Файл: Реферат специфика организации методической работы воспитателя доо.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образованияи молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
РЕФЕРАТ
Специфика организации методической работы воспитателя ДОО
на современном этапе развития дошкольного образования.
по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образование
(заочное отделение)
Исполнитель:
студентка Ячменева Т.В.
группы 42 ДО ЗО
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель МДК 05.01 ТиПАМР
К
амышлов, 2020
Оглавление
Введение 3
Понятие методической работы в ДОО 4
Принципы, цели, задачи и подходы организации методической работы 8
Функции и содержание методической работы 12
Заключение 19
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Организация методической работы в дошкольном образовании
Понятие методической работы в ДОО
Проблема методической работы не является новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности.
Компетентность включает в себя теоретическую подготовленность педагога к предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДОУ организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их обучения в системе методической работы. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего,
способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе).
Цель создания модели инновационной методической работы – сформировать конструкцию, воплощающую, с одной стороны, абстрагированную структуру методической работы, с другой – зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы.
Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении.
Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально - муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей. Для реализации выделенных в представленной модели условий необходимо осуществление функциональных обязанностей (функций) субъектов инновационной методической работы: руководителей и её непосредственных исполнителей (педагогов).
Наиболее важной из выделенных функций, на наш взгляд, является мотивация творческого педагогического труда. Грамотно выстроенная и эффективно реализованная модель мотивации позволит защитить педагогов, осуществляющих инновационную деятельность (как в плане морального, так и в плане материального поощрения).
Реализация в практике работы предложенной модели мотивации поможет руководителю ДОУ привлечь к инновационной деятельности более широкий круг педагогов, сделав эту работу престижной для них и значимой для образовательной системы учреждения. Функциями педагогов, осуществляющих инновационную методическую работу определены: самоорганизация, самосовершенствование, самоконтроль. В содержание самоорганизации наиболее важно включить самообразовательную деятельность педагога. Ведь от его информированности в содержании инновационных процессов, от умения ориентироваться в приоритетах инновационных направлений зависит успех инновационной деятельности. Таким образом, построение модели инновационной методической работы, определение необходимых и достаточных условий её реализации позволяет перевести традиционную систему методической работы в инновационную методическую работу, обеспечив этим повышение качества дошкольного образования. Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.
На современном этапе развития России связь образования с наукой определяется как неразрывная, органическая. Модернизация дошкольного образования, развитие инновационного стиля мышления, совершенствование профессионализма педагогов невозможно без организации такой деятельности, которая бы решала проблемы отсутствия системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточности научно-методического обеспечения образовательных процессов, нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их деятельность.
Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.
В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Различные аспекты развития и становления инновационной деятельности педагога отражены в новой области научного знания – педагогической инноватике.
Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив традиционного дошкольного образовательного учреждения находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Таким образом, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого с другой стороны.
Организованная инновационная методическая работа ДОУ способствует преодолению этих барьеров, интегрирует на междеятельностной основе усилия администрации, воспитателей, специалистов, родителей.
Взаимодействие воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов дошкольного учреждения должно рассматриваться как необходимый компонент экспериментального процесса, обеспечивающий возможность комплексного подхода к подаче и усвоению материала дошкольниками, так как зачастую на практике присутствует не только недостаточный уровень интеграции педагогических работников ДОУ, но и непонимание отдельными педагогами целей взаимодействия друг с другом – «свою работу я делаю хорошо».
В настоящее время сложился определенный заказ общества на модель личности и деятельности педагога дошкольного образования, которая бы учитывала как индивидуальные личностные, так и профессиональные качества каждого педагога, а так же специфику дошкольного учреждения, образовательной работы в ДОУ.
Следуя современным требованиям необходимо основываться на модель педагога, работающего в условиях эксперимента, которая представляет собой системное целостное образование личностных качеств педагога и его профессиональных умений и способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, перехода его на степень, отвечающую современным требованиям.
Принципы, цели, задачи и подходы организации
методической работы
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).