Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе человека, полностью лишенного самостоятельности. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает, что такое дисциплина.
Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее — родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Конечно, культура семейного воспитания должна формироваться в семьях, а достижения в этой сфере должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении
Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии. Незаинтересованность родителей в развитии их ребенка и равнодушное отношение к его внутренней жизни делает ребенка одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи не уверен в себе, испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками
В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
Стиль семейных взаимоотношений, конечно, определяет стиль воспитания ребенка. Серьезная социальная проблема — агрессивные отношения в семье, когда агрессия направлена на каждого ее члена. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями, служебным статусом; отсутствие взаимной любви между супругами, их алкоголизация и наркотизация; просто бескультурье; измены. Взаимные драки, избиение матери, избиение ребенка — вот основной фон жизни агрессивной семьи.
Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Уже в шесть-семь лет он провоцирует учителя, стремится довести его до крайнего состояния возмущения своим поведением, а сам в запале может кричать бранные слова, кататься по полу, нападать на своих одноклассников.
Таким образом, особенностями общения детей младшего школьного возраста является его зависимость от стиля общения учителя и взаимоотношений и стиля общения, существующих в семье.
Заключение
Ведущее значение в младшем школьном возрасте играет учение или учебная деятельность. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются личность младшего школьника.
В начальной школе ребенок начинает усваивать новые для себя роли и отношения. Усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений.
Ситуации, возникающие в учебной деятельности, могут приобретать конфликтный характер. Характерно это и для младшего школьного возраста. Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, тем не менее, ребенок всегда ждет поддержки от взрослого. В конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя дети ждут помощи и поддержки.
Поэтому именно от учителя зависит, как ребенок будет общаться с окружающими людьми, какой стиль общения выберет для себя в той или иной ситуации, как будет реагировать в конфликтной ситуации и выходить из нее.
Также ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, — во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
Педагогическое общение – важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося. Существует несколько стилей педагогического руководства, которые непосредственно характеризуют педагогическое общение: императивный, демократический, либерально-попустительский.
Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения. Императивный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию. Либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль допускает вредное для ребенка попустительство.
Стиль общения накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто возникают у него конфликты с учащимися и т. д.
В период обучения детей в начальной школе меняется и общение внутри семьи. В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы. Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания.
Таким образом, особенностями общения детей младшего школьного возраста является его зависимость от стиля общения учителя и взаимоотношений и стиля общения, существующих в семье.
Проведенное исследование влияние стиля педагогического общения на формирование общения и коммуникативных качеств детей показало, что действительно стиль педагогического общения учителя влияет на развитие коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста.
Описание психодиагностической методики, направленной на общение детей младшего школьного возраста.
В исследовании использовалась методика «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» (методика М. И. Рожкова).
Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.
Инструкция: Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет. Не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Вопросы:
1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?
2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?
3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?
7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?
9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов.
Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников определяется по количеству набранных баллов.
Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2 балла и «В» - 1 балл.
Все вопросы были поделены на уровни:
- высокий уровень – 25 – 30 баллов;
- средний уровень – 20 – 24 баллов;
- низкий уровень – 10 – 19 баллов.
Характеристика уровней.
1-й уровень (низкий):
младший школьник малоактивен и малоразговорчив со сверстниками педагогами, невнимателен, ситуативен в выборе.
2-й уровень (средний):
младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной деятельности; может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.
3-й уровень (высокий):
младший школьник активен в коммуникативном общении. Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте делать так…»); использует простой договор («Я буду…, а вы будете…,»).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Батракова, С. Н. Основы профессионально-педагогического общения / С. Н. Батракова. - Ярославль, 1986.
2. Бодалев, А. Л. Психологические трудности общения и их преодоление / А. Л. Бодалев, Г. Л. Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5 - 6.
3. Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / С. В. Грехнев. - М.,1990.
4. Демиденко, М. В. Педагогическая психология. Методики и тесты / М. В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.
5. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. - М.,1987.
6. Ерастов, Н. П. Психология общения / Н. П. Ерастов. - Ярославль, 1979.
7. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л А.Петровская, П. В.Растянников. - М., 1990.
8. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. – М., 1995.
9. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Канн-Калик. - М., 1987.
11. Коломенский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.
12. Кондратьева, С. В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие / С. В. Кондратьева. - Гродно, 1982.
13. Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения / Под ред. Е. А. Шумилина. - М., 1986.
14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2004.
15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М., 2004.
16. Лишин, О. В. Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоления и предупреждения / О. В. Лишин. - М., 1986.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
18. Мухина, B. C. Психодиагностика развивающейся личности / В. С. Мухина, К. А. Хвостов. — Архангельск, 2003.
19. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.