Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
-
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; -
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества; -
называть планеты Солнечной системы; -
отличать планету от звезды; -
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном); -
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд); -
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; -
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; -
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов; -
рассказывать о происхождении календаря; -
читать условные обозначения на географической карте; -
читать условные обозначения на исторической карте; -
пользоваться компасом и определять стороны горизонта на местности.
3 класс
Обучающиеся научатся:
-
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; -
характеризовать части растений и их значение; -
характеризовать строение тела животного, его отличительные особенности; -
характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; -
различать основные группы растений: хвойные, цветковые, голосеменные, споровые; -
различать основные группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; -
приводить примеры взаимосвязей компонентов неживой и живой природы; -
рассказывать о материках и их особенностях; -
рассказывать о природных зонах нашей страны и их особенностях; -
рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны; -
рассказывать о символах страны; -
рассказывать о государственных праздниках страны; -
рассказывать о культурных достопримечательностях своего города (села); -
рассказывать о правах ребенка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
показывать на карте природные зоны России; -
рассказывать об устройстве нашего государства; -
показывать на карте материки; -
показывать столицу нашего государства, родной город или село; -
рассказывать об основных символах и праздниках стран -
рассказывать о достопримечательностях родного города, села; -
приводить примеры многообразия растительного и животного мира; -
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; -
применять меры безопасности в городе и на природе; -
пользоваться различными справочными изданиями.
4 класс
Обучающиеся научатся:
рассказывать о строении организма человека;
-
рассказывать о правилах личной гигиены, о значении физической культуры для развития организма, о вреде алкоголя, табака и наркотиков; -
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); -
показывать на карте границы Российской Федерации; -
различать права и обязанности гражданина, в частности ребенка; -
описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте; -
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация); -
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1612 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы; 1613 г. — начало правления новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, введение новой системы летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — свержение самодержавия, отречение императора Николая II от престола; октябрь 1917 г. — революция, установление советской власти; 1922 г. — образование СССР; 1941 —1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); -
описывать государственное устройство Российской Федерации; -
называть основные положения Конституции; -
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ); -
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; -
описывать культурные достопримечательности своего края; -
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком, дату исторического события с лентой времени; -
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; -
рассказывать о ключевых событиях истории государства; -
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
оказывать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожении, перегреве; -
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего организма; -
рассказывать о наиболее важных событиях в истории России; -
описывать обычаи народов России; -
определять последовательность исторических событий; -
показывать на карте территорию Российского государства, крупные города; -
пользоваться настенной исторической картой; -
находить необходимую информацию в дополнительной литературе и в электронных источниках и контролируемом Интернете; -
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов; -
готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений.
Содержание учебного предмета
1 класс (66 ч) «Человек и природа»
Человек в коллективе (20 ч)
Мир, в котором я живу. Природа живая и неживая.
Я — школьник. Какие знания получает человек в школе. Зачем нужны человеку знания и умения (читать, писать, считать, ориентироваться в окружающем мире).
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределение семейных обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Семейные традиции.
Человек живет в коллективе. Школьный коллектив. Общение в коллективе. Учитель и ученики. Культура поведения в школе, коллективе, общественных местах.
Новый распорядок дня, который внесла школа в жизнь ребенка. Чередование труда и отдыха в режиме дня.
Правила личной гигиены в школе и дома. Правила безопасности дома и в школе (вода, электричество, огонь). Телефоны экстренной помощи.
Место, где я живу (дом, улица, город, страна). Мой адрес. Занятия и профессии людей.
Правила безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками.
Человек и природа(30 ч)
Что нас окружает. Природа живая (человек, животные, растения, микробы, грибы). Отличие живой природы от неживой.
Явления природы (снегопад, дождь, гроза, рассвет, закат, ветер). Погода, ее составляющие (температура воздуха, осадки, облачность). Определение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Растения. Культурные и дикорастущие растения. Ядовитые растения и грибы. Редкие и исчезающие растения. Комнатные растения и уход за ними. Деревья, кустарники, травы.
Домашние и дикие животные. Редкие и исчезающие животные, занесенные в Красную книгу. Заповедники, их роль в охране природы.
Человек и природа. Значение неживой и живой природы в жизни человека. Использование человеком богатств природы. Бережное отношение к окружающему миру.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Причины сезонных изменений. Времена года (осень, зима, весна, лето), их характеристики и основные признаки.
Как мы познаем мир (16 ч)
Как человек познает мир. Органы чувств. Источники информации: устное общение, рассказы взрослых, книги, радио- и телепередачи, сеть Интернет. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Музеи. История развития письменности. Алфавит.
Мир, созданный руками человека. Современный человек живет в измененной окружающей среде.
Экскурси и1. «Многообразие природы родного края», «Влияние деятельности человека на природу», «Растения и животные леса, парка, луга, водоема», «Сезонные явления в жизни растений и животных (осень, зима, весна)».
Практические работы. Посадка саженцев кустарников, деревьев. Выращивание рассады
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
цветочных и овощных культур. Уход за комнатными растениями. Изготовление кормушек для птиц. Подкармливание птиц зимой. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.
2 класс (68 ч) «Человек и Вселенная»
Общее представление о Вселенной (20 ч)
Вселенная в представлении народов древности. Мифы древних народов о строении Земли и Вселенной. Система мира по Н. Копернику.
Солнечная система, ее строение. Планеты земной группы. Луна. Звезды и созвездия. Солнце — ближайшая звезда. Космические исследования Солнечной системы. Влияние Солнца на живые организмы, на человека. Что такое календарь. От зарубок — к современному календарю. Как люди научились считать время. Сутки, неделя, месяц, год. Механизмы, измеряющие время (солнечные, водяные, песочные, современные часы).
Как человек открывал и исследовал Землю (24 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Глобус — модель Земли. План, масштаб (на уровне понятия), условные обозначения. Карта (географическая и историческая). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги.
Дополнительные сведения. Важнейшие географические открытия. М. Поло («Книга чудес»), X. Колумб (открытие Америки), Ф. Магеллан (первое кругосветное путешествие). Русские первопроходцы. Поход Ермака, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (открытие Антарктиды), И. Крузенштерн и Ю. Лисянский (первое кругосветное путешествие русских).
Наш дом - планета Земля (24 ч)
Строение Земли (общие представления).
Суша Земли. Основные формы рельефа суши: горы и равнины. Материки, острова.
Горные породы. Полезные ископаемые, их добыча и рациональное использование. Почва. Состав почвы. Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почвы.
Водная оболочка Земли. Вода на планете Земля. Круговорот воды в природе. Три состояния воды. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Как человек использует воду. Охрана воды.
Воздушная оболочка Земли — атмосфера. Состав и свойства воздуха. Атмосферные явления. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды. Значение воздуха в жизни живых организмов, человека. Охрана воздуха.
Живая оболочка Земли и ее границы.
Э к с к у р с и и. «Звездное небо (планетарий)», «Горные породы и полезные ископаемые (геологический музей)», «Реки и озера родного края», «Знакомство с краеведческим музеем (природа родного края)».
Практические работы. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе. Наблюдение за состоянием водоемов, растительного и животного мира в разное время года. Наблюдение за облаками, их описание и зарисовка.
Ориентирование по компасу. Построение простейшего плана местности.
3 класс (68 ч) «Человек и его соседи»
Живые соседи человека (22 ч)
Многообразие живых организмов. Основные признаки живых организмов. Сходства и различия растений и животных.
Разнообразие растений. Цветковые, голосеменные, споровые (водоросли, мхи, папоротники). Органы цветкового растения. Жизненные формы растений (травы, кустарники, деревья). Общее представление о питании растений и роли этого процесса в природе. Значение растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные растения твоей местности.
Разнообразие животных (по внешним морфологическим признакам): насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности питания разных видов животных. Размножение животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Животноводство. Разведение домашних животных. Среда обитания. Приспособление организмов к среде обитания.