Файл: Литература (естественноматематическое направление, общественногуманитарное направление).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








широкого спектра лексики и синтаксических конструкций. Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно выраженными идеями в логической последовательности.

3

Демонстрирует ограниченное понимание темы, идеи и жанра, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств. Удовлетворительно выражает мысли и идеи. Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую заданию, но недостаточно последовательную.

2

У обучающегося недостаточные базовые знания по предмету.







  1. Примеры заданий и схемы выставления баллов

В конце каждого вопроса в квадратных скобках [ ] указывается начисляемый за него

балл.

В качестве руководства предоставляются схемы выставления баллов, в которых указывается количество баллов, присваиваемых за каждый вопрос.

Часть 1

  1. Роман-эпопея - это произведение, в котором

  1. несколько сюжетных линий, ряд эпизодов, охватывающих значительные для героя события.

  2. содержание не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху.

  3. отображен глубокий конфликт, при решении которого герой погибает.

^) широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа и нации.

[1]

  1. Укажите литературное направление, основными чертами которого являются многоплановость содержания, мистическое постижение мира.

  1. акмеизм

  2. имажинизм

  3. символизм ^) футуризм

[1]

  1. Укажите героев пьесы «Бесприданница», которые решают судьбу Ларисы, бросив жребий.

  1. Вожеватов

  2. Карандышев

  3. Кнуров ^) Огудалова Е) Паратов Р) Робинзон

  1. Почему Азамат согласился отдать Бэлу Печорину?


  1. Азамат был должником Печорина.

  2. Азамат поверил, что Печорин убьет Казбича.

  3. Печорин дал Азамату крупный денежный выкуп за девушку.

^) Печорин пообещал ему отдать коня Казбича.

[1]

  1. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы, чтобы

  1. заполучить её деньги.

  2. обеспечить Мармеладовых.

  3. обеспечить мать и сестру.

^) оправдать свою теорию.

[1]

  1. Какая тема является ведущей в книге А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?

  1. духовное преображение лирического героя

  2. отрицание «страшного мира»

  3. тема поэта и поэзии

^) тема рокового соблазна

[1]

  1. Определите главную тему поэмы А. Ахматовой «Реквием».

  1. библейские мотивы распятия Иисуса Христа

  2. жертвы концлагерей в годы ВОВ

  3. страдания репрессированного народа ^) трагедия еврейского народа

[1]

  1. Какая поэма Олжаса Сулейменова посвящена первому полёту человека в космос?

  1. «Аргамаки»

  2. «Доброе время восходов»

  3. «Земля, поклонись человеку»

^) «Над белыми реками»

[1]

  1. Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

  1. внутренний (происходящий в душе героя)

  2. идейный (Раскольников - Соня Мармеладова)

  3. психологический (Раскольников - Порфирий Петрович)

^) социальный (Раскольников - старуха-процентщица)

  1. Выберите два верных утверждения.

  1. В романе «Герой нашего времени» поднимается проблема личности и общества.

  2. В романе «Евгений Онегин» поднимается проблема становления России во время восстания декабристов.

  3. Основную идею драмы Н.Островского полностью отражает ее название - «Бесприданница».

^) Основная идея романа «Герой нашего времени» - противостояние «отцов» и «детей».

Е) Основная идея романа «Преступление и наказание» - проблема уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной.

Р) Проблематика произведений А.Твардовского - бережное отношение к русской природе.

[2]

[Всего 12 баллов]

Часть 2

Задание 1

Выполните анализ одного из эпизодов в форме логично выстроенного структурированного текста, используя вопросы. Докажите своё мнение, ссылаясь на текст, оцените замысел автора, используйте литературоведческие термины.

  1. Какая проблема поднимается в данном эпизоде? Выразите свою точку зрения.

  2. Охарактеризуйте персонажей, художественные средства и приемы, использованные автором для раскрытия образов.

  3. С помощью каких художественных средств, приемов автор выражает отношение к происходящему? Объясните, с какой целью их использует автор.


[14]

Первый отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Одно утро захожу к ним — как теперь перед глазами: Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался.

  • А где Печорин? — спросил я.

  • На охоте.

  • Сегодня ушел? — Она молчала, как будто ей трудно было выговорить.

  • Нет, еще вчера, — наконец сказала она, тяжело вздохнув. — Уж не случилось ли с ним чего?— Я вчера целый день думала, — отвечала она сквозь слезы, — придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы... А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.

  • Право, милая, ты хуже ничего не могла придумать! — Она заплакала, потом с гордостью подняла голову, отерла слезы и продолжала:

  • Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..

Я стал ее уговаривать.

  • Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, — походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь.

  • Правда, правда! — отвечала она, — я буду весела. — И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.

Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался: думал, думал, чем ее утешить, и ничего не придумал; несколько времени мы оба молчали... Пренеприятное положение-с!

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал? Погода славная!». Это было в сентябре; и точно, день был чудесный, светлый и не жаркий; все горы видны были как на блюдечке. Мы пошли, походили по крепостному валу взад и вперед, молча; наконец она села на дерн, и я сел возле нее. Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька...

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.

  • Помилуйте, — говорил я, — ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нем стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась — он мне сам говорил, — и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...


Тут Печорин задумался. «Да, — отвечал он, — надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».

Второй отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Разговоры все держались в области общих вопросов...

Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого-нибудь кружка, он с видом разочарования, - как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, - отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все-таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое... Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска.

Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой-нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все-таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты, также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.


Задание 2. Для классов естественно-математического направления

Напишите эссе на литературную тему. Объём работы - 170-200 слов.

[14]

Дайте личную оценку с позиции нравственности действиям/поступкам Петра Петровича Лужина («Преступление и наказание» Ф. Достоевского) и Юлия Капитоновича Карандышева («Бесприданница» Н. Островского). Как вы считаете, что стало для них основным мотивом женитьбы? Аргументируйте ответ, используя цитаты из произведения.

[Всего 28 баллов]