Файл: Отчетная документация по учебной практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во время учебной практики мною были выполнены поставленные программой задачи и цели, а именно:

– сформированы первичные представления о научно-исследовательской работе и ее специфике в области психологии;

– сформировано понимание системной методологии познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

– изучены методы научного исследования и приобретение опыта работы с основными из них;

– сформирован индивидуальный, творческий, исследовательский стиль в решении актуальных психолого-педагогических и методических проблем в области образования;

– развиты навыки грамотного изложения результатов собственных научных исследований и способности аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

– сформированы умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

В ходе прохождения учебной практики, я не столкнулась с трудностями. Все оказалась понятным и доступным.

Положительными сторонами данной практики считаю отработка навыков самостоятельной работы, поиск информации, который дает обогащение знаний в данной теме.

Недостатков практики я не выявила.

Таким образом, данная практика сформировала представление о научно-исследовательской работе в области психологии. Я попробовала ее в теории, в дальнейшем уже буду делать на практики, пробуя разные методики и лучше разбираться в детской психологии.

Практикант 09.12.2022
ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА





Содержание работы

Отметка о выполнении (оценка)


1

Реферирование научного текста, отражающего специфику психического развития обучающихся определенного возраста.




2

Подбор и описание психодиагностических методик, направленных на изучение конкретного психологического параметра у обучающихся.




3

Составление и оформление библиографии по теме собственного исследования (минимум 20 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи).




4

Подведение итогов и составление отчета







Групповой руководитель________________________________________________________

подпись, дата

ХАРАКТЕРИСТИКА
Студентка ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Скибина Анастасия Михайловна института непрерывного педагогического образования, 2 курса, направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: психология и социальная педагогика, проходила Учебную практику (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)) на базе ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Института непрерывного педагогического образования, кафедры Психолого-педагогического образования с 28.11.2022 по 10.12.2022.

За период прохождения практики Скибина Анастасия Михайловна продемонстрировала сформированность первичных представлений о научно-исследовательской работы в области психологии; готовность использовать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способ их исследования; способность к грамотному изложению результатов собственных научных исследований.

Анастасия Михайловна изучила много материала по данной теме, так как тема актуальная и интересная, взяла для себя принципы общения со своими детьми, а также для работы.

Анастасия Михайловна показала упорство в работе, усидчивость, исследовала новые методики. а также расширила свой кругозор знаний и умений.

Общий итог выполнения программы практики (оценка)________________________
И.о. зав.кафедрой _______________________________________Кочина Е.А.

подпись, дата
Групповой руководитель__________________________________Анжиганова О.Р.

подпись, дата

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии образования


Реферат

на тему: «Особенности общения младших школьников.»


Выполнил: студент 2-го курса, ЗФО

Группа П-21/2

Скибина А.М.

Дата сдачи:_______________

Проверил: ст.преп.кафедры ПиПО

Анжиганова О.Р.

Оценка:_______________________

Абакан-2022
Оглавление


Введение

Глава 1 Психические особенности общения в младшем школьном возрасте

1.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте

1.2. Формирование произвольного поведения у младших школьников

1.3. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми

Заключение

3

5

5

7

9

11




Введение

Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. Они больше умеют. Знают, кроме того, меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.

Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.

Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.

Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов.


Основная проблема – это изучение психологических особенностей общения младших школьников.

Возникает противоречие – между ролью, которая играет общение в жизни ребенка и недостаточным вниманием учителя начальных классов к развитию данного вида деятельности. Учитель начальных классов ставит свои цели на знания, умения, навыки.

Ведущий вид деятельности младшего школьника является учеба.

Цель: изучить психологические особенности общения младших школьников.

Объект: младший школьник, как растущий индивид.

Предмет: психические особенности и характеристики общения младших школьников.

Задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.

  2. Исследование особенностей общения.

  3. Изучение проблемы общения младших школьников.

Гипотеза: знание педагогом психических особенностей общения младших школьников позволит строить работу с учащимися более эффективно, плодотворно, развивая недостающие стороны.
1. Теоретическое исследование проблемы общения детей младшего школьного возраста

 
1.1. Общая характеристика общения детей младшего школьного возраста

 

Младший школьник активно включен в разные виды деятель­ности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Од­нако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственна направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человече­ством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.

Предмет деятельности учения — знания и действия как эле­менты культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти зна­ния становятся его достоянием. Продуктом, ре­зультатом деятельности учения являются изменения в самом уча­щемся. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне об­щего и умственного развития)

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том
, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При тради­ционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Форми­рование учения — процесс длительный, сложный, требует уси­лий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.

Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в ос­нове этой мотивации лежат реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связан­ный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.

К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебно­го процесса и связанных лишь с его результатом) относятся соци­альные мотивы, отвечающие потребностям ребенка в общений с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений.

Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу; мотивы долга и ответственности) и узко личные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, сни­зить тревожность, быть лучшим учеником в классе).

Реально действующими чаще являются узкие социальные мо­тивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) су­жает содержание учения, порождает школьную систему принуждения.

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер.

Школа предъявляет к ребен­ку новые требования в отношении общения и речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой.

Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует ска­зать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.