Файл: Курсовая работа Связи с общественностью в туризме Исполнитель студентка iii курса Факультета сгт.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Благотворительность. В отличие от спонсорства, ориентированного в основном на помощь в организации массовых мероприятий или торжеств, благотворительность представляет собой

разовое или регулярное оказание материальной помощи нуждающимся в ней учреждениям социальной сферы (детским садам, школам, детским домам, домам престарелых) в расчете на возможность освещения данных актов благотворительности средствами массовой информации, завоевание положительного имиджа среди работников бюджетной сферы, органов государственной или местной власти.

6. Презентации. По своей форме презентации являются внекорпоративными мероприятиями, которые организуются работниками туроператора для ограниченного круга внешних участников.

Презентации организуются обычно по поводу представления новых туров, программ или направлений работы. Также проходят презентации нового управляющего состава, новых деловых партнеров (например, иностранной meet-компании), нового офиса, концепции или стратегии работы. Несомненно, презентация, как довольно важное для деятельности любой фирмы и дорогостоящее мероприятие, должно получить максимально возможный общественный резонанс, что достигается опять же вовлечением журналистов и привлечением их внимания к мероприятию.

7. Корпоративные мероприятия, которые представляют собой организуемые менеджментом туроператора (или нескольких туроператоров) акции, направленные на участие в них членов своего коллектива. Основным предназначением корпоративных мероприятий (например, торжественное подведение итогов года, празднование корпоративных юбилеев и торжеств) является формирование столь необходимого для туризма и туристического бизнеса корпоративного духа. Однако, организуя крупные корпоративные мероприятия, могущие представить интерес для широкой и далекой от проблем туризма общественности, туроператор – организатор зачастую прибегает к помощи со стороны СМИ в широком освещении данной акции.

8. Туристические выставки. Наконец, основным инструментом PR в туризме, долгое время остающемся наиболее популярным и действенным, является участие туроператора в регулярно проводимых туристических выставках.

Промежуточные цели стимулирования потребителей заключаются в поощрении максимально интенсивного потребления туристических услуг (что особо актуально для сглаживания фактора сезонности в туризме), привлечении потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих туроператоров, удержании постоянных клиентов. В отличие от рекламных способов продвижения тура, стимулирование потребителей является адресным мероприятием, выражается, соответственно, в форме личного обращения менеджеров туроператора к каждому конкретному клиенту. Следовательно, средства стимулирования потребителей могут быть избирательными (то есть назначаться индивидуально для каждого конкретного клиента в зависимости от степени значимости удержания данного клиента для самого туроператора) и общими (то есть, применяемыми в отношении всех потребителей туроператора вне зависимости от их личности).


К избирательным средствам стимулирования потребителей можно отнести:

- бонусно-накопительную систему для постоянных клиентов, смысл которых – в предоставлении клиенту материальных благ (бесплатные услуги или скидки) в случае выполнения клиентом ряда условий (например, приобретение путевок на сумму большую 5000 $). Разумеется, эффективность данной программы будет максимальной, если о ее (программы) существовании будет информировано максимальное количество как постоянных, так и только потенциальных клиентов туроператора;

- подарки и призы с фирменной символикой всем приобретающим путевки (наиболее распространены подарки в виде маек, ручек, календарей, записных книжек, одноразовых фотоаппаратов);

- включение в стоимость дополнительных услуг (к примеру, постоянно приобретающему путевки клиенту можно "подарить" дополнительную ночь в отеле или экскурсию);

- внимательное отношение к постоянным клиентам, ведение специальной базы данных постоянных клиентов, регулярное общение с ними, поздравление с юбилеями и праздниками;

- проведение конкурсов, викторин и лотерей между постоянными клиентами, эффективность которых также зависит как от осведомленности клиентов о предстоящих мероприятиях, так и от "справедливости" и "честности" их проведения.

В отличие от избирательных средств стимулирования потребителей общие ориентированы на весь потребительский рынок, главной целью имеют привлечение потребителей, ранее пользовавшихся услугами конкурирующих фирм. К ним можно отнести широко рекламируемые сезонные скидки и специальные предложения; проведение конкурсов, викторин, лотерей; предоставление ряда бесплатных услуг; чествование каждого 100, 1000, 10 000 клиента и т. д.

