Файл: Оглавление введение актуальность работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
такие как письмо, чтение и говорение, при произношении изучаемой лексики.

Ментальная карта – это техника визуализации мышления. Использование ментальных карт заставляет активно работать оба полушария мозга. Тони Бьюзен, разработавший эту технику, выделил также и правила создания ментальных карт:

  • Основная идея располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Кластеры (рисунок 1) следует использовать при изучении тем с более иерархическими конструкциями, как того требует смысл этого способа. Например, тема «Les pays», при которой в центре будет располагаться слово «Страна», а из него будет исходить его составляющие: «Société», «Transport», «Climat» и так далее. При составлении кластеров ученики сами предлагают дополнительные слова и их классификацию. Запоминанию лексических единиц также способствует такая коммуникативная деятельность. При составлении кластеров необязательно задействовать рисунки, творческий компонент присущ интеллектуальным картам.



Рисунок 1. Кластер

Похожим образом, кластеры можно составлять и от руки.

Инфографика является наиболее яркой формой графического отражения информации из какого-либо текста, видео или рассказа. Если в интеллектуальной карте, например, была конструкция, где элементы были так или иначе связаны между собой, то в инфографике более свободная система, позволяющая указывать как числа, так графики, сопровожденные рисунками, при этом эти составляющие могут находиться изолированно друг от друга. Инфографика может быть заранее составлена или найдена учителем, или же составлена обучающимся. Также такая форма визуализации информации часто исполняется с помощью интернет-ресурсов, что позволяет более ярко и доступно изобразить информацию с помощью имеющихся в глобальной сети подходящих изображений. Инфографика незаменима как форма сопутствующего предоставления информации. Например, когда учитель показывает видео с информацией о стране, городе, об истории какого-либо явления, ему также следует
подготовить изображение с определенными картинками, которые соответствовали бы видео, и определенные названия, даты и цифры. Таким образом у обучающихся будет визуальный «план» для предоставленной информации.



Рисунок 2. Инфографика

В идеале, инфографика выглядит так, как изображено на рисунке 2: Указана главная информация с изображениями, числами и графиками, все удобно и красиво структурированно и приятно для глаз.

«Рыбий скелет» больше всего подходит для визуализации информации на старшем этапе, так как такой способ подразумевает представление проблемы, причин и фактов её возникновения и решения.



Рисунок 3. Фишбоун

Например, проблемой может быть школьная неуспеваемость (mauvais résultats scolaires), а причинами – лень, нехватка времени. Тогда фактами, подтверждающими причины, будут: частое использование мобильного телефона и загруженность факультативными занятиями. Из всего этого вытекает решение – сокращение дополнительных занятий и нахождение мотивации к работе в школе.

Подобные диаграммы способствуют развитию критического мышления, увеличивают успешность усвоения материала и способствуют развитию фотографической памяти. Для такой и подобных диаграмм используются такие программы, как: Excel, Infogram, Sigma.Js, Aristochart и другие.

Мультимедийная презентация – незаменимая вещь для учителя, особенно в вопросах наглядности лексики, потому как не на каждое слово можно найти материальное изображение, тогда нужно использовать изображение цифровое, выводя его на экран. Такой метод самый распространенный и удобный, так как он предполагает не ограниченную схему визуализации, как это было в примерах ранее, а более широкий спектр возможностей наглядно представить информацию. Например, с помощью презентации можно заменить флэш-карточки, которые нужно делать самостоятельно или покупать, такими же карточками, но уже изображенными на экране. Это экономит всевозможные ресурсы, и к тому же сосредотачивает внимание обучающихся на большой области, без необходимости подносить изображение поближе к ребенку

, чтобы он мог его рассмотреть. Помимо этого упражнения, презентация помогает более эффективно продемонстрировать наглядную информацию, так как таким образом картинки с новой лексикой будут восприниматься лучше, ввиду особенностей современных детей. А если на слайд добавить небольшое упражнение, в котором, например, картинки будут перемещаться к своему переводу, то добавится элемент интерактивности, что поможет «спроецировать» образ слова на французском языке с его образом на русском. Тогда ребенок не будет бездумно заучивать слова, они отразятся у него в памяти сами.

Несмотря на очевидность эффективности мультимедийной презентации, перечисленные варианты её использования не заканчиваются. Презентацию возможно использовать на протяжении всего урока, заменяя им ряд методов, таких как инфографика или кластеры. На неё можно добавлять всевозможные наглядные упражнения, составлять задания, на которых будет выводиться ответ сразу же после его озвучивания учениками. Презентация удобна во всем, и она также нравится обучающимся.

Интерактивные тренажеры. Несмотря на то, что они обычно представлены в виде развивающей игры, такой метод применим не только в начальных классах ввиду его уникального алгоритма построения учебного процесса. Современным детям нравится все, что связанно с компьютерами, а особенно с компьютерными играми, что частично имитируют такие тренажеры. Аркадные игры, головоломки, загадки и задачки легки для восприятия, а их содержание помогает ученику лучше воспринимать информацию, которую он мог и не заметить на уроке. В средней школе такие тренажеры особенно актуальны, так как они не будут сосредотачивать внимание детей только на игре, как в начальной школе, не слишком просты для старшей. В интернете большое интерактивные тренажеры представлены в огромных количествах, нужно лишь поискать. Например, learningapps – сайт, на котором можно самостоятельно создавать интерактивные игры, или Lingualeo – яркий пример интересных онлайн-тренажеров.

