Файл: Отчетная документация по учебной практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Харак­тер общения ребенка, развитие его коммуникативных качеств  определит впоследствии меру его самосто­ятельности и степень свободы среди других людей. И главную роль в этом процессе играет учитель, так как именно он организует общение, является его эталоном.

Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребен­ка раздражителях. В определенной степени защищенности психики младшего школьника способствуют быстрая эмоциональная переключаемость и высокая степень комфортности.

Однако кратковременность переживаний учащихся этого возрас­та не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Еще одна психологическая особенность этого возраста состоит в том, что детям свойственна по­требность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя. В любой конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя они ждут помощи и поддержки. Тем сильнее бывает потрясение, если ожидания младшего школьника не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. Еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок видит непонимание или даже негатив­ное отношение.

Но наиболее опасными являются конфликтные ситуации, которые вызывает неэтичное, бестактное и грубое поведение учителя. Высмеи­вание, моральное унижение ученика или даже словесные оскорб­ления и рукоприкладство крайне негативно сказываются на состоя­нии психики ребенка, на его успеваемости и отношении к педагогам в целом.

Учитель часто может сознательно включать в свой стиль поведения бестактные поступки, поскольку не всегда он будет полу­чать критический отклик на них со стороны детей. Младшим школь­никам мешает это сделать восприятие учителя как несомненного авторитета. По этой причине представляется особенно важным для предотвращения подобного рода конфликтов не только осведомлен­ность учителя относительно требований педагогической этики и на­личие педагогического такта, но и повседневное использование их в своей практической деятельности.

1.2. Особенности общения младшего школьника и учителя

 

Общение ребенка младшего школьного воз­раста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положи­тельных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, — во многом определяет поведение ребенка. Стиль об­щения учителя с детьми определяет их поведение в классе во вре­мя урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.


Педагогическое общение – важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося.

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

o    взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

o    взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по
общению;

o    мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее
сильных и ярких качеств учеников и учителя;

o    взаимодействие и организация совместной деятельности;

o    взаимная удовлетворенность участников общения;

o     разумная, педагогически целесообразная самопрезентация лично­сти учителя и учащихся.

Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогическо­го общения, как по задачам и средствам, так и по результату. Взаимо­действие учителя с учащимися представляет собой один из важней­ших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотно­шений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально.

Существует несколько стилей педагогического руководства, которые непо­средственно характеризуют педагогическое общение. В. С. Мухина объединила их в три группы (императивный, демократический, либерально-попустительский

Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому его называют жестким стилем. Ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.  Этот стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишающая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует дости­жению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый ис­пытывает напряжение и неуверенность в самом себе. Дети лишены возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициати­ву и не развивает мотивации целенаправленного управления сво­им поведением. Дети, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дис­циплину. Твердая воля учите­ля не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хоро­шем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами про­явлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его па­мяти на всю жизнь.



Императивный стиль антипедагогичен и потому недопустим в прак­тике общественного воспитания детей.

Демократический стиль обеспечивает ребенку активную пози­цию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотруд­ничества при решении учебных задач. При этом дисциплиниро­ванное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением, орга­низуя условия доверительности и взаимопонимания. Этот стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Он вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание цен­ности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей. Этот стиль предполагает включение всех детей в контроль за общим порядком.

Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и люб­ви к детям. Этот стиль требует от учителя больших душевных на­пряжений, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

Либерально-попустительский стиль снис­ходительно слаб, допускает вредное для ребенка попустительство. Это стиль непрофессионала, который меша­ет учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступка­ми и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей.

Либерально-попустительский стиль общения взрослого с ре­бенком антипедагогичен и потому недопустим в практике общест­венного воспитания детей.

Итак, императивный стиль управляет дисциплиной, но иска­жает развитие личности ребенка. Демократический стиль требует большего профессионального мастерства для организации дисцип­лины, но является единственно приемлемым для воспитания по­зитивных качеств личности ребенка при организации его позна­вательной активности. Либерально-попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитив­ных условий для развития личности.


Наиболее часто учителя пользуются императивным или демо­кратическим стилем.

В целом, стиль общения учителя накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений, формирующихся у младшего школьника.  

 


1.3. Особенности общения с ребенком в семье

 

В содержание традиционного общения с ребен­ком в семье включаются все перипетии его школьной жизни.

Если в до­школьном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а, прежде всего, учится приспосабли­ваться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начи­нает противопоставлять себя другим, утверждая: «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, пе­рестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрос­лой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за разви­вающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправда­ние в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исклю­чается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные — подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляют­ся уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное — понимание слова «надо». В подобной семье формируется недоволь­ный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, — он конф­ликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на про­вал в общении — ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает воз­можности нормально овладевать социальным пространством че­ловеческих отношений.

Одним из вариантов этого стиля в се­мье является гиперопека. Изначально ребенок лишен самостоя­тельности в физическом, психическом и социальном развитии. Семья полностью фиксирует свое внимание на ре­бенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущи­ми успехами ребенка.