Файл: Сборников вариантов О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой егэ 2023 Источники вопросов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 7647
Скачиваний: 223
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
71
Вариант 2 (сборник 10 вариантов)
18. – укажите не менее трёх основных признаков правонарушения как деяния;
– объясните связь рассмотренных в тексте юридических фактов-действий и юридической ответственности (Объяснение с опорой на текст может быть дано в
одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки правонарушения как деяния, например:
– противоправность
– наличие вины (виновность)
– общественный вред
– влечёт юридическую ответственность
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Автор отмечает, что юридические факты - действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Неправомерные факты-действия порождают правонарушения.
Совершение правонарушений влечет за собой юридическую ответственность как реакцию на противоправное поведение индивида.
24. Семья как социальный институт
1. Особенности семьи а) соединяется кровным родством или брачными узами; б) общий быт; в) немногочисленный состав; г) устойчивый состав; д) тесные эмоциональные связи между членами группы; е) стремление к рождению и воспитанию детей и т.д.
2. Функции семьи а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственно-бытовая (экономическая); г) функция первичного социального контроля; д) социально-статусная; е) досуговая и т.д.
3. Виды семей а) по составу (нуклеарная, расширенная); б) по характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская); в) по количеству супругов (полная, неполная) и т.д.
4. Проблема разрушения семьи в современном мире.
(Цитируется по сборникам вариантов Котовой и Лисковой)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
72
25. 1)Обоснуйте социальную ценность семьи как формы человеческого существования.
(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких
связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-
следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Институт семьи позволял удовлетворять важнейшие потребности человека, такие как, например, потребности в социализации и защите, задолго до появления институтов государства, здравоохранения, образования, частично взявших на себя выполнение этих функций. Семья обеспечивает первичную социализацию, которая является определяющей для всей жизненной траектории человека, формирует базовые моральные ценности человека, во многом определяет его мировоззрение.
2) Какие меры российского государства направлены на сохранение и укрепление семьи?
(Назовите любые три меры.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию каждой из указанных в пункте 2 мер в современной России. (Каждый пример должен быть сформулирован
развёрнуто.)
Повтор варианта 10
Ответ:2) Меры российского государства, направленные на сохранение и укрепление семьи:
1. Назначение судом срока для примирения супругов при рассмотрении дела о расторжении брака.
2. Предоставление отпуска по уходу за ребёнком.
3. Оказание финансовой помощи семьям с детьми.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию этих мер:
1. Екатерина подала заявление в суд о разводе со своим супругом Михаилом. Михаил на заседании суда заявил, что он против развода и любит свою жену и детей. Суд в соответствии с СК РФ дал супругам месяц для примирения и сохранения семьи.
2. Анна родила двух сыновей, воспользовалась правом на отпуск по уходу за ребёнком и сохранила за собой рабочее место.
3. Государство выплачивает материнский (семейный) капитал семьям, в которых родился или был усыновлен ребёнок.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
73
Вариант 3 (сборник 10 вариантов)
18. – укажите не менее трёх основных признаков понятия «государство»;
– объясните связь отмеченной автором второй важной формы принуждения с развитием рыночной экономики (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или
нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки понятия «государство», например:
– суверенитет
– публичная власть
– монопольное право на легальное применение силы
– налоги и сборы
– территория
– законодательная деятельность
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Автор отмечает, что вторая важная форма принуждения связана с принятием государственных законов. Законодательное регулирование экономической жизни является одной из функций государства в рыночной экономике. Принятые законы позволяют создать отлаженный механизм деятельности субъектов рынка, уменьшить число конфликтов, а стабильность способствует созданию и развитию эффективной рыночной экономики.
24. Выборы как форма политического участия граждан
1. Формы политического участия граждан: а) членство в политических партиях; б) участие в избирательных кампаниях; в) участие в массовых мирных митингах, шествиях, демонстрациях; г) голосование на выборах и т.д.
2. Избирательные права граждан а) активное избирательное право (голосовать); б) пассивное избирательное право (быть избранным).
3. Принципы демократических выборов а) прямые; б) равные; в) тайные; г) альтернативные; д) свободные; е) всеобщие.
4. Избирательные системы а) мажоритарная; б) пропорциональная; в) смешанная.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
74 5. Этапы выборов (избирательный процесс): а) выдвижение и регистрация кандидатов; б) предвыборная агитация; в) голосование и т.д.
(Реконструкция от НезЛО)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2020
25. 1) Обоснуйте важность участия каждого гражданина, имеющего право голоса, в выборах. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать
причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Важность участия каждого гражданина, имеющего право голоса, в выборах объясняется тем, что таким образом он оказывает влияние на формирование демократической политической элиты, обеспечивая сменяемость власти. Одновременно гражданин приобретает политический опыт, необходимый для осознанного участия в политике, повышает уровень своей политической культуры. Кроме того, участие в выборах является самым безопасным и эффективным способом выражения своей политической позиции. При высокой явке избирателей в значительной мере снижается вероятность возможных фальсификаций на избирательных участках.
