Файл: Тема 1 История как наука и учебная дисциплина. Основы методологии исторической науки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По Марксу, Россия должна пройти все этапы исторического пути, которые более передовая и прогрессивная Западная Европа уже преодолела. Для характеристики особенностей России и стран Азии К. Маркс ввёл понятие «азиатский способ производства», но показать его сущность при жизни не успел.
Однако формационный подход имеет и крупные недостатки:
– принимается однолинейный характер исторического развития, что создает трудности в понимании многообразия, многовариантности развития не только разных стран, но зачастую и одной страны;
– приоритет объективных внеличностных факторов принижает значение человеческой личности и духовных факторов исторического развития;
– преувеличивается роль социального конфликта, хотя хорошо известно, что многие эпохальные переходы общества от одной формации к другой произошли без социальных революций;
– имеют силу элементы социального утопизма.
В современной исторической науке все больше сторонников обретает цивилизационный подход, в рамках которого основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация (от цивиль – городской, гражданский, государственный). Термин цивилизация был введен в научный оборот в 18 в.Цивилизационный подход основывается на процессах урбанизации и индустриализации. Эпоха цивилизации сменяет эпоху дикости и варварства. Главные отличительные признаки цивилизации – появление письменности, религии как социального института общества, социальное расслоение общества, возникновение государства.
Цивилизация-это социокультурный феномен, ограниченный определенными временными рамками в центре которого религия. Это одно из многочислных определений понятия цивилизация.
Цивилизационный подход имеет сильные стороны:
– как и формационный подход, он универсален, хотя и в меньшей степени;
– легче укладывается в представление об истории как многолинейном и многовариантном процессе, исход которого заранее предопределен;
– предполагает целостность истории, позволяет шире использовать сравнительно-исторический метод исследования;
– позволяет лучше учитывать морально-нравственный фактор.
Цивилизационный подход имеет и целый ряд существенных недостатков. Поскольку история согласно этому подходу начинается с появления городов, то характеризуют первобытнообщинный строй (эпоху дикости и варварства) сторонники марксизма. Чрезвычайно аморфны критерии выделения типов цивилизации. Цивилизации различаются, потому что в одних преобладает экономическое начало, в других – религиозное или морально-этическое, в третьих – политическое и т.д.
Поэтому в настоящее время все больше сторонников находит теория этногенеза, наиболее ярким представителем которой является Л.Н. Гумилев. Он пытался дополнить ею марксистскую теорию смены общественно-экономических формаций, говоря, что социально-экономическое развитие и этногенез параллельны, как пространство и время. Согласно этой теории, каждый народ имеет начальную дату и конечную – дату рождения и дату смерти. Развиваясь, он проходит через стадии воинственности, накопительства и т.д., вплоть до старчества (гомеостаза), чем и объясняются те или иные вехи истории. Цивилизационные же различия между народами объясняются естественно-географическими условиями их проживания.
Теория этногенеза тоже имеет недостатки. Главный из них – совершенно неясен механизм зарождения нового этноса и причина появления «пассионарного перегрева».
Итак, три подхода: формационный, цивилизационный и теория этногенеза – дают возможность рассматривать исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из подходов имеет сильные и слабые стороны. Избегая крайности, взяв все лучшее, можно представить себе историю человечества в целом и отдельных народов, государств в частности как непрекращающийся диалог многих участников исторического процесса.
При изучении и исследовании истории используются как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, статистический, математический и др.) и специальные,
т. е. исторические методы:
1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;
2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а периодов и эпох – по проблемам;
3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо сторону жизни и деятельности государства в последовательном развитии;
4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных регионах мира.
Следует также отметить методы периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный.
Таким образом, историческая наука обладает целой системой принципов и методов исследования и изучения истории, что позволяет создать целостное представление о многомерности исторического процесса, его месте в поступательном развитии человеческого общества.
Познавая историческое прошлое своей страны, человек получает представление о самобытности истории России, в которой героическое уживалось с трагическим.
История – одна из древнейших наук. Она выполняет ряд важных общественных функций. Для того, чтобы решать задачи, стоящие перед историками, применяются специализированные методы. Овладев методами изучения истории, можно получить систематизированные знания по курсу всемирной и отечественной истории, что поможет каждому не только узнать о прошлом, но и найти свое место в настоящей жизни, объективно оценивать все происходящее в современной России.