Файл: Курсовая работа 1 Дополнительное образование цель, задачи, содержание студента 2 курса на211 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Дополнительное образование в онлайн-пространстве


Дистанционное образование было определено Холмбергом следующим образом: «дистанционное образование включает различные формы обучения всех уровней, которое не находится под постоянным и непосредственным надзором преподавателя в аудитории или здании, но которое тем не менее отвечает требованиям планирования, руководства и контроля со стороны образовательного учреждения» [21; 116].

Дистанционное (удаленное) образование характеризуется прежде всего территориальным отстоянием обучающегося и обучаемого. Это расстояние преодолевается с помощью технологий телекоммуникации, которые помогают дистанционному образованию сохранять все свойственные учебному процессу компоненты. Дистанционное обучение включает большой ряд разновидностей, определяемых целями образовательного процесса, удаленностью участников, соотношением удаленной и очной форм обучения. Методы передачи информации дистанционного образования до широкого распространения интернет-технологий включали высылаемые по почте печатные материалы, радиовещание и телепрограммы.

И только с развитием онлайн-коммуникаций асинхронное дистанционное образование уступило место синхронному, когда преподаватели общаются с обучаемыми непосредственно и одновременно, в специально выделенное время
[5; 252].

Наиболее совершенной формой дистанционного образования сегодня является онлайн-обучение. Как пишет американский исследователь Хоуп Кентнор, «Онлайн-образование – уже не тенденция. Это уже мейнстрим» [22].

Онлайн-образование можно определить следующим образом: это использование интернета для получения учебных материалов, для взаимодействия с материалом, преподавателем и другими студентами, а также для получения помощи в учебном процессе для получения знания, для построения собственного мнения и для повышения уровня опыта.

Дистанционное обучение имеет ряд плюсов:

– пользователи системы дистанционного обучения имеют возможность получать образование в удобное для себя время, в комфортном темпе, находясь в любой точке мира;

– учащиеся имеют доступ ко всей необходимой литературе после регистрации либо получают учебные материалы по почте и могут проконсультироваться с преподавателем посредством телекоммуникаций (электронная почта, система обратной связи, социальные сети), что эффективнее и быстрее, чем назначать очную встречу;

– дистанционное обучение дешевле очного и заочного; – удаленное обучение обеспечивает возможность учиться без отрыва от работы: такого типа образование не прерывает трудовой стаж, а материал, полученный студентом, может быть сразу применен в работе;


– дистанционные технологии подходят для организации индивидуального подхода;

– исключается возможность субъективной оценки знаний, аттестация проходит в форме онлайн-тестов.

Вместе с тем дистанционное обучение имеет и ряд серьезных недостатков:

– сужение потенциальной аудитории, не все желающие учиться имеют возможность включиться в учебный процесс (компьютер, доступ в сеть Интернет);

– недостаточная компьютерная подготовка и/или недостаток практических знаний многих потенциальных участников процесса;

– недостаточность дискуссионного поля и личного взаимодействия;

– необходима сильная мотивация обучаемого [8; 30].

Как отмечают практики онлайн-образования, в удаленном обучении используется масса педагогических методов: интерактивные многоразовые объекты исследования; компьютерные модели, ссылки на вебсайты по теме, на опубликованные статьи, тесты для самопроверки, задания, видео- и аудио-файлы, упражнения по онлайн-ресурсам, задания по чтению электронных книг, онлайн-дискуссии и многое другое [8; 17].

На сегодняшний день представлено большое количество организаций, где можно освоить программы дополнительного профессионального образования. И в этот перечень входят не только вузы, но и организации, которые специализируются непосредственно на ДПО. Также есть возможность проходить обучение лично и дистанционно.

И как раз форма обучения нередко становится камнем преткновения. Дело в том, что многие потенциальные слушатели сомневаются в том, что образование с применением дистанционных технологий будет качественным и законным.

В первую очередь стоит прояснить, что в ФЗ «Об образовании» данная форма обучения указана, а применение дистанционных образовательных технологий регламентируется в приказе Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [3].

Далее согласно действующему законодательству, вне зависимости от формы обучения образовательная программа ДПО должна строиться на:

  • профессиональных стандартах;

  • квалификационных требованиях к специальностям и должностям;

  • федеральных государственных стандартах результатов освоения образовательных программ.


Иными словами, единственное реально существующее отличие между очным и дистанционным обучением — это формат общения между преподавателем и обучающимся. Конечно же, это правило действует при условии, что обучение осуществляет лицензированная и добропорядочная организация.

Нагляднее представим в таблице (см. Табл. 1).



