Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

рассказывать о некоторых ученых и изобре­тателях;

  • рассказывать о путешествии как способе позна­ния мира, о великих географических открытиях;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путе­шественниках, значении их открытий в жизни общества;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • приводить примеры веществ в разных состояни­ях (твердом, жидком, газообразном);

  • приводить примеры разнообразия условий жиз­ни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности расте­ний и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использовани­ем простейших приборов и инструментов;

  • рассказывать о происхождении календаря;

  • читать условные обозначения на географиче­ской карте;

  • читать условные обозначения на исторической карте;

  • пользоваться компасом и определять стороны горизонта на местности.

3 класс

Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрица­тельного отношения человека к природе;

  • характеризовать части растений и их значение;

  • характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности;

  • характеризовать особенности движения, пита­ния, дыхания, размножения и развития животных;

  • различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые;

  • различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопи­тающие;

  • приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы;

  • рассказывать о материках и их особенностях;

  • рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях;

  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

  • рассказывать о символах страны;

  • рассказывать о государственных праздниках страны;

  • рассказывать о культурных достопримечатель­ностях своего города (села);

  • рассказывать о правах ребенка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • показывать на карте природные зоны России;

  • рассказывать об устройстве нашего государства;

  • показывать на карте материки;

  • показывать столицу нашего государства, родной город или село;

  • рассказывать об основных символах и праздни­ках стран

  • рассказывать о достопримечательностях родно­го города, села;

  • приводить примеры многообразия растительно­го и животного мира;

  • описывать на основе предложенного плана изу­ченные объекты и явления живой и неживой природы;

  • применять меры безопасности в городе и на при­роде;

  • пользоваться различными справочными изда­ниями.


4 класс

Обучающиеся научатся:

рассказывать о строении организма человека;

  • рассказывать о правилах личной гигиены, о зна­чении физической культуры для развития организ­ма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков;

  • различать государственную символику Россий­ской Федерации (герб, флаг, гимн);

  • показывать на карте границы Российской Фе­дерации;

  • различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте;

  • описывать основные этапы развития государст­ва (Древняя Русь, Московское государство, Россий­ская империя, СССР, Российская Федерация);

  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование госу­дарства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1612 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы; 1613 г. — начало правления новой династии Рома­новых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — из­гнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена кре­постного права; февраль 1917 г. — свержение само­державия, отречение императора Николая II от пре­стола; октябрь 1917 г. — революция, установление советской власти; 1922 г. — образование СССР; 1941 —1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Россий­ской Федерации суверенным государством);

  • описывать государственное устройство Россий­ской Федерации;

  • называть основные положения Конституции;

  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Дон­ской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Уша­ков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

  • характеризовать основные научные и культур­ные достижения своей страны;

  • описывать культурные достопримечательности своего края;

  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком, дату исторического собы­тия с лентой времени;

  • находить на карте места важнейших историче­ских событий российской истории;

  • рассказывать о ключевых событиях истории го­сударства;

  • рассказывать об основных событиях истории своего края.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве;

  • использовать знания о строении и функциони­ровании организма человека для сохранения и ук­репления своего организма;

  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории России;

  • описывать обычаи народов России;

  • определять последовательность исторических событий;

  • показывать на карте территорию Российского государства, крупные города;

  • пользоваться настенной исторической картой;

  • находить необходимую информацию в дополни­тельной литературе и в электронных источниках и контролируемом Интернете;

  • создавать сообщения в виде текстов, аудио- и ви­деофрагментов;

  • готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.


Содержание учебного предмета
1 класс (66 ч) «Человек и природа»

Человек в коллективе (20 ч)

Мир, в котором я живу. Природа живая и не­живая.

Я — школьник. Какие знания получает человек в школе. Зачем нужны человеку знания и умения (чи­тать, писать, считать, ориентироваться в окружаю­щем мире).

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределение семейных обязан­ностей. Обязанности ребенка в семье. Семейные традиции.

Человек живет в коллективе. Школьный коллек­тив. Общение в коллективе. Учитель и ученики. Культура поведения в школе, коллективе, общест­венных местах.

Новый распорядок дня, который внесла школа в жизнь ребенка. Чередование труда и отдыха в режи­ме дня.

Правила личной гигиены в школе и дома. Пра­вила безопасности дома и в школе (вода, электри­чество, огонь). Телефоны экстренной помощи.

Место, где я живу (дом, улица, город, страна). Мой адрес. Занятия и профессии людей.

Правила безопасного поведения на улице. Зна­комство с дорожными знаками.

Человек и природа(30 ч)

Что нас окружает. Природа живая (человек, жи­вотные, растения, микробы, грибы). Отличие живой природы от неживой.

Явления природы (снегопад, дождь, гроза, рас­свет, закат, ветер). Погода, ее составляющие (темпе­ратура воздуха, осадки, облачность). Определение температуры воздуха с помощью термометра. Пред­сказание погоды и его значение в жизни людей.

Растения. Культурные и дикорастущие растения. Ядовитые растения и грибы. Редкие и исчезающие растения. Комнатные растения и уход за ними. Де­ревья, кустарники, травы.


Домашние и дикие животные. Редкие и исчезаю­щие животные, занесенные в Красную книгу. Запо­ведники, их роль в охране природы.

Человек и природа. Значение неживой и живой природы в жизни человека. Использование челове­ком богатств природы. Бережное отношение к окру­жающему миру.

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена дня и но­чи. Сезонные изменения в природе. Причины сезон­ных изменений. Времена года (осень, зима, весна, лето), их характеристики и основные признаки.

Как мы познаем мир (16 ч)

Как человек познает мир. Органы чувств. Источ­ники информации: устное общение, рассказы взрос­лых, книги, радио- и телепередачи, сеть Интернет. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Музеи. История развития письменности. Ал­фавит.

Мир, созданный руками человека. Современный человек живет в измененной окружающей среде.

Экскурси и1. «Многообразие природы родного края», «Влияние деятельности человека на приро­ду», «Растения и животные леса, парка, луга, водо­ема», «Сезонные явления в жизни растений и жи­вотных (осень, зима, весна)».

Практические работы. Посадка сажен­цев кустарников, деревьев. Выращивание рассады

1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природ­ных особенностей.

цветочных и овощных культур. Уход за комнатны­ми растениями. Изготовление кормушек для птиц. Подкармливание птиц зимой. Измерение температу­ры воздуха с помощью термометра.

2 класс (68 ч) «Человек и Вселенная»

Общее представление о Вселенной (20 ч)

Вселенная в представлении народов древности. Мифы древних народов о строении Земли и Вселен­ной. Система мира по Н. Копернику.

Солнечная система, ее строение. Планеты земной группы. Луна. Звезды и созвездия. Солнце — бли­жайшая звезда. Космические исследования Солнеч­ной системы. Влияние Солнца на живые организмы, на человека. Что такое календарь. От зарубок — к современному календарю. Как люди научились считать время. Сутки, неделя, месяц, год. Механиз­мы, измеряющие время (солнечные, водяные, песоч­ные, современные часы).

Как человек открывал и исследовал Землю (24 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Глобус — модель Земли. План, масштаб (на уровне поня­тия), условные обозначения. Карта (географиче­ская и историческая). Материки и океаны, их на­звания, расположение на глобусе и карте. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.


Дополнительные сведения. Важней­шие географические открытия. М. Поло («Книга чудес»), X. Колумб (открытие Америки), Ф. Магел­лан (первое кругосветное путешествие). Русские первопроходцы. Поход Ермака, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (открытие Антарктиды), И. Крузен­штерн и Ю. Лисянский (первое кругосветное путе­шествие русских).

Наш дом - планета Земля (24 ч)

Строение Земли (общие представления).

Суша Земли. Основные формы рельефа суши: горы и равнины. Материки, острова.

Горные породы. Полезные ископаемые, их добы­ча и рациональное использование. Почва. Состав почвы. Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почвы.

Водная оболочка Земли. Вода на планете Земля. Круговорот воды в природе. Три состояния воды. Свойства воды. Значение воды для живых организ­мов. Как человек использует воду. Охрана воды.

Воздушная оболочка Земли — атмосфера. Состав и свойства воздуха. Атмосферные явления. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды. Зна­чение воздуха в жизни живых организмов, челове­ка. Охрана воздуха.

Живая оболочка Земли и ее границы.

Э к с к у р с и и. «Звездное небо (планетарий)», «Горные породы и полезные ископаемые (геологиче­ский музей)», «Реки и озера родного края», «Знаком­ство с краеведческим музеем (природа родного края)».

Практические работы. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение за по­годой и сезонными изменениями в природе. Наблю­дение за состоянием водоемов, растительного и жи­вотного мира в разное время года. Наблюдение за об­лаками, их описание и зарисовка.

Ориентирование по компасу. Построение простей­шего плана местности.

3 класс (68 ч) «Человек и его соседи»

Живые соседи человека (22 ч)

Многообразие живых организмов. Основные при­знаки живых организмов. Сходства и различия рас­тений и животных.

Разнообразие растений. Цветковые, голосемен­ные, споровые (водоросли, мхи, папоротники). Орга­ны цветкового растения. Жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Общее представление о питании растений и роли этого процесса в природе. Значение растений в природе и жизни человека. Сель­скохозяйственные растения твоей местности.

Разнообразие животных (по внешним морфологи­ческим признакам): насекомые, рыбы, земновод­ные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности питания разных видов животных. Размножение животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Животноводство. Разведение домашних животных. Среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания.