ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тогда нет оснований для его значения, так как изображение условно. Тогда для определения изображенной информации условные знаки должны быть общеизвестными, иными словами их значение должно быть схоже со знаками вербального языка. [17]
Если при визуализации не используется отражение объекта, а представление количества, структуры, размера и так далее, то используются более символические рисунки. (Например, в логических рисунках, о которых будет говориться далее.)
Даже изображения, отражающие абстрактные отношения (графики, кривые, схемы и т.д.), имеют определенные сходства с представленным объектом.
Изображения дают указания для обработки наглядной информации. А для управления обработкой зачастую используются языковые средства, такие как надписи, пояснения, примечания или комментарии. Но наряду с ними также есть и неязыковые средства – стрелки, выделение, взятие в рамку, нумерация картинок – посредством которых обращается внимание на определенные важные моменты.
Также, наглядные изображения могут быть подразделены по различным аспектам. По внешним признакам изображения определяются следующие категории:
А в зависимости от «зашифровки» информации, можно выделить, кроме простых изображений, логические и аналоговые изображения.
Все вышеизложенные виды могут быть использованы на всех уровнях изучения языка, при соблюдении определенных условий.
Изображения также разделяются по функциям. От этого тоже зависит их правильное применение на уроке французского языка. Функции выделяются следующие:
Иллюстративная функция применима на младшем этапе, когда изображение сопутствует тексту, как бы поясняя действие или ситуацию, чтобы ребенок перед чтение текста имел представление, о чем будет идти речь. На среднем этапе интенсивно начинают проявляться когнитивная и семантическая функции в изображениях.
Учитывая количество описанных выше функций и условий, урок с использование визуализированной информации может иметь множество вариантов. Поэтому учителю стоит обдуманно подходить к выбору наглядности на своем уроке.
Таким образом, использование приема визуализации на уроке французского языка обосновывается его актуальностью и эффективностью, описанными ранее, а комплексная структура подбора изображений позволяет правильно выбрать материал, соответствующий возрасту, интересам, уровню языка и функциям его использования. Визуализированный метод, за счет воздействия на зрительный канал восприятия, активно стимулирует мыслительную активность обучающихся на среднем этапе, как на младшем и на старшем, поэтому такой метод является обязательным при обучении лексике на уроках французского языка.
Выводы по главе 1:
1. За счет расширения области наглядности и её эффективности в познавательной и творческой деятельности, визуальные методы представления лексической информации являются наиболее эффективными.
2. Есть несколько видов изображений – простые, логические и аналоговые.
3. Изображения также разделяются по функциям: иллюстративная, когнитивная, семантические, репрезентативная.
4. При подборе визуализированной информации, нужно обращать внимание на такие моменты, как качество изображения, соответствие уровня учеников к информации и их подготовленность, а также изображение должно быть «открытым» для его дополнения, развития и использовании информации в дальнейшем.
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
Визуализация на уроке подразумевает использование визуальных способов сжатия информации и её графическое представление. [21]
Выделяется несколько способов графического представления информации:
Данные способы могут применяться не только на старшем и среднем этапах, но и на младшем. Например, при изучении темы «Ma famille» («Моя семья»), возможно применить способ ментальных карт, так как эта тема не сильно ограничена рамками и допускает относительно свободное графическое составление. При разработке ментальных, или интеллектуальных, карт по такой теме очень просто выявлять «главное» и исходящие из него части. То есть, старшего члена семьи (grand-père) и постепенно переходить на его потомков. В итоге, получается конструкция, напоминающая генеалогическое древо. Желательно, чтобы элементы интеллектуальных карт сопровождались рисунками. Обучающийся, рисуя интеллект-карту от руки, активно способствует запоминанию визуализированной информации, которую он же и производит графически. Это также развивает творческие способности и различные виды речевой деятельности,
Если при визуализации не используется отражение объекта, а представление количества, структуры, размера и так далее, то используются более символические рисунки. (Например, в логических рисунках, о которых будет говориться далее.)
