Файл: Управление женским коллективом (Специфические проблемы и особенности женского персонала).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности управления женским персоналом организации
1.1. Специфические проблемы и особенности женского персонала
1.2. Процессы управления персоналом организации
1.3. Понятия «организация», «персонал» в современном менеджменте
Глава 2. Методы формирования мотивации и эффективной организационной коммуникации женского персонала
2.2. Объект, цели, этапы и методы исследования
В процессе исследования использовался и прямой метод, такой как наблюдение
2.3. Выявление профессиональных проблем и пути их решения.
Нами выбраны для изучения горизонтальные коммуникативные отношения, так как именно в формальном и неформальном общении персонала одного иерархического уровня формируется производственный климат коллектива, от состояния которого зависит успешность производства.
Анализ существующей системы стимулирования продавцов торговой сети выявил следующие проблемы:
• Низкий уровень мотивированности продавцов: в результате высокая текучесть кадров, «ленивая» работа с клиентами, нередкие случаи воровства, несоблюдение стандартов качества обслуживания и т. п.
• Стандарты обслуживания клиентов и другие документы изложены в неудобной форме, а некоторые регламенты работы продавцов вообще отсутствуют.
• Директор относится к нематериальному стимулированию скептически. Готов повышать зарплату только тем, кто отлично работает.
• В организации активно распространяются слухи и сплетни, часто возникает необоснованная паника среди персонала, и, как следствие, нервозная обстановка в коллективе.
Известно, что удовлетворенность работой складывается из соотношения мотивирующих и поддерживающих факторов.
Можно предположить, что для специалистов данной категории важны следующие факторы, которые необходимо учитывать при разработке систем мотивации, а именно:
Поддерживающие факторы:
- адекватная заработная плата («в рынке»);
- нормальные условия труда;
- наличие специального оборудования, необходимого для работы;
- обеспечение безопасности рабочего места.
Мотивирующие факторы:
- Признание достижений (премиальные системы как материальная сторона мотивации; если рассматривать нематериальную сторону, то имеется в виду признание не в смысле общественного признания, а признание соблюдения регламентов, инструкций – признание отсутствия нарушений);
- Наличие четко определенной ответственности и полномочий (соответствие реальных должностных обязанностей с должностной инструкцией);
- И, как и для любых других, сравнительно средне оплачиваемых категорий персонала – наличие равнодоступного социального пакета.
Факторы улучшения работы:
- Разработка регламентов работы продавцов с клиентами;
- Разработать более доступную форму регламентов для сотрудников магазина;
- Выявить источник слухов, напомнить, что задача каждого сотрудника качественно выполнять свои обязанности (за повторное нарушение, применение дисциплинарного взыскания с нарушителя, вплоть до увольнения);
- Повышать заработную плату не только отдельным работникам магазина, а всему коллективу за отличную командную работу (если один сотрудник не справляется со своими обязанностями и не работает над своими ошибками, то наказывается весь коллектив и не получает надбавку к зарплате).
Предлагаем использовать в работу с персоналом следующие мотивирующие факторы:
1. Моральные методы мотивации.
1.1. Личное общение
- Фактор внимания и защиты со стороны отдела по работе с персоналом – есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому «поплакаться в жилетку » и попросить защиты;
- Фактор сопричастности – близость к центру принятия решения, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно повышают статус работника;
- Фактор «своего парня» – с таким руководителем хочется работать, его хочется поддерживать и неприлично обманывать; (Руководитель несколько раз в день обходит подразделение, утром – приветствие, это мотивирует работать без опозданий, вечером или в течение дня – неформальное общение и поддержка.) Это дает эмоциональный подъем и благодарность предприятию.)
1.2. Похвала перед лицом коллег – призыв к общественному признанию заслуг работника: применяется на корпоративных мероприятиях – праздник «Новый Год» и «8 марта» (2 раза в год)
- Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, этот работник получает моральное право на некую лидирующую позицию;
- Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом «команды», у него появляется чувство ответственности за общий результат;
- Фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам «линию партии и правительства».
