Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во время учебной практики мною были выполнены поставленные программой задачи и цели, а именно:
– сформированы первичные представления о научно-исследовательской работе и ее специфике в области психологии;
– сформировано понимание системной методологии познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;
– изучены методы научного исследования и приобретение опыта работы с основными из них;
– сформирован индивидуальный, творческий, исследовательский стиль в решении актуальных психолого-педагогических и методических проблем в области образования;
– развиты навыки грамотного изложения результатов собственных научных исследований и способности аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;
– сформированы умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.
В ходе прохождения учебной практики, я не столкнулась с трудностями. Все оказалась понятным и доступным.
Положительными сторонами данной практики считаю отработка навыков самостоятельной работы, поиск информации, который дает обогащение знаний в данной теме.
Недостатков практики я не выявила.
Таким образом, данная практика сформировала представление о научно-исследовательской работе в области психологии. Я попробовала ее в теории, в дальнейшем уже буду делать на практики, пробуя разные методики и лучше разбираться в детской психологии.
Практикант 09.12.2022
ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА
№ | Содержание работы | Отметка о выполнении (оценка) |
1 | Реферирование научного текста, отражающего специфику психического развития обучающихся определенного возраста. | |
2 | Подбор и описание психодиагностических методик, направленных на изучение конкретного психологического параметра у обучающихся. | |
3 | Составление и оформление библиографии по теме собственного исследования (минимум 20 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи). | |
4 | Подведение итогов и составление отчета | |
Групповой руководитель________________________________________________________
подпись, дата
ХАРАКТЕРИСТИКА
Студентка ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Скибина Анастасия Михайловна института непрерывного педагогического образования, 2 курса, направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: психология и социальная педагогика, проходила Учебную практику (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)) на базе ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Института непрерывного педагогического образования, кафедры Психолого-педагогического образования с 28.11.2022 по 10.12.2022.
За период прохождения практики Скибина Анастасия Михайловна продемонстрировала сформированность первичных представлений о научно-исследовательской работы в области психологии; готовность использовать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способ их исследования; способность к грамотному изложению результатов собственных научных исследований.
Анастасия Михайловна изучила много материала по данной теме, так как тема актуальная и интересная, взяла для себя принципы общения со своими детьми, а также для работы.
Анастасия Михайловна показала упорство в работе, усидчивость, исследовала новые методики. а также расширила свой кругозор знаний и умений.
Общий итог выполнения программы практики (оценка)________________________
И.о. зав.кафедрой _______________________________________Кочина Е.А.
подпись, дата
Групповой руководитель__________________________________Анжиганова О.Р.
подпись, дата
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии образования
Реферат
на тему: «Особенности общения младших школьников.»
Выполнил: студент 2-го курса, ЗФО
Группа П-21/2
Скибина А.М.
Дата сдачи:_______________
Проверил: ст.преп.кафедры ПиПО
Анжиганова О.Р.
Оценка:_______________________
Абакан-2022
Оглавление
Введение Глава 1 Психические особенности общения в младшем школьном возрасте 1.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте 1.2. Формирование произвольного поведения у младших школьников 1.3. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми Заключение | 3 5 5 7 9 11 |
Введение
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. Они больше умеют. Знают, кроме того, меняется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшается отношение детей к непосредственному общению.
Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.
Возникновение ситуаций трудностей в общении обусловлено фактором формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.
Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогического общения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения, оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, на особенности развития личности как школьника.
Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов.
Основная проблема – это изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Возникает противоречие – между ролью, которая играет общение в жизни ребенка и недостаточным вниманием учителя начальных классов к развитию данного вида деятельности. Учитель начальных классов ставит свои цели на знания, умения, навыки.
Ведущий вид деятельности младшего школьника является учеба.
Цель: изучить психологические особенности общения младших школьников.
Объект: младший школьник, как растущий индивид.
Предмет: психические особенности и характеристики общения младших школьников.
Задачи:
-
Изучение психолого-педагогической литературы. -
Исследование особенностей общения. -
Изучение проблемы общения младших школьников.
Гипотеза: знание педагогом психических особенностей общения младших школьников позволит строить работу с учащимися более эффективно, плодотворно, развивая недостающие стороны.
1. Теоретическое исследование проблемы общения детей младшего школьного возраста
1.1. Общая характеристика общения детей младшего школьного возраста
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
Учебная деятельность — это деятельность, непосредственна направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.
Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием. Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения в самом учащемся. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития)
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том
, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. При традиционной системе обучения вопросам становления деятельности учения, как правило, не уделяется должного внимания. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.
Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежат реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу.
К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы, отвечающие потребностям ребенка в общений с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений.
Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу; мотивы долга и ответственности) и узко личные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе).
Реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание учения, порождает школьную систему принуждения.
Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения и речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой.
Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.