Даже изображения, отражающие абстрактные отношения (графики, кривые, схемы и т.д.), имеют определенные сходства с представленным объектом.
Изображения дают указания для обработки наглядной информации. А для управления обработкой зачастую используются языковые средства, такие как надписи, пояснения, примечания или комментарии. Но наряду с ними также есть и неязыковые средства – стрелки, выделение, взятие в рамку, нумерация картинок – посредством которых обращается внимание на определенные важные моменты.
Также, наглядные изображения могут быть подразделены по различным аспектам. По внешним признакам изображения определяются следующие категории:
-
Фотография или картина -
Рисунок -
График или диаграмма
А в зависимости от «зашифровки» информации, можно выделить, кроме простых изображений, логические и аналоговые изображения.
-
Простые изображения – это те, которые иллюстрируют реальность. То есть, это плакаты, фото, рисунки, живопись и так далее. Такие изображение часто используются на раннем и среднем этапе. На старшем этапе, ввиду усложнения лексики, используются логические изображения. -
Логические изображения не имеют прямого эквивалента в реальности. Они часто представлены абстрактными понятиями. Для визуализации логических изображения используют диаграммы и графики, которые визуализируют абстрактные структуры, уточняют количество меры, демонстрируют взаимосвязи и отношения. Логические изображения служат для отображения взаимосвязи между качественными и количественными признаками. Они предназначены для визуализации абстрактных структур, процессов, величин или отношений. -
Аналоговые изображения, как можно догадаться по названию, представляют из себя сравнение изучаемой лексики с чем-то знакомым. В данном случае, изображение служит для изъяснения структур иностранного языка.
Все вышеизложенные виды могут быть использованы на всех уровнях изучения языка, при соблюдении определенных условий.
-
Первое условие – это техническое качество изображения. И дело не только в удобстве восприятия – хотя это тоже важно для понимания значения изображенной информации – но еще и в эстетике. Неэстетичное изображение влияет на интерес и мотивацию к изучению языка. Некрасивое изображение попросту не хочется воспринимать и, соответственно, изображение не выполняет свою функцию и не вызывает соответствующих эмоций и ассоциаций для запоминания лексики -
Изображение должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся, их интересам и их опыту. Изображения содержат большой объем информации, который, при подаче нужной группе обучающихся, будет максимальна эффективна. Картинки с мультипликацией, яркие картинки или простые картинки со словами, изучаемыми на начальном этапе, должны быть применены только на младшем возрасте, для детей постарше они будут бессмысленны. В то же время изображения с графиками не подойдут ученикам начальных классов, но вполне будут понятны ученикам средней и старшей школы. А такие изображения, которые содержать большой объем информации и большое количество деталей стимулируют общение, обсуждение или же спор, что подходит для старших школьников. -
Важную роль играет некая «открытость» изображения. Содержания визуальной информации должно быть открыто, то есть подразумевать какое-либо развитие сюжета, обсуждение в классе того, что изображено на картинке, возможность описания персонажей, дополнения информации, возможные реплики персонажей и так далее. И учитель должен заранее продумать, что можно сказать об изображенном с дополнение. Это важно для коммуникации и вывода в речевое общение. [16] -
Про подготовленность учеников к восприятию воображения тоже нельзя забывать. Невозможно успешно работать с визуализированной информацией, не имея должных предварительных знаний, словарного запаса и не зная грамматических конструкций, чтобы использовать эту информацию успешно. -
Следует ориентироваться на коммуникативные средства. Большой популярностью пользуются аудиовизуальные средства, такие как телевидение или фильмы. Они являются легко воспринимаемыми, и вызывают у обучающихся меньше напряжения при обработке информации. Но нужно обращать внимание на актуальность и уместность аудиовизуального материала. -
Наличие ситуативного контекста восприятия. Общий визуальный контекст оказывает влияние на восприятие информации, помогает лучше её усвоить.
