Файл: Тема 1 История как наука и учебная дисциплина. Основы методологии исторической науки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1: История как наука и учебная дисциплина. Основы методологии исторической науки.
Основные вопросы
-
История как наука: понятие, объект, предмет, цель, задачи изучения. -
Формирование исторического сознания, его значение. -
Основы методологии исторической науки.
-
История как наука: понятие, объект, предмет, цель, задачи изучения
История всегда вызывала интерес общества, что объясняется естественной потребностью человека знать прошлое своей Родины.
Долгие годы отечественная история как наука была политизирована, пронизана идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю..
Следует учитывать, что изучение истории России должно проходить в контексте всемирной истории. Изучающие историю должны разбираться в вопросах, касающихся исторических цивилизаций, их характерных особенностей, места отдельных формаций во всемирно-историческом процессе; вопросах, затрагивающих пути развития России.
Любая наука начинается с определения понятий, которыми оперируют в процессе познания как природы, так и общества. Данная проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований, а также для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это возможно лишь в том случае, если определения и термины становятся общепринятыми, адекватно отражают действительность.
Существует несколько десятков определений понятия история.
История-социальная наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
История - наука о людях во времени (М. Блок). История-это наука изучающая пространственно-временные закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.
История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, целых коллективов, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Как наука, история имеет объект и предмет изучения. Объектом истории является совокупность обществ составляющих человечество; совокупность факторов и фактов, характеризующих жизнь этносов в прошлом и настоящем. Предметом изучения истории‒ конкретное общество в его пространственно-временном развитии; история этносов как
единого противоречивого процесса. В самом общем виде предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Главной целью исторической науки является получение исторической истины-объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.
Среди задач курса «Истории» можно выделить следующие:
-
Углубление и систематизация исторических знаний. -
Формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность основных событий истории. -
Сформировать представления о культурно-историческом своеобразии России и её месте в мировой цивилизации, об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса. -
Обучение самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций истории.
5. Сформировать историческое сознание
Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов появились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история экономики, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы. Сложился целый ряд вспомогательных исторических дисциплин, в рамках которых разрабатываются общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Это источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение старинных монет, медалей, орденов), топонимика (изучение названий географических пунктов), эпиграфика (изучение надписей на твердых предметах – дереве, керамике, металле) и др.
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), явлений, событий, фактов. По сравнению с другими социальными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, предметом познания истории является совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа.
История – одна из древнейших наук, которой около 2,5 тыс. лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу под названием «История». Древние очень ценили историю и называли ее magistra vitae (наставница жизни), а историка уважительно именовали translator temporis (переводчик времени). Свидетельством интереса и уважения древних к истории является то, что в греческой мифологии одна из девяти муз – Клио – считалась покровительницей искусств и наук. По мнению историков, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестницей славы, а в классическое и эллинистическое время (IV - I вв. до н.э.) – покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса в руках.
Однако эта романтическая символика не должна приводить к идеализации реальной жизни. История тесно связана с политикой, с интересами и судьбами правителей, которые не всегда поощряли желание историков знать правду и сообщать ее людям. Историкам постоянно приходилось сражаться с предвзятостью и субъективизмом, да и судьбы их, добивавшихся правды, не всегда были благополучными.
Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, иначе у него не будет будущего. В связи с этим важнейшими функциями истории являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути стран и народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий. Вместе с тем, познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках.
Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.
Наконец, третья, воспитательная функция играет важнейшую роль в познании законов развития человеческого общества. Она осуществляется в результате комплексного подхода к процессу воспитания (соединение патриотического, интернационалистского, трудового, идеологического, нравственного воспитания). История позволяет проследить ход общественно-политических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких, запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народов и отдельных личностей.
Приобретенные знания помогают понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, оценить вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Итак, изучение истории способствует решению не только задач воспитания, но и просвещения.
Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения. Под научным мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только, как говорят философы, их «предельное обобщение» (то есть речь идет об упорядочении знаний, не о мифологизированном, а реальном, объективном восприятии мира и исторического процесса).
2. Формирование исторического сознания, его значение
Чтобы понять, что такое историческое сознание, определим сначала, что такое общественное сознание.
Общественное сознание есть духовная сторона исторического процесса, представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни. Структурно общественное сознание включает обыденное сознание (низший уровень) и теоретическое сознание (высший уровень).
Обыденное сознание формируется стихийно, вырастая из жизненного опыта людей, здравого смысла, непосредственной практической деятельности, труда, быта. Поэтому обыденное сознание является первой ступенькой в духовно-практическом освоении человеком мира и оперирует не теоретическими формулами, философскими и социологическими категориями, а так называемыми «первичными мыслительными формами», рассматривая явления с точки зрения практической полезности.
Теоретическое сознание, как высший уровень общественного сознания, формируется на основе научных знаний из области естественных и гуманитарных наук.
Общественное сознание различается по степени или по мере распределения. Наиболее распространенным является обыденное сознание, поэтому оно определяется еще как массовое, а теоретическое сознание является менее распространенным и поэтому определяется как специализированное. Носители массового сознания, как правило, – широкие массы населения, а специализированного – ученые, т.е. люди, обладающие таким объемом знаний, который позволяет им выйти на высший уровень общественного сознания, представлять научную картину мира.
В каком же отношении находится историческое и общественное сознание?
Историческое сознание является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, слоев, классов, народов, наций формируется представление об их прошлом, о происхождении, о важнейших событиях в их истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и наций и всего человеческого сообщества. Общности людей (народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени, способствуя этим осуществлению связи времен и поколений.
Историческое сознание включает в себя прежде всего знание истории, а также обобщение исторического опыта, уроков истории, отношение к событиям, оценку фактов. Таким образом, это еще один канал связи времени, когда прошлое оценивается через призму настоящего, а настоящее рассматривается как результат прошлого.
Как духовное явление историческое сознание имеет достаточно сложную структуру, обусловленную путями и способами его формирования.
1. Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное сознание, – стихийно, на основе накопления жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или даже является их участником, накапливая впечатления, факты, со временем превращающиеся в воспоминания. Широкие массы населения, как носители обыденного сознания, на низшем уровне исторического сознания не способны привести в систему исторические знания, оценить их в соответствии с ходом исторического процесса. Чаще всего историческое сознание выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.