Файл: Лекции по дисциплине Надежность сельскохозяйственной техники Тема 1. Введение. Цель и задачи курса. Цель Изучение теории надежности транспортной техники План.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гарантийная наработка – наработка объекта, до завершения которой завод-изготовитель или ремонтное предприятие гарантируют и обеспечивают выполнение определенных требований к объекту при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, в том числе правил хранения и транспортировки.

Гарантийная наработка, как и срок гарантии, устанавливается в технической документации или договорах между заводом-изготовителем или ремонтным предприятием и заказчиком.
1.3 Объекты, рассматриваемые в надежности машин и оборудования.

В ГОСТ 13377 – 75 все термины и определения надежности техники даны применительно к техническим объектам.

Технический объект – это предмет определенного целевого назначения, рассматриваемый в период проектирования, производства, эксплуатации, исследований и испытаний на надежность. Также это изделия, технические системы и их элементы, в частности устройства, машины, аппараты, приборы и их части, агрегаты, сборочные единицы и отдельные детали.

Техническая система – совокупность совместно действующих элементов, предназначенных для самостоятельного выполнения заданных функций.

Элемент системы – часть (деталь, сборочная единица, агрегат), предназначенный для выполнения заданных функций.

При изучении вопросов надежности машино – тракторные агрегаты, тракторы, автомобили и другую сельскохозяйственную технику можно рассматривать как системы, состоящие из отдельных элементов (сборочных единиц). Сборочная единица может также рассматриваться как система, состоящая из деталей.
1.4 Понятие о качестве объектов в теории надежности машин.

Качество продукции– совокупность ее свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции характеризуется целым рядом простых и сложных свойств, которые условно можно объединить в пять групп;

1) эксплуатационные показатели и потребительские свойства (для трактора - мощность, скорость, расход топлива; для станка - точность, производительность, степень автоматизации и т.д.);

2) надежность;

3) технологичность;

4) показатели технической эстетики (внешний вид и т.д.), эргономические показатели( физиологические и гигиенические показатели, удобство работы и т.п.);

5) степень стандартизации, унификации и взаимозаменяемости.


Важнейший признак качества промышленной продукции – ее надежность, которая проявляется в процессе эксплуатации. Надежность – одна из составляющих частей качества.

Качество эксплуатации объекта – это совокупность свойств процесса эксплуатации объекта, от которых зависит соответствие этого процесса и его результатов установленным требованиям. Оно зависит от качества эксплуатационной документации, эксплуатационного оборудования и приспособлений, запасных частей и принадлежностей (в том числе и материалов), а также от качества труда эксплуатационников.

Качество ремонта объекта – один из факторов определяющих состояние отремонтированной продукции. Другой фактор – качество объектов, предназначенных для ремонта. В свою очередь качество ремонта зависти от качества ремонтной техдокументации, ремонтного оборудования и комплектующих частей, а также от труда ремонтников.

Качество труда работников – совокупность свойств процесса труда, обусловленных способностью и стремлением работника выполнять определенное задание в соответствии с установленными требованиями. Оно зависит от сложности труда, квалификации, навыков, психофизиологического состояния работника и его отношения к труду.
Список рекомендуемой литературы:

1.Ермолов Л.С., Кряжков В.М., Черкун В.Е., - Основы надежности сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1982

2.Ю.Н. Артемьев Качество ремонта и надежность машин в сельском хозяйстве. М, Колос, 1981
Контрольные вопросы:

1.Что такое надежность?

2.Какими состояниями и событиями характеризуется надежность?

3.Что такое исправность и неисправность?

4.Что такое техническое обслуживание?

5.Что включает в себя понятие «качество продукции»?

Тема №2. Основные положения теории надежности.
Цель: Изучение основных понятий теории надежности технологических машин.

План:

1.Особенности условий эксплуатации машин.

2.Классификация отказов машин:

- в зависимости от причин их вызывающих;

- по природе возникновения;

- по месту и времени возникновения;

- по причинам возникновения;

- по сложности устранения;

- эксплуатационные их ресурсные отказы.
2.1. Некоторые особенности технологических машин и условий их работы.

Когда машина еще создается (т.е. в чертежах), ее создателям следует учитывать всесторонние условия ее работы. В первую очередь, конечно, необходимо учитывать технологию работы процесса, для механизации которого создается машина. Но нельзя забывать и о вспомогательных процессах (ремонт, хранение, транспортировка), которые будущей машине предстает в "жизни".



В этой связи посмотрим с позиции инженера механика на эти особенности:

- значительный пылевой фон вызывает необходимость герметизации узлов;

- разнообразие климатических, почвенных, температурных (в течении года) условий приводит к трудности запуска, режима работы двигателей, к различной частоте отказов;

- жидкие агрессивные среды, самые различные по составу оказывают отрицательное воздействие на доильные установки, паровые котлы, машины для ядохимикатов, удобрений. Для этих машин необходимы особые требования при техническом обслуживании и ремонте, особые материалы.

- кратковременность использования многих машин: (в течение уборочных компаний), большинство сельскохозяйственных машин – работает только 10% календарного времени. Это требует сложной технологии постановки на хранение, ремонт;

- большая рассредоточенность и удаленность от баз обслуживания;

- плохая транспортабельность;

- большое разнообразие машин по типажу, назначению, инструкциям, это усложняет техническое обслуживание и ремонт, требует специальных приспособлений, высококвалифицированных кадров;

- долговечность отдельных узлов в одной машине и одноименных в разных машинах - очень различна (коэффициент равнопрочности). Например: у ДТ-75 за срок службы необходимо сменить 10 гусениц, а у Т-130 в 2 раза меньше.