Изображения также разделяются по функциям. От этого тоже зависит их правильное применение на уроке французского языка. Функции выделяются следующие:
-
Иллюстративная – изображение используется в качестве дополнения к тексту. -
Когнитивная – изображение представляет языковые структуры -
Семантическая – изображения – посредники в введение новых лексических единиц. -
Репрезентативная – изображения используются для представления страноведческой информации. Чаще всего это простые изображения.
Иллюстративная функция применима на младшем этапе, когда изображение сопутствует тексту, как бы поясняя действие или ситуацию, чтобы ребенок перед чтение текста имел представление, о чем будет идти речь. На среднем этапе интенсивно начинают проявляться когнитивная и семантическая функции в изображениях.
Учитывая количество описанных выше функций и условий, урок с использование визуализированной информации может иметь множество вариантов. Поэтому учителю стоит обдуманно подходить к выбору наглядности на своем уроке.
Таким образом, использование приема визуализации на уроке французского языка обосновывается его актуальностью и эффективностью, описанными ранее, а комплексная структура подбора изображений позволяет правильно выбрать материал, соответствующий возрасту, интересам, уровню языка и функциям его использования. Визуализированный метод, за счет воздействия на зрительный канал восприятия, активно стимулирует мыслительную активность обучающихся на среднем этапе, как на младшем и на старшем, поэтому такой метод является обязательным при обучении лексике на уроках французского языка.
Выводы по главе 1:
1. За счет расширения области наглядности и её эффективности в познавательной и творческой деятельности, визуальные методы представления лексической информации являются наиболее эффективными.
2. Есть несколько видов изображений – простые, логические и аналоговые.
3. Изображения также разделяются по функциям: иллюстративная, когнитивная, семантические, репрезентативная.
4. При подборе визуализированной информации, нужно обращать внимание на такие моменты, как качество изображения, соответствие уровня учеников к информации и их подготовленность, а также изображение должно быть «открытым» для его дополнения, развития и использовании информации в дальнейшем.
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
-
Методы применения технологий визуализации на уроках французского языка
Визуализация на уроке подразумевает использование визуальных способов сжатия информации и её графическое представление. [21]
Выделяется несколько способов графического представления информации:
-
«Рыбий скелет», или «Фишбоун» - понятие, введенное Кауро Ишакавой, и представляющее из себя схему рыбьего скелета, в котором голова – это проблема, верхние кости – это причины её возникновения, а нижние – это факты, подтверждающие наличие причин возникновения проблемы. -
Ментальные карты – способ, позволяющий удобно структурировать информацию, используя схему с рисунками, подходящими под определенный элемент этой схемы, и способствующие быстрому запоминанию информации. -
Кластеры – смысл данного метода заключается в сосредоточении главной информации по теме в центральном овале, в дополнительных содержатся слова, раскрывающие смысл основной темы. -
Инфографика – это информационный блок, в котором интегрированы различные формы визуальных элементов, таких как графики, числа, таблицы или же рисунки. -
Мультимедийная презентация – это способ визуальной подачи информации при помощи электронных технологий, то есть компьютер, проектор и интерактивная доска. При таком способе на экран выводится интерактивный документ, управляемый пользователем. Такая подача информации является самой популярной и одной из самых эффективных при работе со школьниками. -
Интерактивные тренажеры – обычно представлены в виде развивающей игры. -
Облака тегов (облака слов) - это визуальное представление списка категорий.
Данные способы могут применяться не только на старшем и среднем этапах, но и на младшем. Например, при изучении темы «Ma famille» («Моя семья»), возможно применить способ ментальных карт, так как эта тема не сильно ограничена рамками и допускает относительно свободное графическое составление. При разработке ментальных, или интеллектуальных, карт по такой теме очень просто выявлять «главное» и исходящие из него части. То есть, старшего члена семьи (grand-père) и постепенно переходить на его потомков. В итоге, получается конструкция, напоминающая генеалогическое древо. Желательно, чтобы элементы интеллектуальных карт сопровождались рисунками. Обучающийся, рисуя интеллект-карту от руки, активно способствует запоминанию визуализированной информации, которую он же и производит графически. Это также развивает творческие способности и различные виды речевой деятельности,