Файл: Курсовая работа 1 Дополнительное образование цель, задачи, содержание студента 2 курса на211 группы.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика дополнительного образования в России
1.1. Понятие, содержание и задачи дополнительного образования
1.2. Виды дополнительного образования в системе российского обучения
2. Отдельные формы получения дополнительного образования
2.1. Дополнительное образования в очном формате
Во-вторых, чёткий график занятий.
В-третьих, простая и понятная форма проверки знаний.
В-четвёртых, жизнь в коллективе.
Допуская возможность разных подходов к определению функций дополнительного образования детей, считаем возможным дополнить вышеперечисленные функции функциями саморазвития, самоактуализации, самоопределения, самореализации. Саморазвитие, самоактуализация, самореализация связаны с феноменом потребности человека в самосовершенствовании, личностном росте, развитии. По смыслу эти понятия описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных возможностей, стремление человека к выражению и развитию своих возможностей и способностей, стать тем, кем он может стать.
Таким образом, дополнительное образование – есть процесс совершенствования человека, приобретения им новых знаний и умений, которые в конечном счёте способствуют достижения успеха во всех сферах жизни.
1.2. Виды дополнительного образования в системе российского обучения
Дополнительное образование направлено, в частности, на развитие их творческих способностей, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, профессиональную ориентацию, а также на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» дополнительное образование включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование. Дополнительные образовательные программы подразделяются на два вида: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы. Рассмотрим их поподробнее.
1. Дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. При этом последние реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют процесс обучения в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, а также индивидуально. Объединения могут формироваться из группы обучающихся как одного возраста, так и разных возрастов.
Такие объединения в рамках данного материала понимаются как формы дополнительного образования для детей, среди которых можно выделить, например, следующие:
-
Кружок (творческий, предметный) – объединение детей по интересам и предметным знаниям, например кружок танцев, оригами, литературы. Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой дополнительного образования для детей. -
Ансамбль – художественный коллектив (группа артистов), исполняющий общие постановки (песня, танец). -
Студия – группа детей, занимающаяся определенным видом искусств. Например, это может быть театр-студия – творческий коллектив, занимающийся постановкой сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей. -
Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. -
Спортивная секция – группа детей, занимающихся тем или иным видом спорта под руководством тренера или инструктора. -
Лаборатория – форма детского образовательного объединения и место, где воспитанники проводят научные и технические опыты, а также экспериментальные исследования [14; 59].
Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Так, для реализации дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, например, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища [13; 53].
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей со специальными наименованиями (например, «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская художественная школа»). Также указанные программы можно освоить в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы и программы среднего профессионального образования в области искусств, а также в образовательных организациях высшего образования.
Важно отметить, что записать ребенка в кружок, секцию и т.п. можно через портал Госуслуги.
2. Дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Профессиональная переподготовка: получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Программы включают только профильные дисциплины и этим они выгодно отличаются от второго высшего образования, которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.
Проходить переподготовку могут лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Минимально допустимый срок освоения профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
Формы обучения любые: с отрывом от работы (очная), без отрыва от работы (вечерняя или дистанционная), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формам обучения. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы. По завершении обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Повышение квалификации: cовершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
В основном, программы повышения квалификации организуются по заявкам предприятий. Периодичность прохождения курсов устанавливают сами работодатели. Повышать квалификацию могут лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца [24].
Таким образом, образовательная система в России позволяет людям всесторонне развивать свои творческие способности, физические навыки, а также повышать интеллектуальные показатели.
2. Отдельные формы получения дополнительного образования
2.1. Дополнительное образования в очном формате
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
-
очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня); -
дистанционной; -
заочной [7; 15].
Для начала рассмотрим очное образование. Очная форма дополнительного образования является наиболее классической формой получения образования. К числу организаций, предоставляющих дополнительные образовательные услуги, относятся: творческие объединения, воскресные лектории, семинары, конференции и пр. Остановимся на них поподробнее.
-
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях. -
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста. -
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами. -
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
-
видеоконференция; -
онлайн; -
бизнес-конференция; -
пресс-конференция; -
эхо-конференция; -
селекторное совещание [25].
Очный формат получения образования считается стандартом. В этом нет ничего удивительного, если учесть его широкую распространенность и внушительный перечень очевидных достоинств. Присутствуют и недостатки, главный из которых – это высокая стоимость обучения, дополняющаяся необходимостью личного присутствия и проживания в городе, где будет проводиться обучение.
В результате услугу очного обучения сложно назвать доступной. Но это компенсируется многочисленными достоинствами такого формата образования, наиболее важные из которых целесообразно рассмотреть подробнее.
Во-первых, непосредственное общение с преподавателем и другими обучающимися.
Первое и главное преимущество очного обучения – возможность общаться как с преподавателем, так и с другими обучающимися. Живой разговор при непосредственном контакте намного эффективнее общения посредством различных интернет-сервисов. Наука пока не может объяснить разницу между лекцией в аудитории и по скайпу, но результат очевиден: в первом случае КПД оказывается намного выше.
Именно поэтому так высоко ценятся лекции лучших преподавателей. Заменить их на видеоуроки или другие аналогичные материалы попросту не получается. Как следствие – очный формат обучения всегда рассматривается в первую очередь. В этом заключается его главное преимущество перед любыми альтернативными вариантами, например, дистанционным обучением.
Во-вторых, чёткий график занятий.
Еще одним важным достоинством очного формата подготовки становится расписание занятий. Оно формируется заранее, а потому студент имеет возможность правильно планировать нагрузку. Личное присутствие обучающегося на занятии становится одним из параметров оценки его знаний, что очень удобно и для преподавателя, и для самого студента.
Серьезный дополнительный аргумент в пользу очного обучения – наличие расписания дисциплинирует студентов, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне образования. Именно поэтому такой формат образования по-прежнему считается наиболее предпочтительным из доступных на сегодняшний день. Хотя разнообразные виды дистанционной подготовки стремительно набирают популярность, они заметно уступают очным видам профессиональной подготовки.
В-третьих, простая и понятная форма проверки знаний.
Контрольные точки в формате общения с преподавателем – самый популярный способ проверки знаний студентов. Он имеет несколько серьезных преимуществ, в числе которых:
-
возможность живого» общения, очень полезного как для подачи образовательных материалов, так и для их усвоения; -
исключение или минимизация многочисленных недостатков онлайн-тестов; -
влияние на итоговую оценку не только ответов на конкретные вопросы, но и общего понимания предмета; -
присутствие на экзамене других студентов, что помогает психологически и предоставляет возможность обжаловать оценку в случае несправедливого решения.
Приведенный перечень достоинств очного формата обучения и последующей проверки знаний не является исчерпывающим. Поэтому при выборе вуза для поступления первым делом следует уделять внимание очной форме обучения, а только затем рассматривать дистанционную.
В-четвёртых, жизнь в коллективе.
Живое общение между студентами не менее ценно, чем с преподавателями. Участие в многочисленных мероприятиях позволяет сформировать дружный коллектив единомышленников, что в конечном итоге полезно и для получения знаний.
В-пятых, социальные льготы.
Для ребят очной формы обучения предусмотрены различные льготы. В первую очередь речь идет об экономии при использовании общественного транспорта – метро, электричек, троллейбусов и автобусов. Необходимо отметить и возможность льготной покупки билетов на поезд, которая предоставляется дважды в год. Для иногородних студентов это становится отличной возможностью посетить дом с минимальным уровнем сопутствующих издержек.
Крупные организации предоставляют собственный набор льгот для своих обучающихся. Иногда такая помощь становится одним из критериев выбора организации дополнительного образования [14; 31].
На основании вышеизложенного, можем заключить, что очная форма обучения заслуженно считает наиболее эффективной. Главными достоинствами такого подхода к образованию выступают доходчивость при подаче материала и возможность личного общения как с другими обучающимися, так и с преподавателями. Но следует понимать, что в сегодняшних условиях очная форма подготовки используется намного реже, чем дистанционные методы обучения. Причины таких кардинальных изменений касаются не только пандемии COVID-19, но удобства и доступности дистанционных вариантов учебы.