2) Какая избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации согласно действующему законодательству? (Назовите тип системы и приведите факт, подтверждающий это.)
3) Приведите три примера, иллюстрирующих достоинства такой избирательной системы.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.В совокупности примеры
должны иллюстрировать три различных достоинства.)
Ответ: 2) На выборах депутатов Государственной Думы применяется смешанная
(мажоритарно-пропорциональная) избирательная система: половина из 450 депутатов избираются по одномандатным округам, а половина - по партийным спискам.
3) Три примера, иллюстрирующих достоинства данной избирательной системы.
1. В борьбу могут включаться независимые кандидаты (мажоритарная). В одномандатном избирательном округе №3 из трех кандидатов в депутаты Государственной Думы победу одержал беспартийный гражданин Пирамидов, набравший 48% голосов избирателей.
2. Личная ответственность депутатов перед своими избирателями (мажоритарная).
Депутат Пирамидов не стал голосовать за повышение пенсионного возраста, так как встречался со своими избирателями и видел их негативную реакцию на данный законопроект.
3. Представляет широкий спектр политических партий, более полно отражает расстановку политических сил (пропорциональная). В обновленном парламенте РФ представлены депутаты от пяти политических партий - “Единой России”, “Справедливой России”,
КПРФ, ЛДПР и от небольшой партии “Новые люди”. Таким образом, парламент выражает интересы различных политических сил страны.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
75
Вариант 4 (сборник 10 вариантов)
18. – укажите не менее трёх основных характеристик личности;
– объясните связь любого названного автором средства осознания человеком себя с самосознанием человека (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или
нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
4) основные характеристики личности, например:
– совокупность социально значимых качеств человека
– формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества
– формируется и развивается на протяжении всей жизни человека
– субъект социальных отношений и сознательной деятельности
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
В качестве одного из средств осознания себя, автор выделяет “других людей”. По мнению автора, самосознание – это осознание человеком своих действий, мотивов поведения, своего положения в обществе. В процессе коммуникации с другими людьми происходит обмен информацией, которую субъекты коммуникации анализируют и перенимают. Эта информация становится частью их мировоззрения и, как следствие, влияет на их действия, чувства, мысли, поведение и положение в обществе.
24. Инфляция
1. Классификации видов инфляции: а) по степени открытости (открытая, скрытая); б) по темпам роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция); в) по источникам возникновения (инфляция спроса, инфляция предложения) и т.д.
2. Причины инфляции: а) рост государственных расходов; б) чрезмерное расширение денежной массы; в) сокращение объёмов производства и т.д.
3. Негативные последствия высокой инфляции а) снижение уровня жизни; б) нарушение денежного обращения; в) снижение экономической активности и т.д.
4. Антиинфляционная политика государства а) изъятие из обращения “лишних” денег; б) сокращение государственных расходов; в) стимулирование производства и т.д.
(План от НезЛО на основе обнародованного «ключа» из Статистико-аналитического отчёта о проведении ГИА в Чукотском автономном округе 2022)
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
76
25. 1) Обоснуйте необходимость ценовой стабильности для устойчивого экономического развития. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать
причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: При ценовой стабильности домохозяйства более уверенно вкладывают деньги в банки, а банки и крупные инвесторы активнее финансируют бизнес. Всё это способствует росту производства и созданию новых рабочих мест, что обеспечивает условия для постоянного повышения уровня ВВП на душу населения, качества жизни граждан. Кроме того, ценовая стабильность позволяет вкладывать средства в долгосрочные проекты и инновации, что создает условия для интенсивного развития экономики.
2) Каковы негативные последствия инфляции? (Назовите любые три негативных последствия.)
3) Проиллюстрируйте примером каждое из указанных в пункте 2 негативных последствий.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ: 2) Негативные последствия инфляции:
1. Обесценивание сбережений.
2. Снижение реальных доходов.
3. Сокращение производства.
3) Примеры, иллюстрирующие последствия инфляции:
1. Обесценивание сбережений. Зимой гражданин отложил 10000 рублей, к осени 7%-ный уровень инфляции значительно сократил покупательную способность его накоплений.
2. Снижение реальных доходов. Семья Б., на протяжении трех лет имеющая одинаковый доход в сумме 50 тыс. руб в месяц, из-за инфляции теперь не может себе позволить покупать привычное для себя количество мяса и молока. Кроме того, она вынуждена из-за повышения цен отложить покупку необходимой обуви и одежды.
3. Сокращение производства. Инфляция и последующее за ней удорожание комплектующих и электроэнергии вынудило предпринимателя В. сократить выпуск самокатов.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
77
Вариант 5 (сборник 10 вариантов)
18. – укажите не менее трёх основных признаков политической партии как общественного объединения;
– объясните выбор авторов при определении ключевого элемента демократии (Объяснение
с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых
предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки политической партии как общественного объединения, например:
– стремление к завоеванию государственной власти (или к участию в её осуществлении)
– организованность, наличие программы, устава
– идейная общность участников
– выражение интересов, целей и ценностей определенных социальных групп и слоев
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Демократический режим подразумевает народовластие: реальную возможность граждан формировать государственную власть на выборах и контролировать её деятельность.
Автор выделяет ключевой элемент демократии - полноправие граждан. Действительно, народовластие станет невозможным без всеобщего права избирать и быть избранным, занимать государственные должности, объединятся реализации своих политических интересов и т.д.
24. Социальный контроль (Механизмы социального контроля, Роль социального
контроля в развитии общества)
1. Элементы социального контроля а) социальные нормы; б) социальные санкции.
2. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний (формальный и неформальный).
3. Функции социального контроля а) регулирование общественных отношений; б) социализация индивидов; в) обеспечение стабильности общества; г) интегративная (обеспечение единства и сплоченности общества) и т.д.
4. Виды социальных норм: а) нормы морали; б) нормы права; в) обычаи; г) традиции и др.
5. Виды социальных санкций а) формальные и неформальные; б) позитивные и негативные.
6. Девиантное поведение.
Скорее всего, как «обязательный» засчитывался либо 4, либо 5 пункт, но не оба вместе.
(Реконструкция от НезЛО)
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
78
Где и когда задавался вопрос: ЕГЭ 2022
25. 1) Обоснуйте оценку общественного мнения как действенного инструмента социального контроля. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие
знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях,
раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Ответ: Общественное мнение выражается в виде неформальных социальных санкций - одобрения или порицания. Некто может скрыть свои негативные поступки от государства или от начальника, но какие-то люди окружают человека почти всегда. Окружающие отреагируют на отклоняющееся поведение, их мнение помогает личности осознать, что её действия являются неприемлемыми. В то же время одобряемое поведение закрепляется и становится чертой характера человека. Кроме того, общественное мнение опирается на моральные нормы, а мораль регулирует многие отношения, которые не регламентируются другими видами норм.
2) Каковы привычные каналы (формы) выражения общественного мнения в современном обществе? (Назовите любые три канала (формы).)
3) Проиллюстрируйте примером каждый(-ую) из указанных в пункте 2 каналов
(форм.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ: 2) Каналы выражения мнения:
1. Средства массовой информации.
2. Опросы общественного мнения.
3. Сбор подписей в интернете.
3) Примеры, иллюстрирующие канал:
1. Средства массовой информации. “Российская газета” провела круглый стол с представителями педагогического сообщества, чтобы озвучить и обсудить самые острые проблемы в современном образовании.
2. Опросы общественного мнения. Социологи опросили около 10000 человек в разных регионах России и выяснили, что население не поддерживает принудительную вакцинацию.
3. Сбор подписей в интернете. Петицию об отмене закона “Об иностранных агентах” на сайте Change.org подписали боле 250 тысяч человек.
Сборник ответов на задания 18, 24 и 25 из сборника Котовой и Лисковой подготовлен
Независимой лабораторией образования Антона Чубукова
https://vk.com/club71258816
79
Вариант 6 (сборник 10 вариантов)
18. – укажите не менее трех основных признаков предпринимательства как экономической деятельности
– объясните выбор авторами важнейшего элемента активов «новой фирмы» (Объяснение с
опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых
предложениях.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) основные признаки предпринимательства как экономической деятельности, например:
– наличие риска
– направленность на систематическое получение прибыли
– самостоятельность
– инициативность
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых
два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.)
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Важнейшим элементом активов «новой фирмы», по мнению авторов, выступает человеческий капитал. Под человеческим капиталом следует понимать знания, умения, способности людей, благодаря которым появляются новые изобретения, технологии. С помощью этих технологий “новая фирма” может сократить издержки производства, увеличить объем выпускаемых товаров и, как следствие, получить большую прибыль.
24. Правительство как институт исполнительной власти в Российской Федерации
1. Правительство РФ как высший исполнительный орган власти.
2. Структура Правительства а) Председатель Правительства; б) заместители Председателя Правительства; в) федеральные министры.
3. Порядок формирования Правительства РФ а) Президент назначает Председателя Правительства после утверждения его кандидатуры Государственной Думой; б) представление Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; в) Президент РФ назначает заместителей Председателя и федеральных министров, утверждённых Государственной Думой; г) Назначение ряда министров после консультации Президента с Советом Федерации.
4. Полномочия Правительства РФ а) разработка и исполнение государственного бюджета; б) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования; г) управление федеральной собственностью и т.д.
5. Порядок отставки Правительства РФ а) по инициативе Президента РФ; б) по инициативе Председателя Правительства РФ; в) в случае избрания нового Президента и т.д.