Файл: Отчетная документация по учебной практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В такой семье родители растворяются в ребенке, по­свящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодар­ность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоя­щем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуве­ренного в себе человека, полностью лишенного самостоятельности. А инфантильное и зависи­мое поведение лишит его возможности общаться с ними на рав­ных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответ­ственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного до­стоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить от­ношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного до­стоинства, и знает, что такое дисциплина.

Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее — родители неравнодушны к своим детям. Они лю­бят своих детей, а стиль воспитания часто является преемствен­ным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Конечно, культура семейного воспи­тания должна формироваться в семьях, а достижения в этой сфе­ре должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое без­различие взрослых к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии. Незаинтересованность родителей в развитии их ребенка и равнодушное отношение к его внутренней жизни делает ребенка одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ре­бенок из подобной семьи не уверен в себе, испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками

В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отно­шения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут кон­фликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребен­ку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимо­отношений взрослых членов семьи.


Стиль семейных взаимоотношений, конечно, определяет стиль воспитания ребенка. Серьезная социальная проблема — агрессив­ные отношения в семье, когда агрессия направлена на каждого ее члена. Причин жестокости много: психическая неуравновешен­ность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семей­ными отношениями, служебным статусом; отсутствие взаимной любви между супругами, их алкоголизация и наркотизация; про­сто бескультурье; измены. Взаимные драки, избиение матери, из­биение ребенка — вот основной фон жизни агрессивной семьи.

Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрес­сивного типа личности ребенка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивны­ми нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не уме­ет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Уже в шесть-семь лет он провоцирует учителя, стремится довести его до крайнего состояния возмущения своим поведением, а сам в запале может кричать бранные слова, кататься по полу, напа­дать на своих одноклассников.

Таким образом, особенностями общения детей младшего школьного возраста является его зависимость от стиля общения учителя и взаимоотношений и стиля общения, существующих в семье.

Заключение

 

Ведущее значение в младшем школьном возрасте играет учение или учебная деятельность. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются личность младшего школьника.

В начальной школе ребенок начинает усваивать новые для себя роли и отношения. Усваиваемые и используемые ребенком средства эф­фективного общения определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой со­циальных отношений.

Ситуации, возникаю­щие в учебной деятельности, могут приобретать конфликтный харак­тер. Характерно это и для младшего школьного возраста. Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, тем не менее, ребенок всегда ждет поддержки от взрослого. В конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя дети ждут помощи и поддержки.

Поэтому именно от учителя зависит, как ребенок будет общаться с окружающими людьми, какой стиль общения выберет для себя в той или иной ситуации, как будет реагировать в конфликтной ситуации и выходить из нее. 



Также ребенок младшего школьного воз­раста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положи­тельных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, — во многом определяет поведение ребенка. Стиль об­щения учителя с детьми определяет их поведение в классе во вре­мя урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

Педагогическое общение – важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося. Существует несколько стилей педагогического руководства, которые непо­средственно характеризуют педагогическое общение: императивный, демократический, либерально-попустительский.

Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения. Императивный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Демократический стиль обеспечивает ребенку активную пози­цию. Либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль допускает вредное для ребенка попустительство.

Стиль общения накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто возникают у него конфликты с учащимися и т. д.

В период обучения детей в начальной школе меняется и общение внутри семьи. В период, когда ребенок начинает хо­дить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попада­ет, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы. Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправда­ние в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответ­ственностью за него — наиболее эффективный стиль воспитания.

Таким образом, особенностями общения детей младшего школьного возраста является его зависимость от стиля общения учителя и взаимоотношений и стиля общения, существующих в семье.

Проведенное исследование влияние стиля педагогического общения на формирование общения и коммуникативных качеств детей показало, что действительно стиль педагогического общения учителя влияет на развитие коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста.



Описание психодиагностической методики, направленной на общение детей младшего школьного возраста.
В исследовании использовалась методика «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» (методика М. И. Рожкова).
Цель: выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.

Инструкция: Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет. Не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.

Вопросы:

1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?

2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?

3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?

6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?

7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?

9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов.

Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников определяется по количеству набранных баллов.

Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2 балла и «В» - 1 балл.

Все вопросы были поделены на уровни:

- высокий уровень – 25 – 30 баллов;

- средний уровень – 20 – 24 баллов;

- низкий уровень – 10 – 19 баллов.

Характеристика уровней.

1-й уровень (низкий):

младший школьник малоактивен и малоразговорчив со сверстниками педагогами, невнимателен, ситуативен в выборе.

2-й уровень (средний):

младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной деятельности; может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.


3-й уровень (высокий):

младший школьник активен в коммуникативном общении. Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте делать так…»); использует простой договор («Я буду…, а вы будете…,»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.          Батракова, С. Н. Основы профессионально-педагогического обще­ния / С. Н. Батракова. - Ярославль, 1986.

2.          Бодалев, А. Л. Психологические трудности общения и их преодоление / А. Л. Бодалев,  Г. Л. Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5 - 6.

3.          Грехнев, B.C. Культура педагогического общения / С. В. Грехнев. - М.,1990.

4.          Демиденко, М. В. Педагогическая психология. Методики и тесты /  М. В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.

5.          Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. - М.,1987.

6.          Ерастов, Н. П. Психология общения / Н. П. Ерастов. - Ярославль, 1979.

7.          Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении /  Ю. М. Жуков, Л  А.Петровская, П. В.Растянников. - М., 1990.

8.          Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев. – М., 1995.

9.          Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10.     Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учи­теля / В. А. Канн-Калик. - М., 1987.

11.     Коломенский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.

12.     Кондратьева, С. В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учеб. пособие / С. В. Кондратьева. - Гродно, 1982.

13.     Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предуп­реждения / Под ред. Е. А. Шумилина. - М., 1986.

14.     Крайг, Г.  Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2004.

15.     Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М., 2004.

16.     Лишин, О. В. Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоле­ния и предупреждения / О. В. Лишин. - М., 1986.

17.     Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

18.     Мухина, B. C. Психодиагностика развивающейся лично­сти / В. С. Мухина, К. А. Хвостов. — Архангельск, 2003.

19.     Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.