Облака тегов, или облака слов – основная цель применение этого метода – запоминание слов и установка ассоциативных логических связей. Структура облака тегов очень проста – составляется набор слов по определенной теме и размерами выделяется значимость слов, частота их употребление, важность для урока и так далее.




Рисунок 4. Облако слов

Таким образом, мы рассмотрели наиболее часто используемые и эффективные методы визуализации информации, которые могут использоваться на уроках французского языка. Выбор метода зависит от уровня обучения, от самой темы, от её сложности, а также от цели урока. Такой способ, как инфографика может быть использован почти на любом этапе, а вот «фишбоун» лучше использовать с учениками постарше. А мультимедийная презентация – ответ почти для любого вопроса о визуализации.


  1. Методические упражнения с использованием визуализированного подхода


Использование наглядности на уроках иностранного языка увеличивает эффективность обучения путем создания условий для чувственного восприятия информации, развивает творческое воображение, повышает интерес обучающегося к предмету, тем самым улучшает качество урока.

В каждом учебно-методическом комплексе так или иначе представлен наглядный материал, но обязанности учителя выходят далеко за рамки обучения по учебнику. Дидактические упражнения часто используются на уроке. Это такие упражнения, которые не требуют определенных правил, и подразумевают одно действие. На уроках французского языка, от учителя можно услышать команды: « Dites autrement », « Trouvez des synonymes », « Dessinez cet objet » - это и есть дидактические упражнения. Они развивают познавательную деятельность обучающихся, помогают закрепить или повторить пройденный материал, и благоприятно влияют на долговременное усвоение материала.

На уроке французского, как и любого иностранного языка, возможно применить упражнения с использованием наглядности. Список таких упражнением ограничивается лишь воображением учителя. Их главная особенность – наличие изображений или наглядных схем, помогающих выполнить задание или служащих его опорой.

В «помощь» ученику может быть применен один из описанных ранее методов, например – инфографика. Помимо помощи в запоминании и структуризации информации, инфографику можно использовать непосредственно в упражнениях. Например – рассказать тему «Comment les français se rendent-ils au travail?», глядя на изображение с графиком, картинками и информацией. В этом упражнении делается акцент как на содержании текста, так и на новых словах. В нем необходимо захватить все аспекты вопроса, опираясь на предоставленную инфографику. Таким образом, ученик средней школы способен пересказать почти любой текст, не имея перед глазами непосредственного текста, но имея его графический план. А изображения, подобранные в соответствии с изучаемыми словами, и их активизация в пересказе, способствуют скорейшему запоминанию лексических единиц.




Рисунок 5. Инфографика - как французы добираются до работы

Также, на уроке французского языка можно использовать следующее упражнение (рисунок 6): Учитель, повторив с учениками тему passé composé и глаголы, спрягающиеся с être, дает задание прослушать аудио и вычеркнуть все такие глаголы, которые были упомянуты в аудиотексте. Карточка со списком глаголов выдается заранее, но после общего повторения.



Рисунок 6. la maison d'être

После того, как закончилось аудио и все глаголы были вычеркнуты, проверяется правильность и спрягаются некоторые глаголы, которые не были упомянуты в тексте. В результате выполнения этого упражнения, ученики не только повторяют грамматическое явление, но и закрепляют его лексический компонент, связанный с изменением формы слова.

Следующее упражнение можно расширить, применив творческие способности. Его смысл заключается в дополнении текста словами, которые также изображены на карточках. Его можно использовать при изучении лексики по теме «Au restaurant» или «Le repas». Смысл очень простой – нужно дополнить диалог либо подходящими по смыслу словами, либо выбрать своё слово из темы «Еда». Обучающимся раздается диалог и карточки, которые они должны вставить в пропуски:

  • Bonjour, madame. Voici le menu... Vous avez choisi ?

  • Bonjour, comme ______, je voudrais ___________________

  • C’est noté, et comme plat principal ?

  • Comme plat principal, je voudrais _____________

  • Et comme ______ ?

  • Comme_______, je voudrais du thé

  • Comme dessert, je voudrais ________ ________

  • C’est noté. Merci et bon appétit.

Карточки для заполнения будут следующими: entrée, plat principal, boisson, dessert, le poisson, la viande, le café, la salade, и другие слова, обозначающие еду. В данном случае, проверяется понимание употребления слов «entrée, plat principal, boisson, dessert», знание лексических единиц по теме «еда» и умение их употреблять. Важно также попросить учеников ответить устно, опираясь на проделанную работу, чтобы убедиться в знании слов. Такое упражнение подходит для закрепления материала, а визуальное изображение лексики способствует его быстрому запоминанию и активизации в речи.

Более сложным вариантом для учителя, который требует более тщательной отработки и большего количества времени для составления упражнения, может быть мозаика. Такое упражнение также подходит для изучения и отработки лексических единиц. Его суть состоит в сопоставлении слов французского языка и русского, чтобы в конечном итоге получилась цельное изображение. Учителю нужно заблаговременно приготовить таблицу со словами французского языка по определенной теме, и точно такую же таблицу с переводом на русский язык. А на обороте одного из листов с таблицами – распечатать или приклеить какое-либо изображение. В последствии, после разрезания таблицы с картинкой на обороте по границам полей получится набор слов. Детям раздаются части картинки, на обороте которых они должны прочитать слово и положить его поверх таблицы с переводом. Если перевод выбран верно, то сложится мозаика и обучающиеся увидят результат проверенной работы.