При осуществлении паблик рилейшнз используются общие правила, которые применяются и в других элементах коммуникационного комплекса: определение целей, исследование целевого рынка, разработка соответствующей тактики действий, использование других средств, как например, позиционирование, работа со средствами массовой информации, или СМИ (отношения с широкой общественностью), отношения с потребителями, отношения с партнерами, отношения с местной общественностью, отношения с занятыми, отношения с государством и местными органами управления, отношения с инвесторами, управление кризисом, управление имиджем и репутацией, организация рекламы туристического предприятия, создание фирменного стиля и др.



Создание фирменного стиля – важный компонент Паблик Рилейшнз. Понятие фирменного стиля, как правило, включает:

  1. Товарный знак, то есть обозначение, отличающее товары фирмы от изделий других фирм;

  2. Логотип – начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы товаров фирмы;

  3. Фирменный блок;

  4. Фирменный лозунг – то, что определяет кредо фирмы;

  5. Фирменный цвет;

  6. Фирменный комплект шрифтов.

Следует отметить, что иногда фирменный стиль имеет составляющие, воздействующие на различные органы чувств: радиопозывные, гимн, одежда, ароматы и т. п.

Из всего этого мы можем заключить, что арсенал пирщиков при работе с турбизнесом довольно широк, хотя опыт его на российском рынке относительно скромен, а значит, горизонты еще расширять и расширять.

2.2 Деятельность турфирм по привлечению клиентов за рубежом и в России
Мировой туризм имеет свою весьма влиятельную координационную структуру. Достаточно сказать, что Всемирная туристская организация (ВТО), штаб-квартира которой находится в Мадриде, является сегодня специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, а стало быть, стоит в одном ряду, допустим, с ЮНЕСКО или Всемирной организацией здравоохранения.

Разумеется, мировые туристические паблик рилейшенз отличаются масштабом и высокой технологичностью. Если брать классические PR-программы, то в первую очередь надо отметить проект под названием "Туризм обогащает", главный смысловой подтекст которого: единство в многообразии. Оригинальные буклеты, флаеры, видеофильмы на основных международных языках (к слову сказать, русский – один из трех официальных языков ВТО, а сайт этой организации содержит русскоязычную версию), тематические семинары. Все это и многое другое, объединенное в рамках самобытной программы-слогана, эффективно работает на развитие туризма во всем мире и в отдельно взятых странах.

Но гораздо более в плане эффективности показателен антикризисный PR, осуществляемый, как правило, в условиях цейтнота. Так, после декабрьского цунами ВТО оперативно организовала по горячим следам целый ряд мероприятий с целью предотвращения серьезнейших последствий для туристического сектора стран Юго-Восточной Азии, прежде всего для Индонезии, Таиланда и Шри-Ланки. Спустя месяц на Пхукете была созвана чрезвычайная сессия Исполнительного совета ВТО, в рамках которой для представителей туристических администраций и крупнейших туроператорских компаний главных направляющих стран были организованы ознакомительные поездки.


Следующим шагом стала впечатляющая серия пресс-туров, состоявшаяся при поддержке Управления туризма Таиланда и Министерства культуры и туризма Индонезии, ведущих региональных авиакомпаний и отелей. Автору этих строк довелось участвовать в одной из таких поездок в составе интернациональной команды журналистов (из Испании, Великобритании, Германии и Италии), приглашенной ВТО. Большая часть программы нашего пресс-тура относилась к районам, в действительности практически не пострадавшим от стихии, но зато серьезно затронутым негативной информационной волной, пронесшейся по всему миру вслед за цунами. Бали, Джокьякарта, Джакарта, Бангкок...

Но больше всего поразило, что даже на Пхукете мы увидели в пределах одной и той же лагуны немало участков, почти не пострадавших от цунами. В этой связи наиболее сильное впечатление оставили слова генерального менеджера отеля "Шератон Лагуна Бич", сказанные им во время неформального общения: "Территория нашего отеля, согласно репортажам CNN, была якобы полностью разрушена. А так как в течение трех первых дней после цунами мы не имели никакой связи с внешним миром, то моя матушка, живущая в Англии и видевшая этот сюжет, чуть не получила инфаркт...". (К слову, в составе нашего пресс-тура были два весьма влиятельных британских журналиста.)

Так что хорошо организованный пресс-тур (а пресс-служба ВТО, в которой, кстати, не последнюю роль играют наши соотечественники, достигла на этой ниве больших успехов) – это один из самых популярных и действенных PR-инструментов в сфере туризма, как и проведение специализированных региональных медиа-форумов. В мае этого года один из таких форумов, TourCom ("Туризм и коммуникации"), состоялся на Бали. Вкупе с регулярной рассылкой новостей и активным участием в крупнейших международных выставках участникам московского MITTа, проходившего в конце марта этого года, наверняка запомнились оригинально выполненные наклейки на одежду – весь этот инструментарий дает мощный положительный эффект. Благодаря своевременно предпринятым PR-усилиям, есть все основания полагать, что Юго-Восточная Азия практически восстановит въездной турпоток к предстоящему высокому сезону.

