостоятельно (или под личным контролем),
важные, но не срочные задания выполняются самостоятельно и в определенный планом более поздний срок,
срочные, но не важные задания перепоручаются другому лицу,
не срочные и не важные задания откладываются и решаются постепенно и по мере возможности – часто такие задания решаются сами собой.
Другим важным инструментом расстановки приоритетов достижения целей является АВС-анализ. В этом случае приоритеты расставляются по критерию важности по трем ступеням: А, В и С. Вес А-заданий составляет 15% времени от общего количества времени необходимого для достижения всех целей, при этом позволяет получить 65% общего результата. Соответственно, вес В-заданий составляет 20% времени и 20% результата, а вес С-заданий – 65% времени и 15% результата. Естественно, А-задания в планировании времени пользуются абсолютным преимуществом, В-задания выполняются несколько позже или, при возможности, делегируются другому работнику, а С-задания, являющиеся рутинными заданиями, выполняются в завершении периода, при этом часть из них выполняется сама собой, а часть и не нужно было на самом деле выполнять.
Планированию подлежит не более 60% рабочего времени, остальные 40%, являясь своего рода буферной зоной, остаются в запасе на случай возникновения срочных и непредвиденных дел. Форс-мажор возникает очень часто и это необходимо учитывать при планировании времени.
Элементы нерационально используемого времени, так называемые «поглотители времени» незримо присутствуют в арсенале времени почти каждого человека. Для выявления и устранения «поглотителей времени» очень полезно периодически проводить само фотографию рабочего дня. Этот инструмент тайм-менеджмента реализуется следующим образом – работник самостоятельно, тщательно, самокритично фиксирует в течение рабочего дня все без исключения затраты рабочего времени и их продолжительность. Фотографирование производится с момента начала работы и до ее завершения. Затем осуществляется обработка и анализ полученной информации, которые позволяют выявить потери рабочего времени и их причины.
В конце временного периода (рабочего дня, недели или месяца) крайне важно осуществлять регулярный контроль эффективности использования времени. Контроль необходим для сравнения запланированного с результатом и для корректировки плана на следующий временной период.
29 - Проблемы совершенствования систем управления, функции, методы, принципы.--- Особенность современного этапа деятельности всех крупных организаций заключается в их переориентации на разработку систем управления качеством. Качество является важнейшим фактором, влияющим на конкурентоспособность.
Качество это совокупность свойств продукции или услуги, определяющих ее возможность удовлетворять определенные потребности рынка в соответствии с назначением продукта или услуги.
+Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития, находящая все большее признание в мире, требует пересмотреть и систему ценностей, которые лежат в основе целеполагания, и тем больше, чем выше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т. п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Концепция социально-этического маркетинга уже провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность