Файл: Реферат специфика организации методической работы воспитателя доо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная.

При этом сама модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из частей управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса. Информационно-аналитический блок – это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ. Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образова- тельной работы.

На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ. Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль.

Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ – работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности.

Для адресной наиболее эффективной организации методической работы с педагогическими работниками, старший воспитатель дифференцирует педагогов по уровням. Молодые специалисты и вновь прибывшие (без стажа работы) – осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и индивидуальный стиль педагогической деятельности; творческий уровень – свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы; педагоги, работающие на исследовательском уровне – проявляют творчество в педагогической деятельности, универсалы, профессионалы, способные к самоопределению и составлению собственной методической системы.


Для обеспечения необходимого уровня качества воспитательно-образовательной работы используется поэтапное обучение педагогов, от молодых специалистов – репродуктивные методы, до специалистов высокого уровня – исследовательские методы. При проведении самоанализа и самоконтроля своей педагогической деятельности воспитатели выявляют взаимосвязь между результатами своих достижений в профессиональном мастерстве с результатами и достижениями детей своей возрастной группы. Поэтому активность воспитателей в педагогической деятельности проявляться тогда, когда он видит конечный результат – усвоении каждым ребенком образовательной программы ДОУ, а также в высоком уровне готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Вот почему целесообразно анализировать выполнение образовательной программы не только за год, но и за полугодие, с использованием всевозможных диагностических карт, схем наблюдений.

Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет. Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики.

План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1, с. 34]. В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно- образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов.

План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы – педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т.п; индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т.п.. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами – это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др.



Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты: – создание стабильного и эффективно работающего коллектива; – переход педагогов на более высокий уровень профессионализма; – повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов; – участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства; – приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность; – повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения; – освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.
Функции и содержание методической работы

Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое;

Мотивационно – целевое;

Планово-прогностическое;

Организационно – исполнительское;

Контрольно – диагностическое;

Регулятивно – коррекционное.

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов,  тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно- аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии работы ДОУ, новых направлениях в педагогике и психологии дошкольного воспитания и образования, о новых программах и технологиях, а также об уровне профессиональной компетенции педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создана и постоянно пополняется библиотека специальной психолого – педагогической литературы.


Знакомство с интересной и новой информацией проходит также через Интернет.  Изучение новой литературы проводится в форме  педагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существует не только банк данных педагогов, но и банк сведений о семьях  воспитанников детского сада – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

имя,

отчество родителей,

возраст,

национальность,

социальный статус,

место работы,

условия проживания и т. д.

Дошкольное учреждение должно взаимодействовать с организациями:

детская библиотека,

городская центральная библиотека,

физкультурный диспансер,

краеведческий музей,

школа искусств.

В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора о  взаимодействии.

Мотивационно-целевое направление.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

В начале учебного года совместно с заведующей ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду.

На педсовете утверждается проект плана работы педколлектива на следующий   учебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельности  узких специалистов, сетка занятий, которая  разрабатывается в соответствии с законом РФ «Об образовании» и приказом Министерства  Образования России от 22.08.96 г. № 448.

Открытые мероприятия, расписанные по месяцам, отражаются в годовом плане.

Каждый педагог в течение одного учебного года или нескольких лет должен (по необходимости) заниматься подробной разработкой одного вопроса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и накоплением материала о выбранной теме. Итогом работы является повышение уровня самообразования педагога и накопление методических рекомендаций по изучаемым проблемам.

Планово-прогностическое направление.


Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.

Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В соответствии с годовым планом создаются текущие планы: месячные, недельные, которые конкретизируют, в отдельных случаях корректируют, дополняют мероприятия, намеченные на год, приводят их в соответствие с условиями, сложившимися на тот или иной период времени.

Все педагоги ДОУ работают по единому тематическому плану. Это отражается в том, что одна тема рассматривается в течение недели на всех занятиях, что способствует расширению и закреплению имеющихся сведений у детей об окружающем мире, развитию активного и пассивного словаря, практическому овладению навыков в разных видах деятельности.  

Организационно – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в ДОУ должна строиться с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Должны проводиться не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары), но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др. В процессе применения методов активного обучения педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, закрепление знаний в  деловых играх, решении проблемных ситуаций, кроссвордов и т. д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.