Переходя теперь к разговору о нашей стране, с сожалением отметим, что в осуществлении хорошо продуманных PR-кампаний, ориентированных на внешний и внутренний рынок, Россия пока в значительной степени отстает от большинства ведущих туристических держав. Во многом это объясняется затянувшимся управленческим коллапсом, когда без малого год наш туризм пребывал в состоянии анабиоза. Динамика административных перемен (Департамент туризма Минэкономразвития – Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму – и, наконец, Федеральное агентство по туризму) не могла пройти бесследно для имиджа России как туристически привлекательной страны. Потому что этот имидж необходимо не только формировать, но также постоянно поддерживать и продвигать. В этом смысле можно с полной уверенностью утверждать, что по большому счету сегодня речь идет именно о формировании такого имиджа, о выработке целостной и долгосрочной PR-стратегии. И отрадно, что руководство Ростуризма, во главе с Владимиром Стржалковским (бывшим замом Германа Грефа, курировавшим и ранее туристическую отрасль), рассматривает эту задачу как одну из приоритетных. И первые шаги в этом направлении уже предприняты. Так, Россия в будущем году серьезно расширит число международных выставок, где она выступит с объединенным стендом, представляющим туристский потенциал всех ключевых в этом отношении регионов.


С целью более активного промоушена за рубежом в ближайшее время предполагается создать отделы туризма при многих российских торгпредствах. Кроме того, планируется проведение широкомасштабных рекламно-информационных кампаний в Великобритании, Германии, Испании, Франции и других странах, откуда идет основной въездной поток. Кстати, по итогам минувшего года отмечено заметное падение общего въездного турпотока. И одной из главных причин этого, наряду с подорожанием турпакета, как раз и стала, по словам Владимира Стржалковского, затянувшаяся пауза в осуществлении рекламной и PR-деятельности.

Выше уже упоминалась эффективность пресс-туров как PR-инструмента. В 2006 году будет организовано сразу несколько поездок западных журналистов по России с посещением основных туристских центров. Также в следующем году появится новая электронная газета, которая будет делаться силами сотрудников Федерального агентства по туризму, а сайт http://www.russiatourism.ru/ претерпит существенную модернизацию и со временем превратится в мощный Интернет-ресурс, аккумулирующий и распространяющий основные туристские информационные потоки.

Началось плодотворное сотрудничество Ростуризма с ведущими телевизионными каналами. В частности, уже на протяжении нескольких месяцев в утреннем эфире РТР идет программа "Утра мира", а в скором времени будет запущен и цикл "Утра России". Как сказал Владимир Стржалковский, в настоящее время ведутся активные переговоры с новым спутниковым каналом Russia Today, и одновременно оцениваются перспективы такого сотрудничества в ракурсе туристического имиджа России.

Что же касается пиара внутреннего туризма, то стоит отметить масштабный проект "Отдыхайте в России". Его изюминкой стала публикация целой серии материалов под одноименной рубрикой в крупнейших региональных периодических изданиях. В данном случае используется перекрестный принцип: например, в газете "Нижегородские новости" публикуется статья, рассказывающая о новинках летнего сезона на курортах Кубани, а в газете " Ставропольская правда" – заметка о Празднике Русского Лаптя в Великом Устюге.

Здесь как раз вполне уместно будет перейти, так сказать, от макро- к микроуровню и уделить внимание тем PR-технологиям, которые применяются непосредственно регионами, туристическими компаниями и предприятиями гостиничного сектора.
2.3 Событийный туризм как PR-феномен
Региональные органы управления туризмом постепенно, но неизбежно приходят к поиску новых форм своей PR-активности, все чаще используя нетрадиционные и оригинальные ходы. Любопытно, что при этом самостоятельным PR-инструментом становятся отдельные направления – такие, как событийный туризм. Взять тот же Праздник Русского Лаптя, впервые организованный нынешним летом вологжанами в "Столице Деда Мороза". Как сказала нам пресс-секретарь местной администрации Елена Зеленина, это мероприятие само по себе не только привлекло дополнительное внимание к Великому Устюгу, но и положило начало его принципиальному репозиционированию из зимнего в круглогодичный туристический центр. туризм турфирма пиар