Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характер общения ребенка, развитие его коммуникативных качеств определит впоследствии меру его самостоятельности и степень свободы среди других людей. И главную роль в этом процессе играет учитель, так как именно он организует общение, является его эталоном.
Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. В определенной степени защищенности психики младшего школьника способствуют быстрая эмоциональная переключаемость и высокая степень комфортности.
Однако кратковременность переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Еще одна психологическая особенность этого возраста состоит в том, что детям свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя. В любой конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя они ждут помощи и поддержки. Тем сильнее бывает потрясение, если ожидания младшего школьника не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. Еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок видит непонимание или даже негативное отношение.
Но наиболее опасными являются конфликтные ситуации, которые вызывает неэтичное, бестактное и грубое поведение учителя. Высмеивание, моральное унижение ученика или даже словесные оскорбления и рукоприкладство крайне негативно сказываются на состоянии психики ребенка, на его успеваемости и отношении к педагогам в целом.
Учитель часто может сознательно включать в свой стиль поведения бестактные поступки, поскольку не всегда он будет получать критический отклик на них со стороны детей. Младшим школьникам мешает это сделать восприятие учителя как несомненного авторитета. По этой причине представляется особенно важным для предотвращения подобного рода конфликтов не только осведомленность учителя относительно требований педагогической этики и наличие педагогического такта, но и повседневное использование их в своей практической деятельности.
1.2. Особенности общения младшего школьника и учителя
Общение ребенка младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, — во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
Педагогическое общение – важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося.
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
o взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
o взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по
общению;
o мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее
сильных и ярких качеств учеников и учителя;
o взаимодействие и организация совместной деятельности;
o взаимная удовлетворенность участников общения;
o разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся.
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения, как по задачам и средствам, так и по результату. Взаимодействие учителя с учащимися представляет собой один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально.
Существует несколько стилей педагогического руководства, которые непосредственно характеризуют педагогическое общение. В. С. Мухина объединила их в три группы (императивный, демократический, либерально-попустительский
Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому его называют жестким стилем. Ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление. Этот стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишающая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе. Дети лишены возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением. Дети, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину. Твердая воля учителя не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.
Императивный стиль антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.
Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания. Этот стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Он вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Этот стиль объединяет детей. Этот стиль предполагает включение всех детей в контроль за общим порядком.
Демократический стиль руководства говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших душевных напряжений, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.
Либерально-попустительский стиль снисходительно слаб, допускает вредное для ребенка попустительство. Это стиль непрофессионала, который мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей.
Либерально-попустительский стиль общения взрослого с ребенком антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.
Итак, императивный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка. Демократический стиль требует большего профессионального мастерства для организации дисциплины, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка при организации его познавательной активности. Либерально-попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.
Наиболее часто учителя пользуются императивным или демократическим стилем.
В целом, стиль общения учителя накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений, формирующихся у младшего школьника.
1.3. Особенности общения с ребенком в семье
В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни.
Если в дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а, прежде всего, учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая: «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развивающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.
Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные — подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное — понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, — он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении — ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.
Одним из вариантов этого стиля в семье является гиперопека. Изначально ребенок лишен самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка.