Файл: Протокол 1 от Рассмотрено на методическом совете Протокол 1 от Согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Красная книга России, ее значение, от­дельные представители растений и животных Крас­ной книги.

Природное сообщество (луг, лес, водоем). Орга­низмы в сообществах, их разнообразие и приспособ­ленность к условиям жизни, взаимосвязь орга­низмов.

Природные зоны России (12 ч)

Климатические условия, растительный и живот­ный мир природных зон. Зона арктических пус­тынь. Тундра. Леса. Степи. Пустыни.

Материки, их особенности (10 ч)

Евразия, Африка, Австралия, Северная Амери­ка, Южная Америка, Антарктида. Климат. Рельеф. Растительный и животный мир. Знакомство с глав­ными достопримечательностями стран с контраст­ными особенностями.

Расселение человека по планете (24 ч)

Где и как селился человек. От первого поселе­ния — к городу. Какие бывают города. Древне­русский город. Герб города.

Город, село, деревня — место, где ты живешь. Улицы рассказывают о прошлом. История дома. Русская изба. Дом горожанина.

Современный город. Города «Золотого кольца» России.

Библиотека — хранилище книг. Как передавали и сохраняли знания.

Музеи города. Что находится в музее, какие быва­ют музеи (исторический, художественный, политех­нический).

Что такое государство. Символы Российского государства (флаг, герб, гимн). Москва — столица России. Красная площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы. Праздники и тра­диции нашей страны.

Конституция — Основной закон Российской Фе­дерации. Права и обязанности граждан. Права ре­бенка. Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык нашей страны.

Экскурсии. «Обитатели водоема», «Растения и животные луга», «Растения и животные леса», «Исторический, политехнический, краеведческий, художественный музеи».

Практические работы. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, выявле­ние сходств и различий между ними. Изучение орга­нов цветкового растения, выявление признаков при­способленности растений и животных к опреде­ленной среде обитания. Составление коллекции растений. Составление плана местности. Зарисовка герба города.

4 класс (68 ч) «Человек на планете Земля»

Человек как живой организм (22 ч)

Человек — часть живой природы. Сходства и раз­личия человека и животных. Человек — живой ор­ганизм. Строение тела человека. Основные системы органов человека, их функционирование.


Кожа, ее строение, значение и гигиена. Первая помощь при порезах, ушибах, ожогах, обмороже­нии, перегреве. Предупреждение наиболее распро­страненных инфекционных заболеваний. Закали­вание организма. Правила измерения температуры тела человека.

Опорно-двигательная система. Строение и значе­ние скелета. Мышцы. Значение труда и физических упражнений для развития и укрепления скелета и мышц.

Пищеварительная система. Продукты питания, их состав. Витамины. Работа органов пищеварения. Гигиена и режим питания.

Органы дыхания. Значение дыхания. Гигиена ор­ганов дыхания.

Кровеносная система, ее значение. Сердце и сосуды. Пульс. Тренировка сердца.

Нервная система, ее значение. Значение головно­го мозга.

Органы чувств, их роль в процессе познания окру­жающего мира. Режим труда и отдыха.

Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья че­ловека.

Основные этапы истории России (40 ч)

Лента времени. Историческое время. Счет лет в истории.

Древняя Русь. Образование Древнерусского госу­дарства. Крещение Руси. Древнерусские города. Быт и занятия людей, развитие культуры.

Монгольское нашествие. Дмитрий Донской и Ку­ликовская битва.

Московское государство в XV—XVI вв. Быт и за­нятия людей, развитие культуры. Книгопечатание. Зодчество.

Российское государство в XVII в. Правление Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни людей.

Россия в XVIII в. «Золотой век» русского дворянст­ва. Победы русского оружия. Генералиссимус А. Су­воров и адмирал Ф. Ушаков. Открытия и изобрете­ния. Создание первого университета. М. Ломоносов. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник и др.).

Россия в XIX в. Война с Наполеоном. Бородин­ское сражение. Полководец М. Кутузов. Партизан­ская война.

Начальные сведения об основных этапах разви­тия русской культуры. Древнерусский иконописец (А. Рублев), архитекторы (М. Казаков, В. Баженов, А. Фьораванти, Б. Растрелли), художники (А. Вас­нецов, К. Брюллов, В. Суриков), поэты (А. Пушкин, М. Лермонтов), композиторы (М. Глинка, П. Чай­ковский).

«Путешествия» в царский дворец, усадьбу поме­щика, крестьянский дом, монастырь, мастерскую ремесленника.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Развитие страны в 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. Восстановление страны после войны. Освоение космоса. Культурные достижения России в XX в.

Россия в начале XXI в.



Человек в современном мире (6 ч)

Россия — многонациональное государство. Наро­ды нашей страны. Традиции, культура, религии.

Экскурсии. В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с ос­новными событиями истории страны, края, города.

Практические работы. Подсчитывание пульса в состоянии покоя и после физической нагруз­ки. Оказание первой помощи при легких, незначи­тельных травмах. Определение своего веса и роста.


Тематическое планирование 1 класс




Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы




Человек в коллективе

22

2

1




Человек и природа

27

3

2




Как мы познаем мир

17

3

1



















Итого:

66

8

4






























Тематическое планирование 2 класс




Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Общее представление о Вселенной (20 ч)


20

2




2

Как человек открывал и исследовал Землю ( 24ч )


24

4

1

3

Наш дом – планета Земля (24 ч.)



24

3

1




ИТОГО:

68

9

1


Тематическое планирование 3 класс




Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Живые соседи человека (22 ч)


27

2

1

2

Природные зоны России (12 ч)


8




1

3

Наша страна


6

1




4

Материки, их особенности (10 ч)


8







5

Расселение человека по планете (24 ч)


19

2

1




ИТОГО:

68









Тематическое планирование 4 класс




Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Человек – живой организм

22




1

2

Основные этапы истории России

40




1

3

Человек в современном мире

6




1




итого

68