2. Материальные стимулы:
Оплата труда (премирование за добросовестную работу примерно на 10 % -15 % от оклада).
3. Дополнительные льготы: (соцпакет)
- Медицинское страхование (медицинская страховка на 1000 рублей в год, оплата прививок от гриппа и от клещевого энцефалита, предоставление РОФЭС – диагностики 1 раз в год).
- Доставка транспортом Компании или частичная компенсация расходов на проезд
- Частичная компенсация оплаты питания (50%). Организация питания в столовой предприятия.
- Отпускные льготы для детей (частичная оплата летнего отдыха детей, 50 % стоимости путевки, но не более определенной суммы)
- Возможность получения беспроцентные ссуды на один год (на приобретение ТНП или путевки).
- Частичная компенсация на содержание детей от 0 до 7 лет в ДДУ.
- Новогодние подарки детям до 14 лет.
- Социальные выплаты к юбилеям, свадьбам, или по поводу рождения ребенка
- Подарки ко Дню рождения сотрудника, 8 марта.
- Предоставление в день рождения 4 часов отгула для сотрудника.
- Предоставление детского дня раз в месяц для женщин, имеющих детей до 14 лет.
4. Мотивирование непосредственно процесса труда:
- Ощущение незаменимости сотрудника. Узнаваемость постоянными клиентами.
- Хорошее рабочее окружение.
- Максимальная комплектация рабочего места.
- Оборудование комнаты отдыха.
- Возможность профессионального роста.
- Возможность самостоятельно выбирать график круглосуточных смен и отпуска. (При составлении графика отпусков данным работникам предоставляется приоритетное право выбора времени отпуска, устанавливают очередность только между собой, т.е. определяют в мини- группе.)
- Предоставление возможности пройти обучение на открытых тренингах и компьютерных курсах.
В целях улучшения коммуникативных установок коллектива руководителю необходимо:
- формировать новую культуру деловых взаимодействий в коллективе, что означает разработку норм взаимодействия между сотрудниками, связанных с их толерантностью (терпимостью) друг к другу, конструктивного принятия и понимания другой точки зрения, в том числе и критической. Эта задача решается непосредственно руководителем: он сам демонстрирует объективный стиль в управлении, ко всем сотрудникам относится соответственно результатам их работы, не выделяет “фаворитов”, поддерживает конструктивного критика, не раздражается, не кричит и всегда сохраняет бодрое состояние духа.
- учитывать психологическую совместимости людей по возрасту, полу, ценностям, происхождению, темпераменту, стилю мышления и реализуемых социальных ролей. Другими словами, если в профессиональном плане людям приходится вести дискуссии и спорить, то в личностном плане они должны быть хорошо совместимы между собой.
- Третья задача, которая встает перед руководителем, связана с его умением эффективно управлять деловой конкуренцией.
Эмоциональная “разгрузка” активной и успешной команды периодически необходима. Люди должны иметь возможность “выпустить пар”, желательно в непроизводственных и “безопасных” условиях. Накапливающаяся раздражительность и психологическая усталость от общения друг с другом никуда не исчезает, и будет значительно лучше, если эмоциональные разрядки будут происходить не на работе, а в другом месте.
Выводы
В ходе экспериментального исследования нами был исследован женский персонал линейных железнодорожных касс г. Новокузнецка. В целях формирования положительных установок в профессиональной деятельности и организационной коммуникации нами изучены такие характеристики как эффективность общения и уровень эмоциональной устойчивости, а также психологический климат коллектива и стратегии, применяемые сотрудниками при разрешении конфликтных ситуаций.
Нами отмечены недостаточная сформированность данных характеристик, а также выявлены отдельные коммуникационные проблемы, существующие в коллективе, как-то наличие конфликтов в общении, высокая эмоциональная тревожность, недовольство условиями труда и слабой поддержкой мотивации труда сотрудников со стороны руководства предприятия.