В сельскохозяйственных машинах очень много быстроизнашивающихся узлов и деталей. Они вызывают значительные вибрации. При ремонте таких узлов часто появляется несбалансированность, она еще больше увеличивает вибрации, создаются дополнительные нагрузки, что приводит к частым отказам.
2.2. Причины отказов машин их анализ. Классификация отказов машин.

Отказы объектов в процессе их эксплуатации возникают по трем основным причинам: усталость материала, коррозионное разрушение, изнашивание поверхностей трения деталей.

В зависимости от причин их вызывающих и характера протекания процесса отказы делятся на два основных вида:

- постепенные (износные) и внезапные.

Постепенные отказы возникают в результате протекания того или иного процесса старения, ухудшающего начальные параметры сопряжения, узла, машины.

Физическая природа постепенных, т.е. износных отказов (сюда относится и коррозия) заключается в накоплении необратимых изменений в поверхностных слоях металла, приводящих к изменению размеров и физико-механических свойств деталей и пар трения.


Характерным признаком постепенных отказов является то, что вероятность их возникновения в течении заданного периода времени от t1 до t2 зависит от длительности предыдущей работы машины до t1 . К этому виду относятся отказы связанные с износом, коррозией, ползучестью материалов. Их называют еще прогнозируемые.

Внезапные отказы не связаны с процессами, происходящими в машине. Они являются последствием сочетания неблагоприятных факторов и внешних воздействий при неправильной эксплуатации. Например, тепловой зазор в результате прекращения подачи смазки.

Физическая природа внезапных отказов в период нормальной эксплуатации заключается в усталости материала деталей и разрушении их вследствие возникновения пиковых нагрузок, которых в условиях эксплуатации избежать невозможно.

Отказ наступает через промежуток времени, который предугадать невозможно.

Характерным признаком внезапных отказов является то, что вероятность его возникновения не зависит от времени предыдущей работы машины t1

Например, причиной отказа автомобильной покрышки может быть ее износ, а также прокол. Вероятность отказа из-за износа у старой покрышки значительно больше. В противоположность этому прокол - внезапный отказ - вероятность одинакова для новых и старых покрышек.

Однако следует отметить, что скрытность отказа не означает, что отказ обязательно внезапный. Так, например, задир поверхности трения в результате попадания абразива извне - есть внезапный отказ, он произошел по вине эксплуатации и меры должны быть приняты соответствующие - защита поверхности трения.

Задир же поверхности трения в результате появления на поверхности литейной раковины - есть постепенный отказ. Его появлению предшествовал износ поверхности, он заложен технологическим путем и меры по его устранению тоже должны быть технологические.

По природе происхожденияделятся на естественные и преднамеренные (искусственные). Последние могут быть вызваны различными причинами вследсвие сознательных или неосознанных действий персонала, эксплуатирующего технику.

По месту возникновения отказа различают слабые элементы объекта, которые необходимо или усилить, или изменить их конструкцию.

По времени возникновения судят о моменте его появления в течение «жизненного» цикла машины. Физическая природа приработочных отказов заключается в несовершенстве технологии изготовления деталей (неправильно выбран материал и способ его упрочнения) и низком качестве сборки машин.


По взаимосвязи отказов определяют их совместимость. Например, к зависимому отказу можно отнести заедание вкладышей коленчатого вала, возникающее вследствие отказа масляного насоса двигателя. Отказ же клапанного механизма не может быть зависим от отказа коробки передач.

По внешним признакам определяют доступность обнаружения отказов невооруженным глазом. Они могут быть очевидными (например, течь радиатора) и скрытыми (обрыв клапана двигателя).

По степени воздействия отказа делают заключение о возможности дальнейшего использования объекта или его элемента. При полном отказе неремонтируемых объектов их неработоспособность не восстанавливают. Частичный отказ присущ ремонтируемым объектам и их элементам. Эти отказ часто называют соответственно ресурсными и эксплуатационными.

По причине возникновения отказы разделяются на следующие виды:

а) исследовательские отказы, возникающие вследствие ошибок, допущенных на стадии исследований, приводящих к выдаче неверных исходных данных для проектирования(конструирования) объекта или его элемента;

б) расчетно-конструкторские отказы, появляются вследствие ошибок при выборе кинематики механизмов и выполнении прочностных расчетов, расчетов на износ и назначении технических условий на изготовление элементов и объекта в целом;

в) производственно-технологические отказы, возникают вследствие плохого качества материала деталей, несовершенных технологических способов и методов их обработки, применения недостаточно точных рабочих и мери тельных инструментов и оборудования, приводящих к невыполнению технических условий на изготовление на изготовление и сборку элементов и объекта в целом. Низкую надежность с/х техники в основном следует отнести на эти причины;

г) эксплуатационные отказы- следствие использования объектов в условиях, для которых они не предназначались, нарушения правил эксплуатации (недопустимые нагрузки, невыполнение правил технического обслуживания, транспортирования и хранения), а также низкого качества ремонта.

По последствиям или затратам отказ может быть тягчайшим, когда он приводит к человеческим жертвам (отказ рулевого управления или тормозов мобильных машин), тяжелым, средним или незначительным (по мере затрат времени и средств на его устранение).

По сложности устранения:

Первая группа сложности-отказы, устраняемые ремонтом или заменой деталей без разборки или внеочередным проведением ТО-1 или ТО-2