Файл: Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 12
Введение
Цели исследования: Усилить профессиональную подготовку студентов, обеспечивая углубленными знаниями педагогики физической культуры и спорта, технологии преподавания
Задачи исследования: Выяснить главные качества преподавателя физической культуры для работы с детьми и виды педагогических способностей.
Предмет исследования: Модель эффективного педагогического взаимодействия с детьми в физкультурно-спортивной деятельности
Объект: Дети различного социального уровня (детские дома, интернаты, спецшколы)
Педагогика физической культуры и спорта — это наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания (образования и обучения) при занятиях физическими упражнениями и спортом и управление этим процессом. В каждой науке имеется свой словарь терминов, содержание которых раскрывается в соответствующих понятиях. Так, «педагогика ФК и спорта» — термин, понятийный смысл которого в том, что это «наука, которая…» и т.д. (В понятии фиксируются существенные свойства, признаки, связи и отношения заключенные в определенном термине.)
Наиболее важные, основные понятия науки, выражающие ее сущность, называются категориями. Поскольку педагогика есть наука о воспитании, то се основными категориями являются профессионально осуществляемое воспитание в широком смысле этого слова, включающее в себя образование и обучение, и воспитание в более узком смысле. В большинстве словарей воспитание определяется как относительно осмысленное и целенаправленное «взращивание человека».
Мы имеем дело с конкретной стороной воспитания — с физическим воспитанием. Здесь должны развиваться свойства и качества, направленные на полноценное развитие и функционирование органов и систем, обеспечивающих двигательную деятельность человека, и формироваться стороны личности, содействующие достижению успеха в этом процессе. К ним относятся трудолюбие и добросовестность, волевые проявления при выполнении заданий: настойчивость, целеустремленность, смелость — способность преодолеть неуверенность, страх и др., а также необходимо побуждать к проявлению нравственных качеств, не позволяющих применять полученные двигательные умения и навыки во вред другим людям.
Наиболее кратко физическое воспитание можно определить как специально и преднамеренно организованный процесс — целенаправленный,
планомерный и систематически осуществляемый по развитию физических (двигательных) качеств, освоению двигательных умений и навыков и овладению знаниями из области физической культуры, обеспечивающих человеку возможность поддержания полноценного физического состояния на протяжении всей его жизни. От педагога во многом находится в зависимости составление личности его учащихся. Аспекты педагогического профессионализма складываются из совокупности деловых и собственных свойств педагога.
1. Главные качества преподавателя физической культуры
К необходимым деловым качествам педагога физической культуры (тренера по спорту) относят: осознание человеческих основ воспитания в нашей стране, знание собственного дела, умение учить движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить действенный подход к учащимся, умение следить и принимать во внимание итоги учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать собственным примером, быть культурным.
К главным собственным качествам педагога (тренера), относятся:
- творческая активность,
- гибкость ума,
- трудолюбие,
- добросовестность,
- бескорыстие,
- принципиальность,
- выдержанность,
- требовательность,
- скромность,
- культура.
Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся собственным видом:
- стройностью,
- подтянутостью,
- изящными и ритмичными движениями,
- физической силой
- выносливостью,
- великим профессионализмом в выполнении упражнений,
- смелостью,
- мужеством,
- высочайшими волевыми качествами
Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают конкретные и постоянные контакты учителя и учащихся. Это способствует появлению взаимопонимания меж ними, почтительного дела студентов к учителю. Ученики, каждый день испытывая поддержку, помощь и руководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и почтением.
Работа специалиста по физической культуре имеет креативный характер. Это значит, что в его деятельности не достаточно стандартных, консревативных положений. Он нередко функционирует в необычных обстановках, которые настоятельно просят опытного маневрирования способами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же время видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося.
Творческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руководить ими в сложных условиях.
Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего труда, специалисту необходимо быть эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К. К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.
Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.
В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность, терпеливость, решительность, жизнерадостность.
Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др. Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.
При исследовании мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он:
1)учит любить спорт;
2) любит детей;
3) помогает в трудную минуту;
4) не жалеет свободного времени;
5) помогает в становлении личности;
6) контролирует успеваемость в школе;
7) помогает в решении жизненно важных вопросов.
Естественно, этот перечень качеств не окончателен. Однако и полученные данные могут быть положены в основу практической работы тренеров. Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д. Вуден и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу.
Они установили, что:
1) овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым;
2) степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала;
3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий. Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения:
1) дозволенность — контроль;
2) пассивность — энергичность;
3) агрессивность—поддержка;
4) расплывчатость— ясность;
5) поощрение—безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения;
6) сдержанность — яркость;
7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций;
8) доброжелательность, теплота—холодность, сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp - теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Структуру знаний тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания. Общественно политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера.
Чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности. Знание предметов медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.
Тренер — психолог. К. Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания. Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими которой являются нравственные качества и особенности, присущие советскому образу жизни, советскому характеру.
Тренер - организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства. Нередко неопытные или опытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений. Тренер может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся.
Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой. Кроме того, личностный авторитет зависит от умения тренера устанавливать правильные принципиальные отношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями, общественностью. Авторитет тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействии тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры. Шкала наблюдения за взаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведения спортивно-массовой работы включает следующие показателя:
1) стратегия и тактика организации спортивной игры по месту жительства;
2) количество элементов спортивной игры, показанное юными спортсменами тренеру в начале, середине, конце игры;
3) количество и характер самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частях занятия;
4) замечания всему коллективу;
5) замечания отдельным спортсменам;
6) элементы ролевых игр в занятиях;
7) обобщение отдельных элементов стратегий и тактики игры лучших юных спортсменов тренером;
8) обобщение стратегии и тактики спортивной игры самими спортсменами;
9) количество контактов тренера с сильными спортсменами;
10) то же, со слабыми;
11) количество проявлений согласия и несогласия юных спортсменов между собой;
12) то же, с тренером.