Однако в целом мы можем говорить о движении коллектива к консолидации или сплоченности. Факторами такой сплоченности выступают сходство между сотрудниками во взглядах, ценностях и интересах, а также наличие в группе условий и возможностей для реализации интересов, и целей всех ее членов. Персонал отличается устойчивыми неформальными отношениями и стабильной групповой динамикой, низкой текучестью, хорошей психологической атмосферой, положительными взаимными оценками людей.
Нами были разработаны рекомендации по повышению мотивации работников и улучшению организационной коммуникации в коллективе.
В качестве одного из методов решения заявленных проблем мы рекомендуем провести в коллективе в ближайшее время тренинг коммуникативных умений. Коммуникативный тренинг поможет решить задачу формирования положительных коммуникативных установок и эмоциональной гибкости личности сотрудниц коллектива.
Необходимо чтобы тренинг проходил в живописном месте, в выходные дни. Кроме того, для неформального общения должно быть выделено свободное время, большим плюсом будет разработанная участниками тренинга культурная или любая другая развлекательная программа. В результате проведения тренинга сотрудники не только получат коммуникативные знания и умения, но и смогут восстановить или поддержать на высоком уровне положительную атмосферу в коллективе.
Заключение
Сегодня все сферы общественной жизни нуждаются в существенных преобразованиях, адекватных современным процессам развития нашей страны. Практика функционирования общественных структур постоянно эволюционирует по мере развития мировой цивилизации. Многочисленные эксперименты и научные исследования позволяют в полной мере говорить о необходимости более широкого привлечения женского персонала во все сферы деятельности и обеспечения наибольшей эффективности использования его труда.
Взгляды на систему управления, формы и методы использования женского персонала определяются в первую очередь национальными особенностями и социально-экономическим положением каждой страны.
Однако кроме этого существуют психофизиологические, биологические и мотивационные особенности женского персонала, учитывая которые менеджер может актуализировать значительные ресурсы управления, заключенные в личностном потенциале гендерных отношений.
В нашем исследовании мы рассматривали организацию, женский персонал которой представляет собой часть государственных служащих. Ему в полной мере присущи все соответствующие специфические черты: иерархия должностей, отношения начальник-подчиненный, прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками. Однако кроме этого женскому персоналу свойственна особая организационная коммуникация, в которой главное место занимает положительная, дружественная атмосфера в организации, особые мотивирующие факторы в профессиональной деятельности.
В результате нашего исследования можно выделить следующие факторы, присущие женскому персоналу организации:
- Более эмоциональные отношения, большее проявление эмоций
- Доминирующая ориентация – доброе, душевное отношение к себе и более или менее подходящий заработок.
- Более непосредственное отношение к окружающим, большая доверчивость.
- Внимание к деталям, мелочам.
- Отзывчивость на внимание, ласку, похвалу, вознаграждение, проявления чуткости.
Женщины высоко ценят дружный, сплоченный коллектив. А оно берет начало в общении с людьми и стремлении создать для них хорошие условия труда, быта и отдыха.
Кроме того, при управлении женским персоналом следует учитывать специфические моменты в сознании каждой сотрудницы, складывающиеся в процессе ее отношений с другими, ее представление об окружающем и происходящем, включая и других людей, ее представление о себе, ее тип понимания действительности, вырабатываемый в результате жизненной практики, то есть изучение и использование всего комплекса практически обыденного сознания человека, самые яркие и характерные черты которого являются производными от непосредственных житейских отношений, в которых участвует женщина, и той деятельности, которую она повседневно осуществляет.
Современные российские реалии свидетельствуют, что работа по изучению опыта использования женского персонала имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Только используя огромный потенциал этой гендерной группы, руководитель любого предприятия сможет конкурировать на сегодняшнем рынке труда.