Таблица 1. Сравнение форм обучения в различных учреждениях, оказывающих дополнительные образовательные услуги

На основании представленной таблицы можно сделать несколько заключений:

  • государственные образовательные организации также осуществляют обучение с применением дистанционных технологий;

  • при одинаковой длительности курса дистанционный формат стоит меньше (за счет исчезновения таких издержек, как оплата и оборудование помещения для проведения очных занятий);

  • дистанционное обучение может быть даже насыщеннее, чем его очный аналог. Иными словами, учебный план разрабатывается с намерением более детально изучить все необходимые дисциплины;

  • вне зависимости от учреждения, формы обучения по итогам курса слушатель получает необходимый ему документ – удостоверение о повышении квалификации.

Таким образом, можно заключить, что очная и дистанционная формы обучения равны между собой. Но главное при этом выбрать в качестве места получения знаний надежную организацию, которая имеет лицензию на оказание образовательных услуг, положительные отзывы со стороны слушателей, а также ведет открытую политику со своими учащимися.


Заключение


Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что дополнительное образование – это уникальная система, в основе которой лежит интерес обучаемого.

Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Цель дополнительного образования – педагогическая поддержка в процессе его социального самоопределения
, творческого и личностного развития. Практика дополнительного образования многообразна: научное общество учащихся, детские театральные студии, ансамбли, спортивные школы, коллективы прикладного творчества, клубы военно-патриотической направленности.

Идеи, апробированные в деятельности учреждений дополнительного образования, вошли в практику и значительно обогатили жизнь общеобразовательной школы. Дополнительное образование решает проблемы воспитания свободного, самостоятельного, творческого человека, развивает интеллектуальный творческий потенциал ребенка, формирует интерес и мотивацию к исследовательской деятельности, создает условия для раскрытия творческого потенциала педагога.

Помимо прочего, дополнительное образование в современной России возможно получать в двух формах:

– очной;

– дистанционной.

Последняя же форма в последние годы набирает новые обороты развития. Привычное для нас очное образование постепенно уходит на второй план, а престиж и авторитетность дистанционного обучения, напротив, растет. Сегодня человек, дистанционно изучивший конкретный курс, находится в выигрышном положении. Он имеет больше шансов применить знания на практике, чем тот, кто годами штудировал в вузе абстрактные, неприменимые в реальной жизни предметы.

В заключение хотелось бы сказать, что задачи, поставленные во введении, и цель работы, состоящая в исследовании дополнительного образования и тенденций его развития в современной России, выполнены.


Список использованной литературы


Нормативная литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 // СПС «Консультант Плюс»

  3. Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // СПС «Консультант Плюс».


Учебная литература

  1. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / ответственный редактор А. В. Золотарева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 277 с.

  2. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 315 с.

  3. История и теория дополнительного образования : учебное пособие для вузов / Б. А. Дейч [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.

  4. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : учебное пособие / А. В. Золотарева [и др.] ; под научной редакцией А. В. Золотаревой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.

  5. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 363 с.

  6. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 241 с.

  7. Слизкова, Е. В. Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого : учебное пособие для вузов / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 149 с. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование : монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова ; под общей редакцией Ю. В. Латова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 333 с.

  8. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.

  9. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 280 с.

  10. Шмачилина-Цибенко, С. В. Образовательные технологии в дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов / С. В. Шмачилина-Цибенко. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 134 с.



Специальная литература

  1. Тополев К.Ю. Какие бывают формы дополнительного образования для детей? / К.Ю. Тополев // Азбука права. – 2021. – № 3. – C.59-60.

  2. Евладова Е.В. Дополнительное образование детей / Е.В. Евладова. – Москва: Владос, 2004. – 344 с.

  3. Горский, В. А. Роль педагога в дополнительном образовании детей. / В.А. Горский, О.А. Юров // Дополнительное образование. - 2001.-№ 12.- С.3-12.

  4. Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л., Фукс И.Л., Янковская А.Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении/Костюк Ю.Л. и др.// Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. − 2014−№ 1 (26)− С.89-98.

  5. Бичеев М. А., Доронина И. В. Скилл-обучение в режиме онлайн: новый вызов профессиональному образованию в России./Бичеев М.А., Доронина И.В.// Философия образования. − 2012 − №6 (45)− С. 258-262

  6. Бизунков А.Б., Пиловец Г.И. Экспорт образовательных услуг и контроль качества образования. // Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры географии ВГУ имени П.М. Машерова (Витебск, 27 ноября 2015 г.). – Витебск, 2015.− С.125-128.

  7. Макарова М.В. – Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. – 2020. – № 2. – С. 59-70.

  8. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education, in D. Sewart & B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London: Croom Helm, 1983.

  9. Хоуп Кентнор Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States, London: Croom Helm 2015.

  10. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.) // СПС «Консультант Плюс

Электронные ресурсы

  1. Виды дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Главсправ, 2018. URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/pdo/spravki/system/6/ (дата обращения: 05.05.2022).

  2. Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование [Электронный ресурс] // Businessman, 2019. URL: https://businessman.ru/formyi-i-vidyi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 07.05.2022).